Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Инвестиции сегодня выступают единственно реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1.Теоритические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях…...…………………………………………..3
1.1. Понятие, содержание и элементы инвестиционной политики……………..3
1.2. Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций…………….5
1.3. Зарубежный опыт инвестирования ………………………………………..7
2. Оценка состояния и реализации ИП…………………………………………...12
2.1. Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность и в сельское хозяйство в Республике Казахстан……………………………….......12
2.2.Государственное регулирование и поддержка инвестиционного сектора……………………………………………………………………………..14
2.3.Формирование и развитие инвестиционного климата………………….....19

3. Реализация стратегии экономического роста РК до 2030 года………........22
3.1. Проблемы инвестиционных вложений в Казахстане……………………..22
3.2Формирование инвестиционной привлекательности РК……………….….27

Заключение…………………………………………………………………...........29

Список литературы………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика РК.docx

— 155.60 Кб (Скачать)

Взять, к примеру, вопросы нефти  и газа. Не только иностранный, но даже национальный инвестор сегодня толком не знает, куда ему обращаться: то ли в КИИК, то ли в Государственную  комиссию по приватизации предприятий  нефтегазового комплекса, то ли в  Министерство нефти и газа, то ли в Госкомитет по приватизации.

Для стабилизации экономики и обеспечения  устойчивого экономического роста необходимо привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов, которые призваны обеспечить решение следующего круга задач:

• реструктуризацию национальной экономики,

• ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов,

• усиление экспортного потенциала страны,

• развитие импортозамещающих производств,

• формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,

• создание рыночной инфраструктуры,

• привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.

Практика последних лет показала, что в политике привлечения иностранных инвестиций существовали отдельные просчеты, отсутствовал действенный механизм стимулирования вложений иностранного капитала, адекватный потребностям и задачам рыночной трансформации экономики. Это касается методологии и методики оценки объемов иностранных инвестиций, форм привлечения иностранного капитала и допустимых масштабов, организационного и экономического механизмов привлечения иностранного капитала, регионального и отраслевого распределения.

В Казахстане к отраслям приоритетного  привлечения иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую отрасли, черную и цветную металлургию, строительство, коммуникации.

Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях  экономики Казахстана является привлечение  прямых иностранных инвестиций для создания совместных и зарубежных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностранные инвестиции, как правило, дают большой эффект, так как зарубежный партнер совместного проекта заинтересован в максимально высокой отдаче инвестированных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производственный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор разделяет всю полноту риска с национальным инвестором.

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые  имеют ряд существенных преимуществ  перед другими формами экономического воздействия:

• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

• не ложатся бременем на внешний долг страны;

• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря  разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

Прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала в экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению с иностранными кредитами. Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.

Основной формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается создание совместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличительными особенностями совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.

Процесс создания СП проходит достаточно интенсивно - к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не внесли. Наибольшее количество действующих СП образовано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).

Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они  ориентированы в основном на краткосрочную перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, маркетинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требующую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного производства.

Наибольший интерес у иностранных  инвесторов вызывают сырьевые отрасли  и, в первую очередь, горнопромышленный  и топливно-энергетический комплексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являются контракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом этого вида контракта является простой и эффективный механизм изъятия собственной доли доходов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено три таких контракта - в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).

При осуществлении крупных проектов, где инвестиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организация контрактных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному партнеру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превращение в СП.

Основными критериями при выборе форм привлечения иностранного капитала являются:

• сфера деятельности и вид продукции (технологически сложный, наукоемкий и т.п.);

• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);

• стратегическая цель привлечения иностранного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управленческого опыта).

Одним из наиболее эффективных методов  увеличения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.

В Казахстане в последнее время  практикуется такая форма привлечения  иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая  форма привлечения капитала позволяет вывести крупные предприятия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов на управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показала свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кроме того, при данной форме привлечения иностранного капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструкция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.

Более выгодным для государства  является осуществление инвестиций на основе досрочной приватизации, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоценка и пересчет основных фондов и на этой основе установление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.

Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для  досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.

Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики  целесообразно использование как финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной инфраструктуры.

Для того, чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения необлагаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.

Разумеется, предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот должно осуществляться не автоматически, а дифференцирование, в зависимости от государственной значимости осуществляемого проекта, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.

Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностранной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.

В числе организационных мер  по привлечению иностранного капитала представляется также необходимым предусмотреть:

> подготовку подзаконного акта (постановления, положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях" о неухудшении условий функционирования предприятий с участием иностранных инвестиций;

> пересмотр порядка учета курсовой  разницы при реализации соглашений  о создании предприятий с иностранным  капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалюты за тенге;

> принятие законопроектов "О залоге", "Об ипотеке недвижимого имущества", разработку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;

> формирование системы мониторинга  инвестиционного климата РК и его регионах

3.2. Формирование инвестиционной привлекательности РК

 

Согласно результатам исследования, 35% респондентов считают, что в 2011году инвестиционный климат улучшился (в 2010 году такое мнение разделяли 27% респондентов). Макроэкономическая стабильность и потенциал экономического роста способствуют укреплению уверенности инвесторов.

 

  Несмотря на существенное влияние международного финансового кризиса, вызвавшего спад экономической активности в Казахстане, стране довольно быстро удалось восстановить темп роста экономики, который в 2011 году составил 7,5% Агентство Республики Казахстан по статистике По мнению 39% респондентов, макроэкономическая ситуация в Казахстане остается стабильной. Для успешной конкуренции в области привлечения ПИИ на международном рынке и увеличения доли создаваемой добавленной стоимости стране необходимо улучшить качественные показатели. К ним относятся уровень развития транспортной инфраструктуры и логистики, прозрачность и предсказуемость нормативно-правовой среды, наличие НИОКР, развитие кадрового потенциала в соответствии с экономическими потребностями и необходимостью инноваций.

 

    Например, в то время как 44% респондентов считают уровень оплаты труда в Казахстане привлекательным, некоторые участники исследования высказывают мнение о том, что отраслевая квалификация специалистов еще не соответствует уровню, обеспечивающему конкурентоспособность. Ряд респондентов связывают создание Таможенного союза и Единого экономического пространства между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией с возникновением новых возможностей для расширения рынка, а также формирования стимулов для повышения конкурентоспособности компаний и профессиональной квалификации кадров.   

                    

      Несмотря на достигнутый существенный прогресс, нормативно-правовая среда в Казахстане требует дальнейшего совершенствования. Уровень прозрачности и предсказуемости нормативно-правовой среды считают недостаточным 50% респондентов. Основное беспокойство у участников исследования вызывают непоследовательное толкование законодательства и его избирательное применение, чрезмерное регулирование, завышенные требования в отношении«местного содержания», коррупцияи недостаточная степень независимости судебной системы.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан