Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Инвестиции сегодня выступают единственно реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1.Теоритические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях…...…………………………………………..3
1.1. Понятие, содержание и элементы инвестиционной политики……………..3
1.2. Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций…………….5
1.3. Зарубежный опыт инвестирования ………………………………………..7
2. Оценка состояния и реализации ИП…………………………………………...12
2.1. Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность и в сельское хозяйство в Республике Казахстан……………………………….......12
2.2.Государственное регулирование и поддержка инвестиционного сектора……………………………………………………………………………..14
2.3.Формирование и развитие инвестиционного климата………………….....19

3. Реализация стратегии экономического роста РК до 2030 года………........22
3.1. Проблемы инвестиционных вложений в Казахстане……………………..22
3.2Формирование инвестиционной привлекательности РК……………….….27

Заключение…………………………………………………………………...........29

Список литературы………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика РК.docx

— 155.60 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал 

в обрабатывающую промышленность

                                                                                              

                     Рисунок 2: в % к январю-октябрю 2011г.

Об инвестициях в основной капитал  
в сельское хозяйство в Республике Казахстан

Объем инвестиций в сельское хозяйство  в январе-октябре 2012 года (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 38,5%. Доля вложений инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась на 0,7 процентных пункта и составила 2,7%.

Инвестиции в основной капитал  в сельское хозяйство 

                                             Рисунок 3:  Индекс физического объема, в % к соответствующему периоду предыдущего года

Преобладающими источниками финансирования инвестиций в основной капитал отрасли  являются собственные средства инвесторов (79,8% от общего объема инвестиций).

В общем объеме инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство наибольшие вложения приходятся на инвестирование в выращивание  сезонных культур (65,1%) и животноводство (27,6%).


 

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство

                                                                       Рисунок 4:в % к соответствующему периоду предыдущего года

 

 

 

 

 

 
                                                                                                                                        Таблица 1: Инвестиции в основной капитал по регионам

                 

    млн.тенге

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Республика Казахстан

1 327 864

1 703 684

2 420 976

2 824 523

3 392 122

4 210 878

4 585 298

4653528

  5 010 231

Акмолинская

15 809

24 428

38 189

44 059

103 071

142 549

149 532

106864

   122 793

Актюбинская

115 842

130 987

184 130

187 090

225 176

287 212

312 523

364496

   386 124

Алматинская

49 020

56 687

99 501

112 414

142 636

236 717

314 673

306605

   372 942

Атырауская

338 521

447 424

713 681

727 635

764 403

826 373

1 094 394

1105401

  1 076 933

Западно-Казахстанская

125 093

89 018

91 860

106 626

186 264

225 963

244 842

233599

   170 439

Жамбылская

32 675

18 062

22 182

25 553

29 940

123 726

222 800

146797

   106 606

Карагандинская

67 157

96 650

153 438

134 157

151 887

210 247

214 076

211085

   253 048

Костанайская

29 279

42 582

56 074

63 831

96 419

108 694

122 204

120850

   150 730

Кызылординская

53 093

42 900

61 471

66 455

102 934

172 339

171 034

246867

   222 004

Мангистауская

75 384

100 518

143 108

229 755

251 416

383 199

314 724

372039

   369 598

Южно-Казахстанская

31 221

45 231

64 939

84 542

127 175

203 213

319 043

262595

   273 094

Павлодарская

33 473

41 213

64 072

120 019

129 981

148 435

165 788

185492

   207 716

Северо-Казахстанская

12 353

18 186

37 229

34 328

37 287

41 279

49 505

51203

   68 990

Восточно-Казахстанская

44 840

50 748

82 197

116 054

126 537

161 376

139 228

144670

   241 630

г.Астана

137 863

220 560

274 746

354 583

424 245

454 488

368 248

396557

   572 164

г.Алматы

166 241

278 490

334 159

417 421

492 751

485 068

382 684

398408

   415 419


 

2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан

Центральное место в формировании инвестиционной политики принадлежит  государству, экономическая роль которого заключается в:

–              формировании инвестиционной политики и разработке на её основе общегосударственных планов развития и инвестиционных программ;

–              выработке общегосударственных  инвестиционных программ, индикативных планов развития на уровнях: региональном, местном, межотраслевом, отраслевом, отдельных  фирм, объединений, предприятий;

–              реализации инвестиционной политики и  внедрении всей системы программ и планов в общественном воспроизводстве.

Эти три аспекта составляют органическое единство политики и экономики. Поскольку «политика есть концентрированное  выражение экономики», постольку  инвестиционная политика, формируя инвестиционные процессы, определяет экономическое  и социальное развитие страны. Инвестиционная политика с одной стороны определяется производственными процессами, а  с другой – воздействует на них. В зависимости от того, на каком уровне осуществляется инвестиционная политика, её можно подразделить на: международную – мегауровень; национальную (государственная) – макроуровень; инвестиционная политика отдельных фирм – микроуровень. Далее каждая подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Так как целью дипломной работы является изучение теоретико-практических основ государственной инвестиционной политики, остановимся на ней более подробно.

При формировании инвестиционной стратегии важным является вопрос о  постановке целей. При этом следует  соблюдать следующие условия: поставленные цели должны быть четко сформулированы; не должны противоречить общегосударственным  социально-экономическим целевым  установкам; должны иметь временные  ограничения.

Для достижения поставленных стратегических целей в экономике  используются различные методы и  приёмы. Под инвестиционной тактикой мы понимаем совокупность приёмов, методов  и форм экономико-политической деятельности, направленной на достижение целей и  решение задач того или иного  конкретного этапа инвестиционной стратегии. Государственную инвестиционную стратегию можно представить в виде сложной и целостной системы отношений, проявляющихся через формирование инвестиционной стратегии и тактики, где государство выступает качестве основного субъекта распределение инвестиционных ресурсов, регулятора и контролёра инвестиционных процессов.

В мировой практике различают  два вида инвестиционной политики: экстенсивный и интенсивный, принципиально  отличающиеся по динамике, структуре  и эффективности привлечения  и использования инвестиций в  экономику страны. При экстенсивном типе аккумуляция и наращивание  капитала происходит в основном без  существенного изменения технического уровня производственных активов. Интенсивная  инвестиционная политика представляет собой привлечение и использование  капитала при преобладании инновационных  процессов, применении новейших технологий и техники. Государственная инвестиционная политика в Республике Казахстан  в целом должна развиваться по интенсивному типу.

Государственная инвестиционная политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя государственная инвестиционная политика – часть внешнеэкономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов иностранных инвестиций, как зарубежных инвесторов в отечественную экономику, так и вложения национальных инвесторов за рубежом. Ёе специфика зависит от содержания и целей внешнеэкономической политики, в частности, от её приоритетов, от соотношения между экспортной и импортной политиками. Внешняя инвестиционная политика страны включает в себя политику регулирования, стимулирования, а также контроля над притоком и оттоком капитала.

Основной целью политики регулирования является максимизация эффективности капитала. Политика стимулирования направлена на привлечение как можно  большего объёма инвестиций, то есть здесь  важна скорее количественная, а не качественная сторона. Политика контроля над притоком капитала направлена на защиту отечественной экономики  от потрясений и нестабильности мирового рынка капиталов. Особую актуальность эта политика приобрела после  азиатского финансового кризиса. Эта  политика позволяет защитить отечественный  рынок от международного спекулятивного капитала.

Основной целью политики контроля над оттоком капитала является недопущение «бегства» капитала из страны. В мировой теории выделяют превентивный и временный контроль. Первый устанавливается в случае, когда страна, имея дефицит платежного баланса, все-таки не девальвирует национальную валюту. Превентивный контроль выступает  в различных формах, чаще всего  это: налогообложение фондов, прибылей, переведенных за границу, введение системы  двойных валютных курсов (относительно низкий курс для сделок по капитальным  счетам), установление запрета на перевод  капитала за границу. Данная политика, как свидетельствует мировая  практика, неэффективна. Дело в том, что частный сектор легальными и нелегальными путями находит возможность уйти из под контроля и перевести капиталы за границу. Кроме того, введение такого контроля создает благоприятную почву для развития и процветания коррупции, особенно, если инвесторы стремятся вывести средства через оффшорные зоны.

Другая форма – временный  контроль применяется только в условиях кризиса. Данная политика содействует  оздоровлению экономики через реструктуризацию финансового сектора. Экономисты считают, что ещё рано оценивать последствия  применения данной политики. «Но предварительные  итоги показывают, что в противовес опасениям ортодоксальных экономистов  временный контроль не нанёс значительного  ущерба».

Политика регулирования  иностранных капиталопотоков включает в себя введение различных инвестиционных режимов и систему государственных гарантий. В мировой практике различают следующие инвестиционные режимы: режим наибольшего благоприятствования; национальный режим; справедливый и равноправный режим.

При режиме наибольшего благоприятствования  страна-реципиент капитала относится  к инвесторам одного государства  не менее благоприятно, чем к другим инвесторам. То есть суть данного режима заключается в создании одинаковых конкурентных преимуществ всем иностранным инвесторам. Мировой практике известны случаи, когда из данного режима предоставляются определенные исключения, в частности, исключения общего плана и оговоренные в соглашениях и договорах. Наиболее ярким примером является практика КНР. В законодательстве этой страны записано, что «исключением является любое соглашение о формировании таможенного союза, зоны свободно торговли, экономического союза или соглашения об избежание двойного налогообложения, а также стимулирования приграничной торговли. В Мексике исключения из режима наибольшего благоприятствования применяются в отношении всех двусторонних и многосторонних соглашений, подписанных страной до вступления в силу Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли, и касаются авиации, рыболовства, морского судоходства, телекоммуникаций, производства, продажи и лицензирования радиотелевизионных программ…

Одной из составляющих политики регулирования является политика предоставления государственных гарантий зарубежным инвесторам. Страна-реципиент капитала гарантирует иностранным инвесторам защиту его прав и интересов в  законодательном порядке. Мировая  практика выделяет следующие основные формы государственных гарантий: установление в законодательном  порядке национального режима; защита от экспроприации, национализации; предоставление беспрепятственного перевода прибыли  и других видов доходов; защита инвесторов от изменений в законодательстве, которые будут приняты после  подписания договора или введение так  называемой «дедушкиной оговорки».

Политика стимулирования привлечения зарубежных инвестиций оказывает воздействие на направления, объём капиталопотоков. Анализ последних десяти лет позволяет выделить три основных направления реализации данной политики. Во-первых, это улучшение имиджа страны-реципиента путем проведения активной «инвестмент-промоушн», то есть рекламной кампании. Данное осуществляется через средства массовой информации, путём участия государства в различных международных акциях, форумах, саммитах и т. д. Естественно, это направление работы требует колоссальных затрат, в связи с чем «инвестмент-промоушн» осуществляется главным образом на уровне государства. Во-вторых, это содействие и всесторонняя поддержка государства иностранного капитала. Такое направление политики стимулирования выступает в форме полного пакета услуг: консалтинговые услуги, устранение различных административных формальностей, упрощение порядка регистрации и т. д. В-третьих, предоставление инвесторам различных льгот.

Внутренняя инвестиционная политика в отличие от внешней регулирует внутренние капиталопотоки. Основной целью таковой является определение приоритетных направлений инвестирования, стимулирование отечественных инвесторов, обеспечение роста внутреннего инвестиционного спроса, формирование эффективного конкурентоспособного рынка институциональных инвесторов, обеспечение трансформации сбережения в инвестиции.

Инвестиционная политика является частью макроэкономической политики. Означает ли это, что инвестиционная политика не формирует и не регулирует отношения, происходящие на микроуровне. Инвестиционная политика включает проблемы по улучшению инвестиционного климата, по стимулированию конкуренции, повышению эффективности производства и т.д., то есть, работая в рамках национальной системы в целом, регулирует процессы, имеющие место на микроуровне. Здесь необходимо отметить, что каждая микроединица формирует и осуществляет свою микрополитику, не идущую в разрез национальной.

Предметом анализа государственной  инвестиционной политики являются особенности  национального экономического поведения  субъектов инвестиционного рынка, а также отдельные формы причинно-следственных связей категории «инвестиции» и  других категорий экономической  теории, (например, инвестиции и совокупный продукт, процент и уровень инвестиционной активности, инвестиционный спрос и  ВВП), а также роль государства  и степень его вмешательства  в инвестиционные процессы.

Сущность государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, как и  в любом другом государстве, состоит  в соблюдении ряда правил, так называемых «китов»:

1.  Экономическая безопасность. Здесь строго должно быть прослежено влияние привлечения и использования иностранных банковских и государственных кредитов на рост внешнего долга страны и пассивного сальдо торгового баланса страны. В основе данного принципа лежит принцип предпочтения прямых иностранных инвестиций международному ссудному капиталу.

2. Определение сущности «инвестиции» как экономической категории. В мировой практике существует огромное число определений понятия «инвестиции», причем каждая страна в зависимости от национальных особенностей формирует свое экономическое объяснение категории «инвестиций». Сюда входит не только определение экономического понятия категории «инвестиции», но и их классификация.

3.Реализация инвестиционных задач государства. Поток и использование иностранных и отечественных инвестиций – процесс, регулируемый государством и направленный, как правило, на решение макроэкономических задач в средне- и долгосрочной перспективе.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан