Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Инвестиции сегодня выступают единственно реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1.Теоритические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях…...…………………………………………..3
1.1. Понятие, содержание и элементы инвестиционной политики……………..3
1.2. Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций…………….5
1.3. Зарубежный опыт инвестирования ………………………………………..7
2. Оценка состояния и реализации ИП…………………………………………...12
2.1. Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность и в сельское хозяйство в Республике Казахстан……………………………….......12
2.2.Государственное регулирование и поддержка инвестиционного сектора……………………………………………………………………………..14
2.3.Формирование и развитие инвестиционного климата………………….....19

3. Реализация стратегии экономического роста РК до 2030 года………........22
3.1. Проблемы инвестиционных вложений в Казахстане……………………..22
3.2Формирование инвестиционной привлекательности РК……………….….27

Заключение…………………………………………………………………...........29

Список литературы………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика РК.docx

— 155.60 Кб (Скачать)

4.Создание максимально  благоприятного инвестиционного  климата. Здесь государство должно  позаботиться о постоянном повышении  инвестиционного рейтинга страны.

5.Этапность привлечения  и приоритетности использования  иностранных инвестиций. Здесь государство  должно формировать основные  цели и приоритеты инвестиционной  политики, исходя из сравнительных  преимуществ казахстанской экономики  наряду с объективными направлениями  глобального технико-экономического  развития.

6.Приоритетное использование  для национальной экономики международного  ссудного капитала. Согласно данному  принципу необходимо в конкурсном  порядке утвердить проект, и только  после привлекать кредит под  проект. Важным условием должно  стать опережение нормы внутреннего  капитала над стоимостью кредита.

7. Законодательный механизм. В законодательстве должны быть  четко и ясно изложены права  и обязанности инвестора, гарантии  и способы защиты его интересов.  Перед Казахстаном стоит задача  создать развитую, внутренне непротиворечивую  систему экономического законодательства, обеспечивающую равные права  для иностранных и отечественных  инвесторов.

8. Регулятивный принцип,  который состоит из мер организационного  и контрольного механизмов; в  условиях транзитной экономики  усиливаются функции государства  по созданию условий и стимулированию  поступательного развития производства  и повышения благосостояния и  качества жизни населения. Активизация  роли государственного регулирования  не подменяет предпринимательскую  инициативу, а, напротив, создает  благоприятную почву для роста  инвестиционного спроса 

9. Социальная направленность  инвестиционной политики. Большое  внимание государство должно  уделять инвестированию в так  называемый «человеческий фактор»  или в человеческий капитал.  Это особый вид вложений, преимущественно  в нематериальную сферу, а именно, в образование, здравоохранение, культуру, науку. Такие инвестиции обеспечивают развитие и духовное совершенствование личности, расширение возможностей творческого участия индивидов в социально-экономических процессах страны.

Рассмотренная выше сущность инвестиционной политики носит общеэкономический  характер. Вместе с тем основные принципы инвестиционной политики в  каждой отдельно взятой социально-экономической  системе модифицируются, приобретают  специфические черты. В основе такого явления лежат различия исторического, демографического, социально-политического  развития каждого конкретного общества.

 

2.3 Формирования и развитие  инвестиционного климата

 

Республика Казахстан – это  страна с огромным потенциалом. После  развала Советского Союза, многие не верили, что 2-я по площади страна в СНГ сможет пережить перестройку  и построить совершенно новую  для себя политику развития. Но через каких-то 10 лет все изменилось, и в данный момент Республика Казахстан заслуженно занимает лидирующие позиции среди стран Центрально-Азиатского региона по уровню социального, правового и экономического развития.

Казахстан по праву считается лидером  среди стран СНГ по предоставлению наиболее благоприятных условий  для осуществления инвестиционной деятельности.

Согласно рейтинговому отчету Всемирного банка по индексу “Легкость ведения  бизнеса” на 2008-2009 год, Республика Казахстан  заняла 70 место из 181 стран мира, поднявшись тем самым на 10 позиций по сравнению  с прошлым годом, а среди 25 стран  Восточной Европы и Центральной  Азии, Казахстан занимает 12-е место.

По официальным данным за 2008г. ВВП  вырос на 3,2 % и составил $106,6 млн., а ВВП на душу населения составил около $5 тыс.

Одним и самых финансово-активных городов страны – является город  Алматы. Именно здесь сосредоточена основная часть всех финансовых институтов. В 2008 году международное рейтинговое агенство “Fitch Ratings”, повысило национальный долгосрочный рейтинг города Алматы с уровня «A+» до «AA-». Долгосрочные рейтинги города в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «BB+», а его краткосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне «B». По долгосрочным рейтингам сохранен прогноз «Стабильный».

В октябре 2000 года Европейский Союз предоставил Казахстану статус страны с рыночной экономикой.

Принятые законодательные акты и организационные мероприятия  способствовали укреплению статуса  страны с рыночной экономикой и дальнейшему  развитию привлекательного климата  РК.

8 января 2003 года принят Закон  Республики Казахстан «Об инвестициях». Данным законом, в первую очередь,  были регламентированы равенство мер стимулирования инвестиций, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, гарантии защиты прав инвесторов, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

В 2004 году 6 июля был утвержден Закон  РК “Об Инвестиционном фонде Казахстана”, который регулирует вопросы деятельности Инвестиционного фонда Казахстана, определяет его цели, задачи, направления  инвестиционной политики, особенности  его взаимодействия с государственными органами и иными организациями.

Также с целью увеличения общего притока инвестиций в экономику  страны, были утверждены следующие  законы: Закон РК от 26 января 1996 года “О Специальных Экономических Зонах  в РК”, который определяет общие  правовые основы специальных экономических  зон на территории Республики Казахстан  и Закон РК от 7 июля 2006 года “О концессиях”, который определяет правовые условия  концессий.

Согласно новому Налоговому кодексу  РК, с начала 2009 года Налог на Добавленную  Стоимость (НДС) снижен с 13% до 12 %, также  ставка Корпоративного Подоходного  Налога (КПН) снижена с 30% до 20%. В 2010-м  и в 2011-м годах предполагается поэтапное снижение ставки КПН соответственно до 17,5% и до 15%.

С учетом роста экономики страны, Казахстан не только ориентирован на поиск и создание благоприятных  условий для иностранных инвесторов, но и сам вкладывает определенные инвестиции в экономики других стран. Согласно докладу Министра экономики  и бюджетного планирования, в 2008 году инвестиции Казахстана в европейские  страны составили - $6 млрд. Объем иностранных  инвестиций в основной капитал Республики Казахстан в 2008 году составил $2,6 млн., что на 4,6 % больше, чем в 2007 году.

В Казахстане функционирует множество  Государственных институтов развития: АО “Национальный Инновационный  фонд”,”Банк Развития Казахстана”, фонд предпринимательства и развития “Даму”, “Инвестиционный фонд Казахстана”, “KAZNEX”и.т.д.

Один из самых интересных проектов страны – это создание Регионального  Финансового Центра в городе Алматы - РФЦА. Решение о его создании было принято в 2005 году Правительством Республики Казахстан. Данное решение было обусловлено опережающим развитием финансового сектора Республики Казахстан по сравнению с другими странами СНГ, стабильным ростом доли финансовых услуг в составе валового внутреннего продукта, внутренних накоплений, началом инвестирования в страны СНГ и формированием кадрового состава в финансовой сфере.

Президентом Республики Казахстан 5 июня 2006 г. подписан Закон Республики Казахстан  №145-III ЗРК «О региональном финансовом центре города Алматы», который представляет собой особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финансового центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Реализация стратегии экономического роста РК до 2030 года

3.1. Проблемы инвестиционных вложении в Казахстане 

Анализируя причины ограниченного  притока следует обратиться в первую очередь к объяснениям самих инвесторов.

По оценкам отечественных и  зарубежных специалистов, их отталкивают, прежде всего, такие факторы, как:

-недостаточное  число свободных экономических  зон в стране;

-проблема  платежей - ограниченный доступ к  иностранной валюте;

-постоянно  изменяющиеся и непоследовательные  законы, нестабильность юридической  базы в целом;

-неадекватность  Закона "О залоге", особенно  в той части, которая касается  использования недвижимой собственности  в качестве гарантии для иностранных  кредитов;

-отсутствие  частной собственности на землю  как основы всего института  частной собственности;

-неразвитость  финансового сектора, отсутствие  финансирования для инвестиционных  проектов, трудности в получении  страховки;

-отсутствие  политики в вопросе ответственности  предприятий в соблюдении экологических  норм;

-несовершенство  банковских законов и неразвитость  банковской системы;

-неразвитость  транспортной ифраструктуры, недостаточность авиалиний между Казахстаном и внешним миром;

-неадекватность  системы наземной транспортировки  (включая систему нефтепровода  и газопровода) для перевозки  товаров по суше из Казахстана  к внешним рынкам.

Приведем результаты других исследований, подтверждающих эти выводы.

Так, согласно данным обследований Консультационной Службы по иностранным инвестициям, у инвесторов в целом сложились  неблагоприятные представления  о стране, что и отражается на фактическом притоке иностранных инвестиций. В частности, по этим обследованиям приводятся такие негативные факторы как:

1. Несовершенная, подчас хаотическая,  запутанная, коррумпированная система  отбора инвестиционных проектов, что заставляет потенциальных  инвесторов отказываться от дальнейших  вложений инвестиций.

2. Отношение к иностранным инвесторам  не как к желаемым предпринимателям, а как к источнику финансовых  средств, налоговых поступлений  или взяток.

3. Запутанность, противоречивость, непоследовательное  применение или полное игнорирование  законодательства.

4. Отсутствие организованной инвестиционной  службы, предоставляющей потенциальным  инвесторам нужную информацию  или содействующей организации  предпринимательской деятельности.

5. Отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих соблюдение законов  и договорных отношений.

6. Несоответствие инфраструктуры  потребностям иностранных фирм.

7. Несовершенство банковской системы,  выражающееся в неэффективной  системе платежей.

8. Нестабильный, постоянно меняющийся  налоговый режим для корпорации.

9. Неопределенность дальнейшего хода  реформ.

Социологический опрос, проведенный  среди крупнейших западных инвесторов Международным центром по налогам  и инвестициям (МЦНИ), результаты которого были опубликованы в газетах, выявил следующие пять причин, по которым  Казахстан представляет для них  деловой интерес: крупный рыночный потенциал; изобилие природных ресурсов; стратегическое деловое местоположение; желание определить других конкурентов  в регионе; размер потенциальной  прибыли от инвестиций. А наиболее привлекательным, судя по результатам опроса, оказались: резервы нефти и газа; производство; сфера услуг (включая бухгалтерский учет и юридические услуги); потребительская кооперация.

В то же время иностранных инвесторов сдерживают, а иногда и отпугивают: бюрократические методы решения  деловых вопросов; финансовый риск; частая смена законодательных актов  по хозяйственным отношениям и слабая правовая инфраструктура; жесткий валютный контроль; тарифные барьеры; отсутствие распределительных каналов.

К сожалению, не дорабатывают в части  работы по привлечению инвестиций ответственные  за политику привлечения и использования  иностранного капитала органы государственного управления. Из-за низкого уровня организации  управления:

- до сих пор в стране не  принята государственная Программа  привлечения и использования  иностранного капитала;

- по существу существующая законодательная  база не только не направлена  на стимулирование инвесторов  из-за рубежа, но и откровенно  препятствует им;'

- отсутствует четкая система управления  иностранными инвестициями, происходит  постоянная реорганизация государственных  органов, ведающих инвестиционной  политикой;

- отсутствует система работы с  иностранными инвесторами, процветают  бюрократизм и волокита.

Слабость государственного регулирования  вопросов привлечения международного предпринимательского капитала, постоянные реорганизации центрального ведомства, занимающегося вопросами иностранного капитала, разброс прав, компетенции, ответственности по многочисленным ведомствам, запутанность их функций  не прибавляют уверенности иностранным  инвесторам.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан