Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Инвестиции сегодня выступают единственно реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1.Теоритические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях…...…………………………………………..3
1.1. Понятие, содержание и элементы инвестиционной политики……………..3
1.2. Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций…………….5
1.3. Зарубежный опыт инвестирования ………………………………………..7
2. Оценка состояния и реализации ИП…………………………………………...12
2.1. Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую промышленность и в сельское хозяйство в Республике Казахстан……………………………….......12
2.2.Государственное регулирование и поддержка инвестиционного сектора……………………………………………………………………………..14
2.3.Формирование и развитие инвестиционного климата………………….....19

3. Реализация стратегии экономического роста РК до 2030 года………........22
3.1. Проблемы инвестиционных вложений в Казахстане……………………..22
3.2Формирование инвестиционной привлекательности РК……………….….27

Заключение…………………………………………………………………...........29

Список литературы………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная политика РК.docx

— 155.60 Кб (Скачать)

Во-вторых, различные  формы зарубежного капитала имеют  различные инфляционные последствия. Причем, на практике теоретические  предпосылки могут не совпадать  с практическими результатами ввиду  искажения этих форм.

Масштабы  и отраслевое направление инвестиционных средств обусловливаются также  состоянием конъюнктуры мировых  товарных и финансовых рынков. Зарубежные инвесторы могут слабо учитывать  национальные интересы производства. Они часто стремятся передать иностранным фирмам производственные функции инвестирования. Это ведет  к сокращению внутреннего выпуска  технологического оборудования, строительных машин и материалов, удельной занятости  населения. В конечном счете усиливается инфляционное давление.

В-третьих, практически  все внешние источники инвестиций импортируют инфляцию из других государств через оплаченный зарубежными партнерами ввоз дорогостоящих видов оборудования и других материальных ресурсов. 

 

1.3. Зарубежный опыт инвестирования.

 

Если рассматривать  зарубежный опыт привлечения инвестиций, то необходимо сказать об относительной  сбалансированности инвестиционного  спроса, с одной стороны, и предложений  строительных фирм на удовлетворение этого спроса, с другой. Данная ситуация сложилась за счет доступности готовых  строительных объектов, наличия экономических  и правовых механизмов по обеспечению  возвратности вложенных денежных средств  и оптимальных сроков окупаемости  инвестиций1. О развитости зарубежных институтов жилищного строительства говорят следующие факты. В России лишь для 11% населения на одного человека приходится 17-18 м2 жилья, за рубежом данные цифры составляют 30-35 м2. По инвестициям в строительный комплекс Россия стоит на 11-м месте. В общем объеме финансирования: 25% средств - местных бюджетов, 75% - индивидуальных застройщиков.

Хотелось  бы отметить, что зарубежные системы  долевого участия в строительстве  имеют свои принципиальные особенности. Это вызвано тем, что во многих странах развито ипотечное жилищное кредитование и граждане, получая  кредит, приобретают готовое жилье, не опасаясь, что застройщик не выполнит свои обязательства или будет  задержан срок строительства. Данный вид  кредитования намного выгодней и  эффективней для граждан, обеспечен  устойчивой экономикой страны и защищен многими развитыми правовыми институтами.

Следующим важным моментом в организации строительства  является роль заказчика и того, кто выполняет его функции. В  Англии, Финляндии и Швеции представителем заказчика часто является архитектор. Он подбирает необходимых для  строительства специалистов, которые  определяют предварительную стоимость  строительства, выполняют работы по субподряду, собирают иные необходимые  данные. Вместе с ними архитектор подготавливает документы для заключения контракта, в котором обусловливается целесообразность участия в торгах, программа работ  до и после торгов, экономические методы производства работ и вопросы сокращения продолжительности строительства.

В США заказчик создает группу, в состав которой  могут включаться сметчики, инженеры, экономисты, руководители контракта  и прорабы. Далее ими разрабатывается  вся необходимая документация и  схемы строительного процесса. На основании полученных материалов руководитель контракта начинает работу с подрядными фирмами. При этом для оптимального выбора распространено привлечение  консультационных фирм. В Японии в  данном направлении сделан шаг вперед. При строительных фирмах организуются крупные исследовательские лаборатории, и даже институты, в штаты фирмы  активно привлекаются ученые. При  этом вместо понятия "заказчик" используется понятие "девелопер", в функции которого входят приобретение площадки, финансирование, строительство и продажа жилья. Девелопер может привлекать подрядчиков и субподрядчиков2.

Еще одной  особенностью являются отношения заказчика  и подрядчика, которые оказывают  влияние на формирование отношений  дольщика и заказчика в данном случае.

Рассматривая  мировой опыт обеспечения населения  жильем, необходимо иметь в виду, что на практическое развитие и организацию  жилищного кредитования в той  или иной стране значительное влияние  оказывает ряд факторов, которые  можно подразделить на политические, экономические и правовые. Эти  факторы послужили основой для  образования в мире десятков разновидностей и вариантов организации жилищного  кредитования. На основании изложенного  технология инвестирования в жилищную сферу строится на трех основных принципах: контрактные сбережения, ипотечное  кредитование и государственная  поддержка.

Существенные  отличия имеет так называемая «расширенная открытая модель». Это  модель, в которой основной приток кредитных ресурсов в систему  ипотечного кредитования поступает  со специально организованного для  этой цели вторичного рынка ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость. Реализация расширенной открытой модели может быть обеспечена лишь при условии  создания расширенной инфраструктуры ипотечного рынка, как правило, при  определенном содействии государства  и, как минимум, при его частичном контроле над эмиссией ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке.

Если брать  систему ипотечного жилищного кредитования в США в общем, то можно отметить, что ранее существовало «правило красной линии», в пределах которой кредиты могли быть выданы, также при этом рассчитывались зоны рисков для выдачи кредитов. Если гражданин попадал в пределы красной линии или входил в недоступную зону риска, то ему в выдаче кредита отказывали. Кредит в США выдается на срок, в течение которого заемщик работает, т.е. до пенсии3. Существует следующая особенность кредитования в США. Все жилые помещения подразделяются на 3 группы: самое дешевое, среднее и самое дорогое. На первую группу кредит выдается государством, на две следующие группы кредит выдается с помощью частных ипотечных институтов. В данном случае срок кредита составляет 12 лет, а размер субсидии - 75 % стоимости жилья4.

Необходимо  отметить, что в ряде зарубежных стран действует поддержка граждан  и, особенно, молодых семей, для приобретения квартиры в собственность. В Финляндии в данном отношении приняты следующие меры: ограничены все виды налогообложения физических и юридических лиц до общего уровня 32%; установлены парламентом твердые ставки банковского кредита на приобретение молодыми семьями квартир под 3% годовых с рассрочкой до 20-25 лет; снижена на 25-50% плата (в зависимости от количества родившихся детей) за приобретенные молодыми семьями квартиры. Общие требования в отношении кредитования строительства жилья также очень мягкие, банковская ставка составляет 3,5% годовых, в отличие от средней ставки на иные виды кредитования 9-17%.

Система поддержки  граждан в Германии заключается  в следующем. Строительные сберкассы  заключают с работающими гражданами договор на финансирование строительства, на основании которого будущий собственник  жилья вносит ежемесячно на свой счет в строительной сберкассе определенную сумму.

Особое внимание в Швеции государство уделяет  вопросам ценообразования. Контроль и  наблюдение за ценами осуществляет государственное  управление цен и конкуренции, подчиненное  министерству гражданской администрации. В каждой губернии имеются специалисты, отслеживающие цены на товары и услуги и вносящие предложения по их регулированию. При значительном повышении цен, инфляции и резких дисбалансах на рынке Правительство имеет право, согласно закону о регулировании  цен, их заморозить. Данное замораживание  возможно по отдельным товарам и  услугам. Государство может устанавливать  предельный уровень цен, а если кто-либо их желает повысить, он должен предварительно об этом уведомить и обосновать. Если, например, цены на жилье поднялись, то государство выдает гражданам, особенно молодым семьям, жилищные субсидии и льготные долгосрочные займы.

На основании  изложенного можно сделать следующие выводы. Внедрению ипотечного кредитования в России на должном уровне на сегодняшнем этапе препятствует целый ряд факторов: недостаточное развитие рынка ценных бумаг; отсутствие инвесторов, готовых на низкую доходность по ипотечным закладным; слабое развитие страхового дела для целей обслуживания ипотечных кредитов; дороговизна средств у коммерческих банков, необходимых для выдачи долгосрочных ипотечных кредитов; высокие темпы инфляции, изменение курса рубля, вызывающие значительный риск процентных ставок при долгосрочном кредитовании и др.

В последнее время категория  «человеческого капитала» из абстрактной  экономической категории перешла  в разряд реально существующих экономических  проблем. Для эффективного функционирования и воспроизводства человеческого  капитала необходимы ресурсы, приложение определенных усилий, как самого носителя этого капитала – человеческой личности, так и инвестиции со стороны государства, фирмы. Одной из важнейших составляющих инвестиций в человеческий капитал  являются

инвестиции в образование, повышение  квалификации сотрудников.

В Украине в сфере образования  отчетливо видны негативные тенденции, среди которых необходимо выделить следующие:

• Ухудшение состояния материально-технической базы учебных заведений,

• Материально-техническая база остается без поддержки со стороны государства,

• Негативное влияние низких доходов семьи на уровень образования и наоборот,

• Безработица неумолимо снижает профессионально-квалификационные качества и

навыки тех, кто попал в армию  безработных.

Процессы эмиграции влияют на снижение уровня квалификации работников.

Исследования показали, что трудовая эмиграция приобрела постоянный и массовый характер. Особенно на качественных характеристиках человеческого  капитала сказывается эмиграция

научных сотрудников, особенно специалистов высшей квалификации. За последние 5 лет в страны с наиболее привлекательными для научной деятельности условиями выехали более 700 докторов и кандидатов наук. Основными странами, куда эмигрируют украинские специалисты, являются США (189 человек), Россия (141 чел), Германия (126 человек) Исследования показали, что в развитых странах 60% повышения национального дохода определяется ростом урованя образования в обществе. Американские ученые рассчитали величину ВВП, произведенного работниками, потратившими на свое образование 10,5, 12,5 и более 14 лет. Именно третья группа работников производит больше половины ВВП. В развитых странах распространена концепция приватного финансирования 979 образования, базирующаяся на теории формирования человеческого капитала. Высшее образование представляет собой инвестиции в человека, повышающие его будущие заработки, поэтоу студенты обязаны участвовать в финансировании своего образования. Благодаря этому условию они более ответственно относятся к обучению и выдвигают соответствующие требования к качеству образования, предоставляемого высшими учебными заведениями. Вкладывая средства в образование, инвестор рассчитывает на получение соответсвующей экономической отдачи. Для отдельного предприятия и всего общества инвестиции в образование и профессиональную подготовку –это весомый ресурс производственного капитала, повышения производителтьности труда, а для отдельной личности –шанс занять рабочее место, имеющее перспективы карьерного роста. В структуре источников финансирования высшего образования доля государственного финансирования колеблется от 65 до 90%. Большой процент она составляет в Австрии и Италии, меньше – Великобритании, Дании, Швеции и Финляндии. В середине 90-х гг. бюджетное финансирование образования в США составляло 42,5% общих затрат высших учебных заведений. Другими источниками финансирования высшего образования в развитых странах являются: плата за обучение студентов, контракты, доходы от научных

разработок.

Касательно  образовательных программ, финансируемых  государством, то в Великобритании существует четкое распределение фунуций: на курсах, которые финансируетгосударство, обучаются люди, которым сложно устроиться на работу, в то время как программы, финансируемые за счет налогов с предпринимателей, предназначены для базовых, основных категорий робочей силы. В Швеции образовательные программы охватывают 5% рабочей силы. Именно активным институциональным обеспечением формирования человеческого капитала и ролью государственной политики в этой сфере объясняется высокий уроваень занятости в этой стране.

Одновременно  такая политика имеет и свои недостатки: отметим лишь, что более низкий уровень безработицы (в 5-6 раз, чем  в странах Восточной Европы) в  Швеции сопровождается более высокими показателями инфляции. Для проведения эффективной политики на рынке рабочей  силы в Швеции определенную часть  прибыли предпринимателей используют на формирование так называемых инновационных  фондов. Они финансируют затраты  на научные исследования и на обучение персонала. Программы профессиональной подготовки также используются в  Швеции в антициклических целях. Они чутко реагируют на изменения коньюнктуры: в период подъема, когда спрос на рабочую силу находится на высоком уровне,

число обучающихся возростает, в годы кризиса –сокращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Оценка состояния и  реализации инвестиционной политики  в РК

 

2.1 Инвестиции в основной капитал в обрабатывающую

промышленность и в  сельское хозяйство в Республике Казахстан.

 

Об инвестициях в основной капитал  в обрабатывающую  
промышленность в Республике Казахстан

Объем инвестиций в обрабатывающую промышленность в январе-октябре 2012 года (в сопоставимых ценах) по сравнению с январем-октябрем 2011 года увеличился на 31,0%. Доля вложений в обрабатывающую промышленность в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась на 2,4 процентных пункта и составила 11,0%.

Инвестиции в основной капитал  в обрабатывающую промышленность

 

  Рисунок 1: индекс физического объема,

 в % к январю-октябрю 2011г.

Преобладающими источниками

 финансирования инвестиций  в основной капитал отрасли  являются собственные средства  инвесторов (71,7% от общего объема инвестиций).

Значительную долю инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности (45,9%) занимают   Карагандинская, Актюбинская и Павлодарская области в основном за счет инвестирования в металлургическую промышленность.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан