Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе объясняется понятие инвестиций, источники инвестиций, а также какие объективные факторы сдерживают экономический рост Республики Беларусь. Приводится характеристика формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь и ее правовой базы. Из вышеперечисленного можно сформулировать задачи данной курсовой работы, а именно:

- дать определение понятию инвестиции и определить возможные источники инвестиций;

- выяснить какова роль инвестиций в экономике;

- проанализировать инвестиционную деятельность и проблемы формирования благоприятной инвестиционной обстановки для привлечения инвестиций;

- изучить проблемы экономического роста Республики Беларусь и возможности экономического развития в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...... 5


1. Инвестиции……………………………………………………………………...7

1.1 Сущность инвестиций и инвестиционная деятельность……………...7

1.2 Виды и формы инвестиций…………………………………………..... 8

1.3 Источники инвестиций…………………………………………………10


2. Факторы принятия инвестиционного решения. Мультипликатор и

акселератор……………………………………………………………………12

2.1 Кривая спроса на инвестиции………………………………………... 12

2.2 Мультипликатор и акселератор………………………………………..15


3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь…………………………18

3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности…………...18

3.2 Кризис инвестиционной политики в Республике Беларусь………....19

3.3 Инвестиционная политика на современном этапе…………………...20


4. Экономический рост…………………………………………………………..27

4.1 Экономический рост. Проблемы экономического роста……………27

4.2 Государственное регулирование экономического роста……………30


Заключение………………………………………………………………… 32


Список использованных источников……………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (инвестиционная политика).doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     Существует  два источника экономического роста: увеличение количества вводимых ресурсов и возникновение новых, более  совершенных методов производства (научно-технический прогресс)

     Первый  источник экономического роста раскрывает и совокупность факторов экономического роста. К ним относятся труд, земля  с природными ресурсами и капитал. Решающим фактором экономического роста  являются инвестиции, вкладываемые в производство, которые увеличивают массу капитала на предприятиях и в экономике в целом. Качественное совершенствование производственных фондов происходит в процессе рационализации.

     Второй  источник экономического роста –  научно-технический прогресс. Накопление знаний, используемых в производстве, является существенным в экономическом росте. Изобретения и нововведения составляют два аспекта развития научно-технических знаний.

     Все названные факторы экономического роста влияют на совокупное предложение. Несомненно, на экономический рост оказывает влияние и совокупный спрос, который определяет реализацию созданного продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полное использование возрастающих факторов. Кроме того, существуют факторы, способствующие замедлению роста. Это, прежде всего инфляция, приводящая к росту цен на капитал по отношению к цене на труд. [15, с. 267].

     Многогранность  экономического роста отражается и  в многообразии существующих в экономической  науке его моделей. Теоретическими источниками моделей экономического роста является кейнсианская теория макроэкономического равновесия и неоклассическая теория производства.

     Кейнсианские модели основаны на объяснении различных уровней динамического равновесия. Если совокупный спрос поглотит все совокупное предложение, то планируется темп роста предложения, существовавший ранее. Параметры производства для будущего периода определяются на основе величины капитала и инвестиций. Спрос и доход зависят от прироста инвестиций и предельной склонности к потреблению. Если темпы роста производства соответствуют спросу, то такой рост называется гарантированным. Возможны ситуации, когда планируемые темпы роста окажутся выше или ниже гарантированных.

     Что будет с экономикой в перспективе? Данный вопрос  попытались решить последователи Кейнса – Домар и Харрод. Суть неокейнсианских моделей экономического роста в следующем:

     1. решающее условие сбалансированного  роста экономики – это увеличение  совокупного спроса;

     2. основным фактором экономического  роста являются инвестиции, которые посредством мультипликатора увеличивают прибыль или сами вызваны ее ростом под воздействием акселератора. Все остальные факторы в расчет не берутся и исключаются из модели. [6, с. 205].

     Напротив, неоклассические модели (Солоу и др.) экономического роста базируются на создании стоимости продукта всеми производственными факторами, каждый из которых создают свою часть стоимости, при этом факторы производства независимы и взаимозаменяемые. [15, с. 269].

     Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Республике Беларусь, являются:

     -   ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы;

     -    высокая ресурсоемкость экономики;

     - сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ;

     -   неразвитость рыночной инфраструктуры.

     Поэтому необходимо ускорить структурные преобразования, определить и реализовать новые  приоритеты научно-технического развития, привлекать инвестиции в экономику.

     Сложившаяся в практике Беларуси политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня. [2]. 

     4.2 Государственное  регулирование экономического  роста 

     Макроэкономическая  политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономического роста. С этой целью государство  влияет на источники и факторы  экономического роста. Его обобщающие показатели – ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала.

     Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшается запас основного капитала. Поэтому правительство должно проводить такую налоговую политику, которая была бы направлена на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал.

     Еще одним направлением государственной  политики содействия экономическому росту  должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных  исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю. [15, с. 273].

     По  данным Статкомитета СНГ, Беларусь по итогам I полугодия 2009 г. уступила лидерство  в темпах экономического роста среди  стран Содружества. Единственное, в чем наша страна вне конкуренции, так это в росте цен на промышленную продукцию.

     В среднем по странам Содружества  ВВП в постоянных ценах составил только 91% к уровню января-июня минувшего  года, а уровень промышленного  производства упал до 85%. На таком же уровне держатся инвестиции в основной капитал. Объемы перевозок грузов предприятиями транспорта снизились до 80%, розничный товарооборот в постоянных ценах через все каналы реализации — до 96%. Резко сократилась внешняя торговля: экспорт за 5 месяцев — до 51,5%, импорт — до 59,3%. Индекс цен производителей промышленной продукции за полгода несколько снизился и ограничился 95%, что не помешало росту потребительских цен на 13% по сравнению с теми, что были год назад.

     Глобальный  кризис по-разному отразился на экономическом  развитии стран Содружества. В Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане продолжается рост ВВП - соответственно, на 8,2%, 3,6% и 2,8% к январю-июню прошлого года. Достижения Беларуси и Кыргызстана выглядят скромнее — 100,3%. В других странах Содружества экономический спад очевиден: в Армении на 16,3%, в России на 13,4%, поменьше в Казахстане — на 4,1%.

     Объемы  промышленного производства Беларуси 96,4% в сравнении с уровнем I полугодия прошлого года. В июне продолжался рост промышленного производства по отношению к предыдущему месяцу. (в Беларуси  на 0,9%).

     Несмотря  на глобальный финансово-экономический  кризис, инвестиции в основной капитал  выросли за I полугодие т.г. к январю-июню минувшего года в Кыргызстане  на 35,2%, в Узбекистане на 32,7%, в  Беларуси на 17,6%, в Казахстане на 7,3%. В то же время инвестиции снизились в Армении на 53,5%, в России — на 18,2%, в Азербайджане — на 7,1%, в Таджикистане — на 3,9%. [14]. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Исследовав  и оценив текущее состояние инвестиционной ситуации в Республике Беларусь, в  заключение можно сказать немного о том, зачем Республике Беларусь необходима благоприятная инвестиционная ситуация.

     Осуществление комплекса мероприятий по интенсификации инвестиционной деятельности в производственной сфере, привлечение внешних и  внутренних источников финансирования являются чрезвычайно актуальными аспектами для нашей страны. От развития инвестиционной деятельности в Беларуси выигрывают все население, поскольку увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит – улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций.

     На  экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения – финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников – акционеров. Они станут реально богаче.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться экономическими методами через механизм налогообложения, амортизационную политику, предоставление бюджетных ассигнований на финансирование инвестиций. Государство должно заботиться о расширении спектра объектов для инвестирования, в частности, о развитии рынка ценных бумаг.

     В настоящее время, когда Беларусь начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими  государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности – гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь и Декрет Президента Республики Беларусь № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 6 августа 2009 года, в которых в полной мере учтены современные реалии, унифицированы требования деятельности любой формы инвестирования, изложены права и интересы инвесторов, обеспечена надежность вложений, свидетельствуют о первых шагах в сторону улучшения инвестиционной обстановки в Республике Беларусь. В настоящее время заключено порядка 60 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, а также более 50 соглашения об избежании двойного налогообложения и другие.

     Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий могло бы расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать возрождению экономики.

     По  средствам инвестиционной политики достигается решение многих задач (сбалансированность и эффективность отраслей экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода и др.). Особенностью инвестиционной политики в современных условиях является увеличение доли долгосрочных вложений на реконструкцию действующих предприятий.

     Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для  своих собственных. И речь не о  том, чтобы найти им средства на осуществление  инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

     Инвестиции  непосредственно обеспечивают экономический  рост. Ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы, высокая ресурсоемкость экономики, сильная зависимость от поставок сырья, топлива, неразвитость рыночной инфраструктуры сдерживают экономический рост Республики Беларусь. В сложившейся ситуации  необходимо ускорить структурные преобразования, определить и реализовать новые приоритеты научно-технического развития, привлекать инвестиции в экономику.

     Инвестиционная  политика нашей страны ориентирована  на реализацию общегосударственных  приоритетов и реформирование в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынка. Для создания привлекательного инвестиционного климата в нашей стране необходимо активизировать интеграционные экономические процессы с мировым сообществом, а так же придерживаться последовательного и рационального экономического курса. В частности:

     -разумная  и постепенная приватизация;

     -жесткая  финансовая дисциплина;

     -создание  благоприятной среды для инвесторов;

     -осуществление  принципа: “Государство должно заниматься  тем, что не способен делать рынок”.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1 Антипова О.М. Инвестиционная привлекательность Беларуси в свете последних новаций законодательства // Налоги Беларуси 2009. № 29. с. 80-83.

     2 Бокша Н.В. Макроэкономика: электронный учебник. 2008.

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста