Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе объясняется понятие инвестиций, источники инвестиций, а также какие объективные факторы сдерживают экономический рост Республики Беларусь. Приводится характеристика формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь и ее правовой базы. Из вышеперечисленного можно сформулировать задачи данной курсовой работы, а именно:

- дать определение понятию инвестиции и определить возможные источники инвестиций;

- выяснить какова роль инвестиций в экономике;

- проанализировать инвестиционную деятельность и проблемы формирования благоприятной инвестиционной обстановки для привлечения инвестиций;

- изучить проблемы экономического роста Республики Беларусь и возможности экономического развития в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...... 5


1. Инвестиции……………………………………………………………………...7

1.1 Сущность инвестиций и инвестиционная деятельность……………...7

1.2 Виды и формы инвестиций…………………………………………..... 8

1.3 Источники инвестиций…………………………………………………10


2. Факторы принятия инвестиционного решения. Мультипликатор и

акселератор……………………………………………………………………12

2.1 Кривая спроса на инвестиции………………………………………... 12

2.2 Мультипликатор и акселератор………………………………………..15


3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь…………………………18

3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности…………...18

3.2 Кризис инвестиционной политики в Республике Беларусь………....19

3.3 Инвестиционная политика на современном этапе…………………...20


4. Экономический рост…………………………………………………………..27

4.1 Экономический рост. Проблемы экономического роста……………27

4.2 Государственное регулирование экономического роста……………30


Заключение………………………………………………………………… 32


Список использованных источников……………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (инвестиционная политика).doc

— 427.50 Кб (Скачать)

Таблица 3.3 – Индексы инвестиций в основной капитал в странах СНГ за 2003- 2008 гг.

Индексы инвестиций в основной капитал в  странах СНГ в сопоставимых ценах, %  
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Азербайджан 173,5 135,4 116,6 115,2 123,8 134,3
Армения 140,8 114,7 132,8 138,4 119,7 101,7
Беларусь 120,8 120,9 120 132,2 116,2 123,5
Грузия 191,3 - - - - -
Казахстан 116,6 123,1 134,1 111,1 113,5 104,6
Кыргызстан 93,4 102,1 105,9 154,6 105 94,9
Молдова 107 108 111,9 123 120,7 100,4
Россия 112,5 113,7 110,7 116,7 121,1 109,1
Таджикистан - 150,4 111,5 169,6 215,2 160,8
Узбекистан 104,5 105,2 107 109,1 122,9 128
Украина 131,3 128 101,9 119 129,8 104,7
 

     За I квартал 2009 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 2 млрд. USD, или на 4,5% меньше, чем за такой же период прошлого года. Основные инвестиции в Беларусь поступили из России (70,7% от всего объема), Австрии (13,1%), Швейцарии (4,1%) Кипра и Великобритании (по 3,7%). Наибольшие суммы из-за рубежа поступили в транспорт (54,7% от общего объема инвестиций – 1,1 млрд. USD), промышленность (18,8% - 383,3 млн. USD), а также в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (13,1% - 267 млн. USD). В торговлю и общественное питание поступление иностранных инвестиций увеличилось по сравнению с январем-мартом прошлого года в 1,7 раза — до 201,8 млн. USD.

     Прямые  иностранные инвестиции составили 69,9% от всех зарубежных инвестиций, что 2,3 раза больше, чем в январе-марте 2008 г. Значительные объемы прямых инвестиций поступили от резидентов России (89,2% от общего объема).

     За I квартал 2009 г. наибольшие суммы зарубежные инвесторы вложили в организации  г. Минска (76,9%), Гомельской (9,8%) и Витебской (5,8%) областей.

     Чистое  поступление внешних инвестиций в реальный сектор экономики за I квартал 2009 г. составило 443 млн. USD, что на 41,8% меньше, чем годом ранее. При этом в ряде отраслей изъятие средств иностранными инвесторами шло достаточно интенсивно: в промышленности сумма чистого поступления капитала снизилась с 119,1 млн. USD до 19 млн., в строительстве — с 9,4 млн. USD до 3,3 млн. USD; сельском хозяйстве — с 1,8 млн. USD до 1,6 млн., общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка — с 577,8 млн. USD до минус 33,8 млн. Рост чистого поступления иностранных инвестиций выявлен в организациях транспорта — с минус 66,1 млн. USD до 379,9 млн. (85,8% общей суммы чистого поступления иностранных инвестиций), торговле и общепите — с 55,6 млн. USD до 93,3 млн.; связи — с минус 18 млн. USD до 4 млн. [13].

     В соответствии с Указом Президента от 24.06.2009 № 329 в новой редакции изложена Государственная инвестиционная программа на 2009 г., ранее утвержденная Указом от 16.10.2008 № 562. При этом из программы исключено 130 объектов, а ее финансирование за счет средств республиканского бюджета сокращено на 32% по сравнению с ранее запланированным уровнем, до 1,125 трлн. руб. Это позволит сэкономить 550 млрд. руб.

     В частности, в рамках программы будут  финансироваться работы по реконструкции  мелиоративных систем, олимпийского спортивного комплекса «Стайки», оздоровительных комплексов, строительство инфраструктуры СЭЗ, реконструкция зданий учебных учреждений, Республиканского центра олимпийской подготовки по конному спорту и коневодству в Ратомке, строительство и реконструкция ряда объектов органов внутренних дел.

     В соответствии с новой редакцией  программы на финансирование строек и объектов для республиканских  нужд будет направлено 877,412 млрд. Br, объектов коммунальной собственности  — 240,529 млрд. Br, на погашение задолженности за работы, выполненные в 2008 г., — 6,8 млрд. Br.

     Финансирование  будет осуществляться за счет средств  резервного фонда Президента (99,870 млрд. Br), фонда национального развития (427 млрд. Br), дорожного фонда (58,429 млрд.), фонда охраны природы (77,648 млрд.), Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (2,858 млрд.). [3].

     С января по июнь 2009 года в Республике Беларусь зарегистрировано 225 организаций  с иностранными инвестициями. [12, с. 6].

     Декретом  Президента Республики Беларусь № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 6 августа 2009 г. устанавливаются правила, облегчающие начало реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь. Закрепляется также ответственность инвесторов за выполнение взятых на себя обязательств.

     В заключаемых с инвесторами договорах  должны быть четко определены объекты, объемы и сроки вложения инвестиций, а также ответственность за их несоблюдение.

     Кроме того, вводится трехуровневая система  заключения инвесторами инвестиционных договоров с Республикой Беларусь. Инвестиционный договор может заключаться на основании решения: Совета Министров РБ, согласованного с Президентом, если договором предусматривается предоставление преференций, не установленных законодательством; Совета Министров РБ в случае, если инвестиционным договором предусматривается предоставление льгот и преференций, уже установленных законодательными актами и иными решениями Президента; республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству в случаях, когда для реализации проекта преференции не требуются.

     С учетом практики реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь инвестор освобождается от уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений иностранным гражданам, привлекаемых инвестором для реализации инвестиционного проекта, на занятие трудовой деятельностью в нашей стране, а указанные иностранные граждане – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь.

     Вместе  с тем в Декрете предусмотрено, что в случае невыполнения (или  ненадлежащего выполнения) инвестором взятых на себя обязательств Республика Беларусь в одностороннем порядке  может отказаться от исполнения своих обязательств по заключенному инвестиционному договору.

     Декрет  вступает в силу через 3 месяца после  официального опубликования. Действие Декрета не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу данного Декрета. [4]. 
 
 
 
 
 
 

                                                 ГЛАВА 4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 

     4.1 Экономический рост. Проблемы экономического роста 

     Инвестиции  непосредственно обеспечивают экономический  рост и прогресс человечества. [2].

     Проблема  экономического роста для экономической науки по историческим меркам относительно нова. К первым попыткам ее решения можно отнести теорию «динамики» классической школы и теорию «расширенного воспроизводства» К. Маркса. С конца 19 в. До 30-х гг. 20 в. западные экономисты разрабатывали в основном динамику краткосрочного периода. Лишь после второй мировой войны исследование проблем экономического роста заняло важное место. В связи с трудностями измерения процессов экономического развития в макроэкономике анализируют экономический рост и циклическое развитие.

     Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение общественного продукта, способствующее решению проблемы ограниченности ресурсов и повышения уровня жизни.

     Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. [16, с. 359].

     Экономический рост в стране имеет экономические  и социальные последствия, которые  могут быть позитивными и негативными. Экономические последствия охватывают стадию производства. Среди них наиболее существенны повышение производительности и интенсивности труда, фондовооруженности, улучшение качества рабочей силы, совершенствование технологии и организации производства. Социальные последствия определяются экономическими и охватывают фазы распределения и потребления. К ним относятся рост уровня доходов различных слоев населения, улучшение качества потребления за счет совершенствования количества и структуры общественного продукта, что отражается в общем увеличении уровня жизни населения. В то же время постоянный экономический рост не всегда желателен (особенно это касается стран, уже достигших высокого уровня благосостояния). В частности, индустриализация производства способствует загрязнению окружающей среды, так как в производстве отсутствует полная утилизация отходов. Высокий уровень внедрения новых технологий в развитых странах приводит к моральному старению профессиональных кадров и необходимости их замены новыми, что обостряет социальные проблемы, ведет к росту безработицы. Проблемы неравенства доходов также не «решаются» экономическим ростом автоматически, для этого необходимы выработка и проведение в жизнь государством различных социальных программ, а не наращивание масштабов производства и размеров общественного продукта.

     Экономический рост остается наиболее употребимым  критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. [16, с. 360].

     Мировая экономическая история знает  два основных типа экономического роста. При экстенсивном типе экономический  рост достигается за счет использования  большого количества факторов производства при сохранении их прежней технической основы. Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основан на использование более эффективных и качественно более совершенных факторов производства и технологии, более экономичных ресурсов, повышение квалификации работников. Интенсивный или экстенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде. Всегда имеет место их сочетания с преобладанием одного. [15, c. 265].

     В определенные моменты экономического развития возможен и отрицательный экономический рост, которому соответствует суженное воспроизводство. Это отражается в сокращении объема общественного продукта, ухудшение качества жизни, структуры продукта, замедление НТП, количественном и качественном ухудшении факторов производства.

     Для измерения экономического роста  используют данные о ВВП или ВНП, суммирующем доходы всех занятых  в экономике. Для определения реального экономического роста используются цены базисного года, что исключает колебание цен. [6, с. 202]. Это значит, что увеличение ВВП за счет более высоких цен текущего периода не может рассматриваться как экономический рост. Например, если в прошлом году произведено 25 ед. продукции на сумму 500 дол, а в текущем году 25 таких же единиц, но уже на сумму 1500 дол. В связи с увеличением цен в 3 раза, но это не говорит об экономическом росте, а тем более о повышении благосостояния граждан.

     Это обобщающий показатель дополняется  объемом ВВП, ВНП или национального  дохода на душу населения; показателями, связанными с уровнем жизни (расчет потребительских корзин, средняя продолжительность жизни населения).  Кроме уровня жизни качественная сторона экономического роста выражается в уровне квалификации рабочей силы. Отсутствие положительных значений прироста реального ВНП свидетельствует об отсутствии экономического роста в стране.

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста