Инвестиционная политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе объясняется понятие инвестиций, источники инвестиций, а также какие объективные факторы сдерживают экономический рост Республики Беларусь. Приводится характеристика формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь и ее правовой базы. Из вышеперечисленного можно сформулировать задачи данной курсовой работы, а именно:

- дать определение понятию инвестиции и определить возможные источники инвестиций;

- выяснить какова роль инвестиций в экономике;

- проанализировать инвестиционную деятельность и проблемы формирования благоприятной инвестиционной обстановки для привлечения инвестиций;

- изучить проблемы экономического роста Республики Беларусь и возможности экономического развития в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...... 5


1. Инвестиции……………………………………………………………………...7

1.1 Сущность инвестиций и инвестиционная деятельность……………...7

1.2 Виды и формы инвестиций…………………………………………..... 8

1.3 Источники инвестиций…………………………………………………10


2. Факторы принятия инвестиционного решения. Мультипликатор и

акселератор……………………………………………………………………12

2.1 Кривая спроса на инвестиции………………………………………... 12

2.2 Мультипликатор и акселератор………………………………………..15


3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь…………………………18

3.1 Правовое регулирование инвестиционной деятельности…………...18

3.2 Кризис инвестиционной политики в Республике Беларусь………....19

3.3 Инвестиционная политика на современном этапе…………………...20


4. Экономический рост…………………………………………………………..27

4.1 Экономический рост. Проблемы экономического роста……………27

4.2 Государственное регулирование экономического роста……………30


Заключение………………………………………………………………… 32


Список использованных источников……………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (инвестиционная политика).doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     В таком документе, как Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Беларуси, принятая в 1996 г, закладывались гигантские объемы капиталовложений (50 млрд. USD на пятилетие), почти половину, из которых предполагалось привлечь от иностранных инвесторов. И что же?  А инвестиций так и не было.

     Физический  же износ машин и оборудования почти всех основных отраслей реального сектора экономики превысил 80%. В 2000 г. в промышленности он равнялся 80,3%, в сельском хозяйстве 80,6%, на транспорте – 66,9%, в строительстве – 80,9%.

     Так, если по показателю ВВП РБ в 2000 г. вышла на уровень 88,7% к 1990 г., то по показателю инвестиций в 2000 г. было обеспечено только 51,6% от уровня 1990 г., в том числе в объекты производственного назначения – 45,2%, непроизводственного – 66,2%. Объем инвестиций в основной капитал, начиная с 1992 г., катастрофически падал. Это является наглядным свидетельством глубины инвестиционного кризиса.

     Основные  причины снижения объемов инвестиций в 1990-2000 гг. – сокращение накоплений в реальном секторе экономики, их обесценивание в связи с сохраняющимися высокими темпами инфляции, низкая кредитоспособность предприятий, высокий уровень процентных ставок по кредитам, незначительный объем иностранных инвестиций  и ограниченность бюджетных средств.

     Среди основных причин инвестиционного кризиса, сдерживающих инвестиционную активность, следует выделить такие, как тяжелое финансовое состояние  субъектов хозяйствования, низкий платежеспособный спрос населения, отсутствие необходимых условий для активного вложения средств иностранными инвесторами.

     В системе мер по активизации инвестиционной деятельности имеет большое значение экономически обоснованное кредитование банками инвестиционных проектов в контексте денежно-кредитной политики в целом. Начиная с 1996 г. участие банковской системы в инвестиционном процессе заметно расширилось.

     В экономике Беларуси одним из важнейших вопросов продолжает оставаться вложение в нее иностранного капитала. Следует отметить, что вступивший в силу в октябре 2001 года Инвестиционный кодекс – шаг вперед в этом деле. Этот документ заменил устаревшие нормативные акты по иностранным инвестициям, принятые в начале 90-х годов.

     Для привлечения иностранного капитала необходимо решить главный вопрос – реформирование отношений собственности. Всей мировой практикой доказано, что наибольший эффект приносит частный капитал. А без ускорения приватизационных процессов его масштабы не увеличишь. [9].  

     3.3 Инвестиционная политика  на современном  этапе 

     За  десятилетия созидательной практики в Республике Беларусь была сформирована своя уникальная модель развития. Мощным источником развития финансовой базы страны, модернизации промышленного производства, укрепления позиций Беларуси на международной арене служат инвестиции.

     Приоритетной  формой инвестиций для любого государства, в том числе и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции, которые способствуют диверсификации экспорта, генерируют увеличение рабочих мест, а также, по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженность страны. Привлекательность Республики Беларусь в инвестиционном плане определяется следующими параметрами.

     В геополитическом аспекте Беларусь расположена в центре Европы и  является страной, находящейся на пересечении  транспортных путей. Выгодное месторасположение, возможность доступа к рынкам близлежащих региональных групп, сравнительно развитая транспортная инфраструктура позволяет рассматривать Беларусь в качестве удобной инвестиционной платформы. Кроме того, относительно невысокая стоимость сырьевых, трудовых, финансовых ресурсов также относится к числу значимых факторов, способствующих мобилизации инвестиционных резервов в нашей стране.

     Одним  из важнейших параметров, определяющих уровень инвестиций, является система  гарантий безопасности вложений, предоставляемых  инвесторам страной-реципиентом. Республика Беларусь гарантирует право собственности, а также имущественные права, кроме того, государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности; равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов, а также стабильность прав инвестора по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению. [8, статья 9]. Инвестор вправе свободно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе гарантируется беспрепятственный ее перевод за пределы Республики Беларусь после уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь. [8, статья 10].

     Дополнительные  гарантии зарубежным инвесторам предоставляются  в рамках двухсторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время заключено порядка 60 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, а также более 50 соглашений об избежание двойного налогообложения. Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, направленных на защиту прав иностранных инвесторов, среди которых можно выделить Вашингтонскую конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г. и Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. Между государствами – участниками ЕврАзЭС подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах Евразийского экономического сообщества.

     Интенсивность поступлений инвестиций в значительной степени обусловлена и степенью организованности финансового рынка, для реанимирования и активизации которого был принят ряд нормативных правовых актов. Несомненным шагом вперед стало принятие декретов Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 и от 26 июня 2009 г. № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3», предусматривающих поэтапное снятие моратория на отчуждение акций, приобретенных в процессе приватизации, а также Указа Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 «О признании утратившими силу некоторых указов (отдельного положения указа) Президента Республики Беларусь», которым отменено особое право («золотая акция») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

     Исходя  из анализа приведенных правовых актов можно констатировать, что  в Республике Беларусь созданы условия  для активного обращения ценных бумаг как на биржевом, так и  на внебиржевом рынке.

     Согласно  статье 77 Инвестиционного кодекса иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют не менее чем 20 000 долларов США, и преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределение полученной прибыли между участниками, признаются коммерческими организациями с иностранными инвестициями, для которых белорусским законодательством предусматривается ряд преференций. В частности, уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями может формироваться в течение 2-х лет с момента государственной регистрации, при этом 50% уставного фонда должны быть внесены в течение первого года со дня государственной регистрации и в полном объеме – до истечения 2-х лет со дня регистрации. [8, статья 187].

     В сфере ценообразования необходимо отметить, что коммерческие организации  с иностранными инвестициями не обязаны  соблюдать предельные индексы отпускных цен при их установлении Советом Министров РБ.

     Весьма  благоприятствует притоку инвестиций и существующая в нашей стране гибкая система налогообложения, характеризуя которую необходимо акцентировать  внимание на том, что помимо общей системы применяются особые режимы налогообложения. К таким особым режимам относятся налогообложение в свободных экономических зонах, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с предпринимателей, упрощенная система налогообложения.

     Таким образом, инвестиционная политика нашей  страны ориентирована на реализацию общегосударственных приоритетов  и реформирование в соответствии с запросами внутреннего и  внешнего рынка. Либерализация действующего законодательства, наличие гибкой системы налогообложения, позволяет констатировать, что Республика Беларусь заинтересована в привлечении инвестиций и готова к диалогу с иностранными партнерами. [1, с. 80].

     В таблице 3.1 представлены статистические данные по объему инвестиций в основной капитал по областям Республики Беларусь за 2003 – 2008 гг. 

Таблица 3.1 – Индексы инвестиций в основной капитал РБ за 2003- 2008 гг.

Индекс инвестиций в основной капитал РБ в сопоставимых ценах, %  
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Республика  Беларусь 120,8 120,9 120 132,2 116,2 123,5
в т.ч. по областям:            
Брестская 126,7 120,7 116,4 134,5 115,3 133,2
Витебская 133,6 136,6 104,7 120,2 121,3 131
Гомельская 111,6 100,8 128 140,8 109,6 119,7
Гродненская 125,1 121,4 125 132 117,7 126,7
г. Минск 118,4 118,2 111,5 127,2 123,2 114,9
Минская 112 134,2 133,7 130 107,9 130,5
Могилевская 129,4 130,2 128,9 152,3 120,6 114,1
 

     Из  вышепредставленых данных видно, что  наибольший объем инвестиций в основной капитал РБ в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году наблюдался в 2006 г. (132,2%), в 2007 г. данный показатель существенно снизился до 116,2 %, но в 2008 г. объем инвестиций увеличился на 7,3%. Если данный показатель рассматривать по областям РБ, то можно сделать вывод, что в 2008 г. индекс объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах возрос по всем областям, кроме г. Минска и Могилевской области. Данный показатель можно рассмотреть по объектам производственного и непроизводственного назначения (таблица 3.2). 

Таблица 3.2 – Индексы инвестиций в основной капитал РБ за 2003- 2008 гг.

Индексы инвестиций в основной капитал РБ в сопоставимых ценах, %  
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Республика  Беларусь 120,8 120,9 120,0 132,2 116,2 123,5
в т.ч. по объектам            
производственного назначения 126,5 119,5 118,4 136,0 113,6 123,3
непроизводственного назначения 112,7 121,5 121,6 125,7 122,3 125,4
 

     По  показателю инвестиций в 2008 г. было обеспечено выполнение на 123,5% от уровня 2007 г. (в фактически действующих ценах – 37202,3 млрд. руб.), в том числе в объекты производственного назначения – 123,3% (в фактически действующих ценах – 24149,4 млрд. руб.), непроизводственного – 125,4% (в фактически действующих ценах – 13052,9 млрд. руб.).

     Объем инвестиций в основной капитал Республики Беларусь в сопоставимых ценах к  предыдущему году, как уже ранее упоминалось, составил 123,5%. В странах СНГ объем инвестиций выше, чем в Беларуси, только в Азербайджане (134,3%), Таджикистане (160,8%), Узбекистане (128,0%). Из всех стран СНГ только в Кыргызстане объем инвестиций в 2008 г. снизился относительно уровня 2007 г. на 5,1%. За последние 5 лет в Грузии не наблюдалось вливание инвестиций в основной капитал. (таблица 3.3). 

Информация о работе Инвестиционная политика и проблемы экономического роста