Тематические проверки юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является, раскрыть сущность налогового контроля, его принципы и пути совершенствования, на примере деятельности Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
– дать понятие налоговой проверки;
– дать более подробное понятие видам налоговых проверок, а именно: документальная проверка, порядок осуществления тематической проверки;
– на конкретном примере проанализировать исполнение тематических проверок Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана
– изучить документы по проведению налоговых проверок;

Содержание

Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы 2.4 Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц 3. Пути совершенствования проведения тематических проверок 3.1 Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан
3.2 Пути совершенствования тематических проверок с применением информационных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования и науки Республики Казахстан.docx

— 170.72 Кб (Скачать)

К органам налоговой службы относятся уполномоченный государственный  орган и налоговые органы.

Уполномоченный государственный  орган – это центральный исполнительный орган Республики Казахстан, обеспечивающий налоговый контроль над исполнением  налоговых обязательств перед государством, т.е. Налоговый Комитет Министерства финансов РК. [2]

Налоговые органы – это  налоговые управления по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные  налоговые управления, налоговые  департаменты по районам, городам и  районам в городах. Налоговые  органы подчиняются непосредственно  соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся  к местным исполнительным органам.

 

1.2 Виды и периодичность  налоговых проверок

Налоговая проверка – проверка, осуществляемая органами налоговой  службы:

1)  исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы;

2)  лиц, располагающих документами, информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, для получения сведений о проверяемом налогоплательщике по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью проверяемого налогоплательщика;

3)  для получения дополнительных сведений л налогоплательщика, подавшего жалобу на уведомление о результатах налоговой проверки и решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

Налоговая проверка является основным способом контроля государства  за деятельностью налогоплательщиков. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов  налоговой службы, указанные в  предписании, и налогоплательщик. При  этом термин «налогоплательщик» означает также «налоговых агентов» и «плательщиков  других обязательных платежей в бюджет».

Налоговой проверке подлежат все налогоплательщики, без каких-либо исключений, так как данный вид  контроля осуществляется со стороны  государства в целях определения  правильности исчисленной самим  налогоплательщиком сумм налогов и  других обязательных платежей в бюджет.

Налоговым кодексом четко  установлено, что органы налоговой  службы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и  других обязательных платежей в бюджет в течение 5 лет после окончания  налогового периода. Таким образом, налоговой проверкой могут быть охвачены не более пяти календарных (с 1 января по 31 декабря) года деятельности налогоплательщика.

При проведении налоговых  проверок органом налоговой службы необходимо соблюдать следующие  условия:

– периодичность проверок;

– сроки проведения;

– оформление в установленном порядке предписания;

– не нарушение сроков проверки, указанных в предписании;

– вручение акта налоговой проверки;

– вручение уведомления о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов (в случае выявления нарушений);

вручение уведомление  об устранении нарушений налогового законодательства (в случае выявления  нарушений) и т.д.

В соответствии с Налоговым  кодексом налогоплательщик имеет право  не допускать на территорию или в  помещение для проведения налоговой  проверки должностных лиц органа налоговой службы в случаях, если:

– предписание не вручено либо не оформлено в установленном порядке (Приложение Б);

– сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

– данные лица не указаны в предписании;

– запрашивается документация, не относящаяся к проверяемому налоговому периоду.

Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым  относятся:

1)  документальные проверки;

2)  рейдовые проверки;

3)  хронометражное обследование.

Документальные проверки проводятся на основе результатов камерального контроля, данных уполномоченных органов  по учету объектов налогообложения  и объектов, связанных с налогообложением, и данных других форм налогового контроля.

Документальная проверка является одним из важнейших и  сложных видов налоговой проверки.

Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

·  комплексная проверка – проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

·  тематическая проверка – проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым кодексом, а также по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен.

·  встречная проверка – проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком связанным с указанными лицами;

·  дополнительная проверка – проверка на основании решения органа налоговой службы, рассматривающего жалобу налогоплательщика, обращение нерезидента о повторном рассмотрении заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета. [2]

Налоговые проверки органами налоговой службы производятся на основании  графика (плана) проверок. При составлении  данного графика отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится по разработанным на основании налогового законодательства критериям отбора. Отбор производится путем:

– анализа и камеральной проверки представленных налогоплательщиком налоговых отчетностей;

– проведения сличения данных по определенным строкам налоговых отчетностей по различным видам налогов, которые, согласно налоговому законодательству, должны сопоставляться.

В настоящее время отбор  налогоплательщиков подлежащих проверке производится в электронном режиме, т.е. формируется база данных.

В базе данных по каждому  юридическому лицу необходимо представить  следующие характеристики:

1) общие сведения о налогоплательщике

а) наименование предприятия  и его РНН;

б) код того налогового комитета, в котором налогоплательщик состоит  на контроле;

в) дата налоговой регистрации, т.е. дата постановки на учет в налоговых  органах, позволяет определить целесообразность назначения проверки с точки зрения срока функционирования предприятия;

г) дата последней налоговой  проверки

д) вид предыдущей проверки;

е) вид деятельности предприятия.

2) Сведения о результатах  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия и исполнения им  своих налоговых обязательств  за каждый календарный год:

а) размер совокупного годового дохода предприятия;

б) сумма уплаченных налогов;

в) начисленные суммы налогов.

Для определения юридических  лиц подлежащих налоговой проверке необходимо предварительно распределить их на три группы: крупные, средние  и мелкие.

Распределение производится исходя из объема реализации выполненных  работ и услуг, объема экспортно-импортных  операций, учитывается объем уплаченных налогов и сборов и обязательных платежей в динамике за последние  два года деятельности, а также  учитывается объем начисленных  налогов, сборов и обязательных платежей. Крупные юридические лица приоритетно  подлежат проверке налоговыми органами. [6]

Для определения юридических  лиц из числа средних и мелких, приоритетно подлежащих проверке налоговыми органами, необходимо осуществить оценку показателя риска нарушения норм налогового законодательства РК в соответствующей  группе и выделить субъектов, имеющих  данный показатель выше среднего уровня. Подразумевается, что проверки по ним  принесут наиболее продуктивный результат.

Средний показатель риска  нарушения норм налогового законодательства определяется как отношение суммы  показателей риска по каждому  юридическому лицу к общему числу  хозяйствующих субъектов в соответствующей  группе. [6]

Определение показателей  риска осуществляется на основании  имеющихся в налоговых органах  документов и деклараций юридических  лиц посредством заполнения Журнала  оценки показателя риска. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью территориального налогового органа (см. приложение А).

При этом необходимо произвести оценку каждого юридического лица по следующим критериям:

При составлении графика  проверок соблюдается периодичность  проведения налоговых проверок согласно ст. 628 нового Налогового кодекса.

Периодичность проведения налоговых  проверок следующая:

1) комплексные – не  чаще одного раза в год;

2) тематические – не  чаще одного раза в полугодие  по одному и тому же виду  налога и другому обязательному  платежу в бюджет, а также по  вопросам исполнения банками  и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен;

3) встречные – при необходимости  получения дополнительной информации  о правильном отражении налогоплательщиком  в налоговом учете проведенных  операций;

4) рейдовые – по мере  получения результатов анализа  представленной налогоплательщиком  налоговой отчетности, сведений  уполномоченных государственных  органов, а также других документов  и сведений о деятельности  налогоплательщика;

5) хронометражное обследование  – по мере получения результатов  анализа представленной налогоплательщиком  налоговой отчетности, сведений  уполномоченных государственных  органов, а также других документов  и сведений о деятельности  налогоплательщика.

При этом данные ограничения  не распространяются на следующие случаи:

1) при проведении документальных  проверок, осуществляемых в связи  с реорганизацией или ликвидацией  юридического лица и прекращением  деятельности индивидуального предпринимателя,  а также в случае снятия  с учета по налогу на добавленную  стоимость на основании заявления  налогоплательщика. При этом проверка  должна быть начата не позднее  тридцати календарных дней после  получения заявления налогоплательщика;

2) при проведении документальных  проверок, осуществляемых в связи  с истечением срока действия  контракта на недропользование;

3) при проведении встречных  проверок;

4) при проведении тематических  проверок, проводимых на основании  заявления налогоплательщика, на  предмет достоверности сумм налога  на добавленную стоимость, предъявленного  к возврату;

5) при дополнительных проверках,  проводимых на основании решения  органа, рассматривающего жалобу  налогоплательщика на уведомление  по акту налоговой проверки;

6) при внеочередных документальных  проверках, проводимых согласно  приказу руководителя уполномоченного  государственного органа в отношении  конкретного налогоплательщика,  а также по основаниям, предусмотренным  уголовно-процессуальным законодательством  Республики Казахстан.

Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 2009 года определен  порядок проведения тематических проверок на основании требования налогоплательщика  в декларации по налогу на добавленную  стоимость по подтверждению достоверности  сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату. Тематическая проверка по подтверждению достоверности  сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату, проводится в отношении налогоплательщика, представившего декларацию по налогу на добавленную стоимость с указанием  требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость. В проверяемый  налоговый период включаются налоговый  период, за который представлена декларация по налогу на добавленную стоимость  с указанием требования о возврате превышения налога на добавленную стоимость, а также предыдущие налоговые  периоды, за которые не проводились  проверки по данному виду налога, но не превышающие 5 лет. В случае экспорта товаров при определении суммы  налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящим  Кодексом, учитываются сведения таможенного  органа, подтверждающие факт вывоза товаров  с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, представленные по форме и в порядке, которые  утверждены уполномоченным органом  по согласованию с уполномоченным государственным  органом по вопросам таможенного  дела. Ответственность за сведения, подтверждающие факт вывоза товаров  с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта, несет таможенный орган. В случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета плательщика налога на добавленную стоимость, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику налога на добавленную стоимость покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям. [17]

Представление заключения в  органы налоговой службы о поступлении  валютной выручки осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и банками  второго уровня в порядке и  по форме, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан. Для получения  данного заключения органы налоговой  службы направляют соответствующий  запрос о поступлении валютной выручки  по состоянию на дату начала налоговой  проверки. В ходе проведения тематической проверки налоговый орган может  назначить встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг  проверяемого налогоплательщика. Если непосредственный поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика  состоит на регистрационном учете  по налогу на добавленную стоимость  в другом налоговом органе, налоговый  орган, назначивший тематическую проверку, может направить в соответствующий  налоговый орган запрос о проведении встречной проверки такого поставщика. Подтверждение достоверности предъявленных  к возврату сумм налога на добавленную  стоимость по операциям между  налогоплательщиком, потребовавшим  возврата суммы налога на добавленную  стоимость, и его непосредственным поставщиком – крупным налогоплательщиком, подлежащим мониторингу, производится налоговым органом, назначившим  тематическую проверку, на основании  сведений о подтверждении достоверности  сумм налога на добавленную стоимость, полученных от уполномоченного органа в ответ на запрос, направленный таким налоговым органом. Запрос в уполномоченный орган направляется в отношении непосредственного  поставщика – крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу.

Информация о работе Тематические проверки юридических лиц