Тематические проверки юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является, раскрыть сущность налогового контроля, его принципы и пути совершенствования, на примере деятельности Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
– дать понятие налоговой проверки;
– дать более подробное понятие видам налоговых проверок, а именно: документальная проверка, порядок осуществления тематической проверки;
– на конкретном примере проанализировать исполнение тематических проверок Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана
– изучить документы по проведению налоговых проверок;

Содержание

Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы 2.4 Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц 3. Пути совершенствования проведения тематических проверок 3.1 Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан
3.2 Пути совершенствования тематических проверок с применением информационных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования и науки Республики Казахстан.docx

— 170.72 Кб (Скачать)

Кроме того, согласно пункту 2 указанной статьи Налогового кодекса  в случае пропуска по уважительной причине срока по ходатайству  налогоплательщика, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим  органом налоговой службы, рассматривающим  жалобу.

Жалоба налогоплательщика, поданная с соблюдением ее формы  и содержания, определенных статьей 668 Налогового кодекса, подлежит обязательной регистрации в налоговом органе в день ее поступления.

Данная жалоба налогоплательщиком подается в сроки и в порядке, определенные в статье 667 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 указанной  статьи 671 и статьи 670 Налогового кодекса  по жалобе налогоплательщика выносится  мотивированное решение в срок не позднее 30 рабочих дней с моменты  регистрации жалобы в налоговом  органе, по крупным налогоплательщикам в течение 45 рабочих дней. [2]

По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика на уведомление  по акту налоговой проверки вышестоящим  органом налоговой службы выносится  одно из следующих решений:

·  оставить обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;

·  отменить обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки полностью или в части.

Содержание решения вышестоящего органа налоговой службы по результатам  рассмотрения жалобы налогоплательщика  должно соответствовать требованиям  статьи 673 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что  в соответствии со статьей 672 Налогового кодекса подача налогоплательщиком жалобы на уведомление по акту налоговой  проверки в вышестоящий орган  налоговой службы приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления. Данное приостановление действует  до вынесения письменного решения  вышестоящим органом налоговой  службы.

В случае отмены уведомления  по акту налоговой проверки отменяется и акт налоговой проверки.

Стоит отметить, что указанное  решение вышестоящего органа налоговой  службы по жалобе налогоплательщика  на уведомление по акту налоговой  проверки может быть обжаловано налогоплательщиком в уполномоченном государственном  органе, то есть в Налоговом комитете Министерстве Финансов Республики Казахстан, в порядке и сроки, установленные  в налоговом законодательстве Республики Казахстан.

Принимая во внимание тот  факт, что во взаимоотношениях между  органами налоговой службы и налогоплательщиком возникают разногласия, вышеуказанный  порядок обжалования уведомлений  по акту налоговой проверки предоставляет  налогоплательщику право самостоятельно выбирать способы разрешения спора, возникшего с налоговым органом, а именно путем внесудебного обжалования.

Налоговый контроль – это  специализированный (только в отношении  налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомства) государственный  контроль, сущность которого состоит  не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но в проверке правильности исчисления, полноты и  своевременности уплаты налогов  и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.

Основная проблема налоговых  органов на сегодняшний день это  качественное обеспечение исполнения нового налогового Кодекса.

Новый Налоговом кодексе 688 статей, тогда как в старом (2001 г.) 568 статей, что на 120 больше.

Кроме того, в налоговых  органах применяются 12 информационных систем. Не секрет с целью облегчения деятельности налоговых органов, подчастую  налогоплательщиков заставляют получать электронные ключи для сдачи  налоговой отчетности в электронном  виде, что противоречит пункту 3 статьи 68 Налогового кодекса РК. [2]

Сегодня не каждый налогоплательщик, особенности индивидуальные предприниматели, имеют возможность грамотно справиться с информационной системой. Зафиксированы  случаи сбоя программного обеспечения  именно в период сдачи налоговой  отчетности. В терминалах налогоплательщика  в дни сдачи налоговой отчетности огромные очереди, душно, программа  «виснет».

Поэтому сегодня как никогда  назрел вопрос о повышении налоговой  культуры, для этого необходимо качественно  организовать семинары по разъяснению  положений нового Налогового Кодекса  РК.

13 марта 2009 года во дворце  Жастар АО «Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации  специалистов органов финансовой  системы» провел семинар по  разъяснению нового Налогового  кодекса. Но его качество организации  и подготовленность лекторов  желает быть лучшего.

Для снижения налогового бремени  в период мирового кризиса Налоговыми органами объявлен мораторий на осуществления  налоговых проверок. Опыт проведения предыдущих подобных мораториев, показал  следующее:

·  снижение налоговых поступлений – что невозможно в период кризиса;

·  увеличение количества жалоб потребителей;

·  некачественное исполнение своих обязательств налогоплательщиками.

3.2 Пути совершенствования  тематических проверок с применением  информационных систем

К одному из важнейших видов  налогового контроля относятся тематические проверки налогоплательщиков. Такие  проверки в настоящее время во всем мире дают до 20% дополнительных налоговых  начислений и служат средством воспитания налоговой законопослушности налогоплательщиков, а также способствуют созданию для  налогоплательщика таких условий, при которых ему будет выгодней платить налоги, чем не платить. [5]

Охватить большой круг налогоплательщиков плановыми тематическими  налоговыми проверками не представляется возможным из-за ограниченных ресурсов территориальных налоговых комитетов, поэтому задача отбора налогоплательщиков для проведения документальных налоговых  проверок очень актуальна.

Независимо от вида налога применяются одни и те же методы выбора объектов для проверки. При  этом многие налоговые службы предпочитают использовать одновременно несколько  разных методов, а не полагаться на какой-либо один. Цель такого выбора обычно заключается в поиске потенциально наиболее «продуктивных» случаев, т.е. таких налогоплательщиков, проверка которых сулит наибольший объем  доначислений.

На сегодня развитые страны накопили значительный опыт совершенствования  налогового администрирования, в части  автоматизации планирования налоговых  проверок, которая призвана стандартизировать  и сделать более эффективной  деятельность налоговых служащих при  проведении мероприятий, контролирующих исполнение налоговой дисциплины.

Самым простым методом  выбора налогоплательщиков для проверки – является случайный выбор. По сравнению  с большинством других подходов случайный  выбор обычно дает мало дополнительных начислений. Чаще всего метод случайного выбора применяется для построения выборки налогоплательщиков, по которой  судят затем о характеристиках  генеральной совокупности. Например, Федеральное налоговое управление США периодически проводит тщательную проверку случайным образом отобранных деклараций физических и юридических  лиц с привлечением информации из внешних источников. Это делается в рамках специальной программы, которая называется Измерение законопослушности  налогоплательщиков» (ТСМР – Taxpayer Compliance Measurement Program). По результатам этих проверок строятся оценки, показывающие степень  налогового «непослушания» или ухода  от налогов в генеральной совокупности налогоплательщиков. На основе этих данных разрабатываются критерии отбора налоговых  деклараций, от выездной налоговой  проверки подателей которых можно  ожидать наиболее высоких налоговых  доначислений. [17]

Аналогичную программу имеет  и Государственная налоговая  служба Канады – она называется «Процессуальный контроль» (Processing Review). В рамках этой программы случайным  образом выбираются декларации физических лиц, указавших, что часть их совокупного  дохода должна облагаться налогом по льготному режиму или вообще не подлежит налогообложению.

Часто применяемый многими  налоговыми службами западных стран  подход заключается в том, чтобы  сосредоточить имеющиеся у налоговой  службы ресурсы (время, деньги, специалистов) на проверке крупных налогоплательщиков, на которых приходится значительная часть налоговых поступлений. Например, в США и Канаде очень высокий  процент крупных налогоплательщиков находится под постоянным контролем  со стороны налоговых органов  на предмет правильности начисления налога на прибыль предприятий. Налоговые  управления штатов в США также  уделяют большое внимание проверкам  предприятий с наибольшим объемом  продаж.

Подобная стратегия проверок преобладает в большинстве развивающихся  стран. Практика показывает, что при  ограниченном объеме ресурсов (времени, персонала) подобные проверки позволяют  генерировать наибольший объем дополнительных начислений в расчете на единицу  времени работы специалистов налоговых  органов.

Налоговыми органами Республики Казахстан планированию налоговых  проверок уделяется пристальное  внимание, т.к. от качества составления  плана проведения налоговых проверок, правильности отбора налогоплательщиков на проверку зависит эффективность  использования рабочего времени, результат  контрольно-экономической работы налоговых  органов в целом.

Кардинальным шагом в  совершенствование налогового администрирования  стало внедрение информационной системы «Электронный контроль налогового аудита», которая позволяет автоматизировать процесс планирования и проведения налоговых проверок.

Автоматизация процесса планирования контрольной работы в системе  ЭКНА позволит сделать более эффективной  деятельность налоговых специалистов при проведении контрольных мероприятий, посредством проведения «точечного аудита».

В рамках информатизации налоговых  органов, методика отбора налогоплательщиков решается за счет взаимосвязанного комплекса  мероприятий – автоматизированного  камерального контроля, прогрессивных  методов планирования и сопровождения  налоговых проверок.

Автоматизированный отбор  налогоплательщиков на проверку построен на выявлении ошибок в налоговой  отчетности, обнаружении противоречия между сведениями, содержащимися  в налоговой отчетности, т.е. на результатах  камерального контроля, который осуществляется на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов.

Рисунок №3

Внешние, по отношению к  ИС ЭКНА, информационные системы регистрируют налоговое нарушение при приеме форм налоговой отчетности от налогоплательщика, при этом обеспечивается предварительная обработка налогового нарушения, с целью отсева нарушений, вызванных «техническими» проблемами при обработке налоговой отчетности.

Рисунок №4

После принятия сообщения  о налоговом нарушении, в ИС ЭКНА выполняется автоматический анализ принятого сообщения, в соответствии с критериями оценки. Каждое выявленное налоговое нарушение может быть отнесено к одной из групп:

ФЛК;

камеральный контроль;

отдельные сведения (систематическая  убыточность, низкий коэффициент налоговой  нагрузки и другие).

Для анализа нарушений  используется система формирования рейтинга – степени «тяжести»  нарушения. Следует различать две  составляющие рейтинга налогоплательщика:

рейтинг по налоговым нарушениям;

коэффициент приоритета, выставляемый по регистрационным данным (по умолчанию  равен 1).

Рейтинг по налоговым нарушениям из различных информационных систем для каждого налогоплательщика  суммируется. Наряду с рейтингом  налогоплательщика, рассчитывается предполагаемая сумма доначислений по акту налоговой  проверки, на основе сообщений из внешних  информационных систем о суммах отклонений, выявленных в формах налоговой отчетности. Алгоритм расчета предполагаемых сумм доначислений следующий:

·  на основе информации, переданной внешней информационной системой, определяется форма налоговой отчетности, в которой установлены нарушения;

·  на основе справочных данных, позволяющих определить ставку налога по коду формы налоговой отчетности, рассчитывается предполагаемая сумма доначислений, равная произведению суммы отклонения на ставку налога.

Высокие показатели рейтинга отражаются в реестре «Рейтинг налогоплательщиков на проверку» – это реестр, из которого в дальнейшем будут выбраны  налогоплательщики в план налоговых  проверок.

Под планом налоговых проверок понимается документ, в соответствии с которым производится контрольная  работа налогового органа. Формирование плана проверок, осуществляется путем  выбора налогоплательщиков по максимальному  рейтингу, формируемому на основе налоговых  нарушений. [17]

В соответствии с организационной  структурой налогового органа, планы  могут составляться несколькими  отделами. Особенностью составления  плана различными отделами является то, что при помощи справочника  «Налоговые нарушения, контролируемые отделами» план может формироваться  только по определенным группам нарушений.

Рисунок №5

Совершенствование системы  планирования, организации и проведения налоговых проверок, синхронизированных по все звеньям налоговой системы  в ИС ЭКНА, позволит:

·  своевременно выявлять налоговые нарушения и оперативно реагировать на них;

·  отслеживать вертикально интегрированные и взаимосвязанные структуры налогоплательщиков;

·  разрабатывать методы, алгоритмы и программы автоматизированного выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогов;

·  анализировать и разрабатывать предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

Дальнейшее совершенствования  порядка осуществления тематических проверок необходимо направить по следующим  направлениям:

– совершенствование отбора налогоплательщиков для включения в План проверок, по результатам многомерного анализа аналитических данных хранилища OLAP;

Информация о работе Тематические проверки юридических лиц