Cословно-представительная монархия и ее институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:45, реферат

Описание работы

С середины XVI в. до конца XVII в. политическим строем России являлась сословно-представительная монархия. Это закономерный этап в развитии государства, через который в XII - XVI вв. прошли Англия, Франция, Испания, германские княжества, Польша, Венгрия и другие европейские страны. Сословно-представительная монархия утверждалась после преодоления феодальной раздробленности, создания централизованного государства и формирования общегосударственных сословий

Работа содержит 1 файл

контрольная история.docx

— 182.51 Кб (Скачать)

В XVII в. царский двор еще не мог  поспорить по блеску и роскоши  с современным ему Версалем. При  дворе не устраивали балов и ассамблей, не было придворной оперы и балета, женщины были теремными затворницами. Большинство церемоний было связано  с выполнением церковных обрядов. Едва ли не единственным светским увеселением  была охота. Царь Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной  охоты и даже написал "Уложение сокольничья пути", то есть инструкцию для сокольников. "Царскую летнюю потеху" обслуживало большой штат специально обученных людей. В российских городах и Сибири состояли на жаловании "кречетники" и их помощники, которые ловили хищных птиц: кречетов, соколов, ястребов. Их посылали в подарок персидскому шаху и привозили в Москву на потешный двор, при котором состояло более ста сокольников. Служба сокольником считалась более почетной, чем служба жильцов и стремянных конюхов. Сокольники получали царское жалование деньгами, платьем, и нередко наделялись поместьями и вотчинами.

 Европейские обычаи только-только  начали  проникли в обиход знати. При московском дворе появилась рукописная газета "Куранты", из которой можно было узнать о европейских новостях. В летней царской резиденции селе Коломенском в не сохранившемся до нашего времени деревянном дворце пастор Глюк впервые устроил для царя Алексея Михайловича и его приближенных несколько театральных спектаклей на библейские темы.

Земские соборы

 Земскими соборами назывались  сословно-представительные учреждения, существовавшие с середины ХVI до конца ХVII вв. Подобного рода учреждения были характерны для многих европейских государств, прошедших этап сословно-представительной монархии. Впервые они возникли в 1188 году в Леоне и Кастилии, в 1218 год в Каталонии, в 1254 в Португалии, в 1265 в Англии, в 1274 в Арагоне. В Испании эти представительства назывались кортесами, в Англии - парламентом, во Франции и Нидерландах - провинциальными и Генеральными штатами, в германских княжествах - ландтагами, в Польше и Чехии - сеймами. На Руси подобные учреждения получили наименования Земских соборов. Характерно, что иностранные послы, сообщая своим правительством о созыве в Москве того или иного собора, называли их на свой лад: англичане - парламентом, поляки - сеймом.

 Характер Земских соборов

На Руси издревле существовали вечевые  традиции и обычай решать важнейшие  дела совместно - "соборно", "всей землей". Монголо-татарское иго  и укрепление централизованного  государства поколебали, но не уничтожили древних традиций. Великокняжеская  власть в самые ответственные, ключевые для русской истории моменты  прибегала к совету всех сословий. Так, прообразом Земских соборов  можно считать совещании удельных князей, митрополита, бояр и воевод, созванных в 1471 г. Иваном III для принятия решения о военном походе на Новгород. Первый собор был созван при Иване Грозном в 1549 г. - это был так называемый "собор примирения", на котором была изложена программа реформ, подготовленная членами Избранной рады.

В историографии существуют различные  точки зрения по вопросу о характере  Земских соборов. Славянофилы, в  частности К.С. Аксаков, видели в  соборах прямых наследников вечевых  порядков. Напротив, С. М. Соловьев доказывал, что Земские соборы не имели никакой  связи с древними областными вечами и отделены от них веками. Н. И. Костомаров, сравнивая российские соборы с западноевропейскими  представительными собраниями, не видел  между ними ничего общего. В. О. Ключевский считал соборы всего лишь "совещанием правительства со своими агентами". (С лекцией В.О. Ключевского о  Земских соборах XVI в. вы можете ознакомиться здесь, с лекцией о Земских  соборах XVII в. здесь ) Советская историография, исходя из марксистского постулата о классовой борьбе, рассматривали Земские соборы как результат компромисса между различными слоями господствующего класса феодалов. В последнее время о Земских соборах и местных земских учреждениях часто упоминают как о нереализованной модели государственного устройства, имевшей парламентский потенциал, но уступившей место абсолютистской форме правления.

 

 

Земские соборы и царская  власть

Парадоксально, что начало Земским  соборам было положено в  царствование Ивана Грозного, который презрительно отзывался о современных ему  монархах, чью власть ограничивали парламенты. Он выговаривал в письмах  Елизавете I за то, что  "у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые" и презрительно отзывался о шведском короле Иогане III Вазе, у которого "советники и вся земля... в товарищах, а он у них в головах, как староста в волости". Тем не менее самодержец не мог обойтись без содействия выборных от всей земли для утверждения дополнительного налогообложения на ведение Ливонской войны и с этой целью созвал еще один Земский собор 1566 г. У новых представительных учреждений сразу же появились сторонники. Во всяком случае князь Андрей Курбский, который вел полемическую переписку с Иваном Грозным, настаивал на том, что царь должен искать доброго совета у "всенародных человек", очевидно подразумевая под этим уже дважды созывавшиеся Земские соборы.

С конца XVI в. у Земских соборов появляется важнейшая функция, они начинают утверждать вступление на трон монархов. Хотя престол передавался по наследству, считалось, что царь непременно должен получить одобрение выборных от всех сословий. Первым царем, утвержденным собором, был Федор Иоаннович. Подобной легитимности добивался его шурин и преемник Борис Годунов. Его венчание на царство в 1598 г. было утверждено собором, принявшим специальный соборный акт от лица выборных "от конца до конца всех государств Российского царствия". В 1606 г. Василий Шуйский в борьбе за власть тоже стремился прикрыться авторитетом собора, но современники обвиняли его в том, что он "одною Москвою выбрали на царство, а иные де города того не ведают".

Наивысшего влияния земские  соборы достигли в конце эпохи  Смутного времени. В 1611-1612 гг. на свободной от иноземных захватчиков территориях управлял "Совет всея земли", а Земский собор 1613 г. заседал в Москве почти без перерыва целое десятилетие до 1622 г. -  менялся только состав выборных.  Память о десятилетнем соборе сохранилась надолго. В 1634 г. стряпчий И. А. Бутурлин бил челом о "слове и деле государеве", заявил, что дела в государстве "не строитца" и предложил проект преобразований, сводившийся к созданию постоянно действующего собора из выборных от московских и уездных служилых людей, которые должны были жить в специально отведенном для них дворце и извещать государя о всякой неправде. Автора проекта объявили "не в целом уме", а его челобитную отвергли. Политическая система России эволюционировала совсем в ином направлении. Земским соборам не было суждено превратится в постоянные учреждения, и даже в период своей наивысшей активности они не вышли за рамки совещательных органов. Соборы созывались по указу царя и никогда не имели права "вето" как, например, польские сеймы.

Состав Земских соборов

Считалось, что Земские соборы олицетворял  собой "всю землю". На самом  деле на Земских соборах было представлено далеко не все население России (то же самое наблюдалось в западноевропейских представительных учреждениях).В земских соборах принимали участие: 

Боярская дума

(в полном составе) 

Освященный собор

(высшие церковные иерархи)

Выборные от служилых людей "по отечеству"

(дворян московских, приказной администрации,  городового дворянства)

Выборные от служилых людей "по прибору"

(стрельцов, пушкарей, казаков и  т.д.)

 Выборные от гостиной и  суконной сотни

Выборные от посадского населения

(черных сотен и слобод)

Подавляющее большинство населения, то есть крестьяне была лишена права  сословного представительства. Правда, на соборе 1613 г. присутствовали выборные от "уездных людей". Историки до сих пор гадают, какую категорию  населения они представляли? Предположительно, это были выборные от черносошных, то есть лично свободных крестьян. С другой стороны, они представляли Коломенский и Тульский уезда, где к началу столетия уже не было свободных от крепостной зависимости крестьян. Во всяком случае крестьяне, свободные или владельческие, за всю историю соборов призывались на них лишь однажды в период общенационального кризиса. Соборы отличались по количеству участников. На соборе 1566 г. было 374 человека, на соборе 1598 г. - более 450. Самым представительным был Земский собор 1613 г. - по разным подсчетам от 500 до 700 человек. Как происходили выборы на соборы?  Созывая первый собор в 1550 г, Иван Грозный повелел собрать "свое государство из городов всякого чина". В 1613 г. предводители второго ополчения призывали на совет в Москву "крепких и разумных" людей. В последующие десятилетия царские указы почти в тех же выражениях созывали на соборы "лучших людей, добрых, умных и постоятельных". Члены Боярской думы и высшие церковные иерархи не избирались, участвуя в соборах по своему званию. Нормы представительства от служилых людей и других сословий устанавливались отдельно для каждого собора. К примеру, на собор 1648-49 гг. избирались от каждого чина московского (стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов) - по два человека, от больших городов - по два дворянина, от малых - по одному. Служилые люди "по прибору" в столице посылали выборных от полков, в провинции - от городов и уездов. От купеческой верхушки на собор следовало делегировать трех гостей и по два человека от гостиной и суконной сотен. От посадского населения Москвы по одному человеку от каждой черной сотни. От провинциального посадского населения - по одному человеку от города. Однако ни на этом соборе, ни на других соборах никогда не удавалось выдержать установленной нормы представительства. Списки участников собора свидетельствуют, что одни уезды и города были представлены больше, другие - меньше, а значительная часть не была представлена совсем.Выборы происходили в уездных городах на сходах в съезжей избе под наблюдением местных воевод. Активность избирателей была различной, высокой - во время патриотического подъема 1612-1613 гг. и довольно низкой в последующий период, когда участие в соборе воспринималась как тяжкая повинность, от которой старались уклониться. Нередко случалось, что воеводам по несколько раз приходилось созывать сходы служилых людей из-за отсутствия нужно количества участников. С другой стороны, известны случаи настоящей предвыборной борьбы в уездах, когда "молодшие" и "старшие" люди выдвигали различных кандидатов или когда местные дворяне по поводу выборов вступали в конфликт с воеводой. "Выборный список", подписанный участниками схода, передавался воеводе, который направлял выборных  в Разрядный приказ, где проверялась правильность выборов. В. О. Ключевский приводил курьезный случай, когда один воевода, которому было предписано послать на собор двух лучших посадских людей, отписал, что  в его городе всего-то трое посадских, да и те худы и бродят промеж двор, своей волей назначил представлять посад людей из других сословий, за что получил выговор от дьяка Разрядного приказа: "не ему воеводе выбрать, и за то его осудить гораздо; да он же воевода сглупил, мимо посадских людей прислал в их место сына боярского да пушкаря"

Важнейшие Земские соборы  XVII в.

Первый собор 1549 г., очевидно, был  созван на Красной площади, во всяком случае на площади молодой Иван Грозный обратился к народу со своей речью. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате. И только самый многолюдный собор 1613 г. собирался в Успенском соборе. На некоторых соборах Боярская дума и высшее духовенство заседали отдельно от выборных людей. Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший "письмо", то есть перечень вопросов, поставленных обращение царя к выборным. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от различных сословий подавали "сказки", то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы.  С 1549 и до 1680-х гг. состоялось около 50 соборов. В XVII в. наиболее значимыми соборами являлись следующие:

Земский собор 1613 г. начал свою работу в январе 1613 г. и избрал царем Михаила  Федоровича Романова.  По приезде  в Москву новый царь не распустил  выборных земских людей. Они были заменены другими выборными только в 1615 г. Один состав собора сменялся другим до 1622 г.

Земский собор 1632-1634 гг. был созван по поводу войны с Польшей, возобновившейся  сразу же после окончания 14-летнего  срока Деулинского перемирия. Собор ввел дополнительный сбор на военные нужды -  "пятинную" деньгу.

Собор 1642 г. был созван для обсуждения вопроса об Азове, сильной турецкой крепости, захваченной донскими казаками. Судьба крепости так и не была решена (впоследствии казакам, не получившим помощи, пришлось оставить Азов туркам). Этот собор запомнился тем, что непосредственный повод для его созыва отошел на задний план, а представители различных  сословий увидели в соборе способ заявить о своих нуждах и жалобах. Более подробно о "сказках", поданных членами собора, здесь.

Собор 1648-49 г. был созван после Соляного бунта в Москве. Он заседал почти  полгода. Главным деянием этого  собора было постатейное обсуждение и утверждение Соборного Уложения. Более подробно об обсуждении и принятии Соборного Уложения здесь.

Собор 1650 г.  занимался вопросом умиротворения Пскова, где продолжались серьезные народные волнения. Соборы 1651 г. и 1653 г. были посвящены украинским делам. Собор 1653 г. принял решение о  принятии казачьего войска и Малороссии в русское подданство.  Последнее  заседание собора состоялось 1 октября1653 г. После этого соборы в полном составе не созывались.

Падение значения Земских  соборов

По мере укрепления абсолютизма  значение земских соборов неуклонно  падало, они созываются все реже и реже, и наконец, полностью отмирают как политический институт. В исторической литературе можно встретить самые  различные датировки прекращения  Земских соборов. Это связано  с тем, что среди исследователей нет единства по вопросу о критериях, которым должен отвечать земский  собор. Последним земским собором  в полном составе следует считать  собор 1653 г. Соборы второй После этого соборы  созывались в урезанном составе, являясь чем-то вроде совещаний правительства с представителями отдельных сословий. Так,  в 1660, 1662-1663 гг. шли совещания бояр с гостями и тяглыми людьми г. Москвы по поводу тяжелого финансового положения кризиса, в 1681-1682 гг. в Москве под руководством князя В. В. Голицына отдельно друг от друга заседали совещания служилых людей и тяглых людей. Последний собор (также неполного состава) был созван в 1698 г. для суда над царевной Софьей.

Боярская дума

Боярская дума - это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и "старцами градскими" (местной родоплеменной  знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при  великом князе. В Московском княжестве  в состав Боярской думы входили так  называемые "путные бояре" (ведавшие "путями", то есть отдельными отраслями  управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и  т.д.  На завершающем этапе объединения  русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий  орган.

Функции Боярской думы

Боярская дума имела законосовещательный  характер, а ее авторитет и влияние  были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения  принимались узким кругом приближенных к престолу. "Государь всея Руси" Иван III обсуждал все вопросы с  боярами и не карал за "встречу", то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его  сына Василия III упрекали в том, что  он вместо совета с Боярской думой "запершись  сам-третей у постели все дела делает". Князь Андрей Курский  также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править  без совета с "лучшими мужами". При несовершеннолетии царя и  в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший  государством.

Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой  еще до рассвета, заседания длились  пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили  как в присутствии, так и в  отсутствии царя. Текущие дела вносились  на обсуждение начальниками приказов,  чаще всего законодательный почин  принадлежал царю, который, по выражению  того времени, "сидел с бояры о делах". Иногда бояре решали дело самостоятельно,  причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: "Царь указал, а бояре приговорили". Борьба боярских группировок иногда выливалась в "брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные". Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором - высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.

Состав Боярской Думы

Информация о работе Cословно-представительная монархия и ее институты