Экономика отрасли сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:01, реферат

Описание работы

Особенность сферы сервиса в том, что, с одной стороны, она является частью общественного производства, а с другой – является элементом, формирующим социально-экономические условия и является отражением качества жизни населения.

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли СС.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

    - предприятия строительной индустрии  и транспорт.

    Крупные отрасли делятся на мелкие, специализированные, например:

промышленность
добывающая перерабатывающая
легкая пищевая тяжелая и т.д.
 

    Отраслевая  классификация в экономике представлена двумя признаками:

    - административно-организационным

    - продуктовым.

    По  первому признаку предприятия принадлежат  той отрасли, с которой они  связаны по основному заявленному  виду деятельности.

    По  второму признаку структура и  объем производства определяются по чистой отрасли, т.е., например, во всех отраслях транспорт – к транспортной отрасли и т.д.

II. Классификация по структуре.

    Узкоспециализированные – предприятия, производящие маленькую номенклатуру продукции (стальной прокат).

    Многопрофильные – выпускают широкий ассортимент продукции различного направления.

    Комбинированные – один вид сырья превращается в продукт, который превращается в другое производственное сырье – волокно – пряжа – полотно.

III. По размеру предприятия (мощности) различают:

        мелкие

        средние

        крупные

    и используются при этом показатели:

    - численность работающих

    - объем продаж

    - стоимость основного капитала.

К малым  предприятиям относятся:

в промышленности, строительстве, на транспорте 100 чел.
в сельском хозяйстве 60 чел.
в инновационной деятельности 60 чел.
в оптовой  торговле 50 чел.
в научно-технической  среде 60 чел.
в розничной  торговле, бытовом обслуживании 30 чел.
в остальных  отраслях и видах деятельности 50 чел.
 

    Статус  «малого предприятия» (МП) не предоставляется  предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц менее 25%.

    К субъектам малого предпринимательства  закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица. 

Рыночная  модель предприятия. 

    В зависимости от форм собственности  в экономике действуют предприятия:

    частные

    муниципальные

    государственные

    арендные

    Поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется в зависимости от деятельности предприятия.

    В целом рыночную модель предприятия можно представить:

    В производстве товара и осуществлении  маркетинга необходимо учитывать жизненный цикл товара.

    0 внедрение – большие затраты,  возможны убытки

    1 рост – признание товара, спрос, рост объема продаж

    2 зрелость – покупатель насытился,  объем начинает падать, прибыль  снижается

    3 насыщение – снижение объема  производства, прибыль за счет  низких затрат

    4 спад – резкое снижение объема  продаж и прибыли. 

Процессы, осуществляемые на предприятии.

    1) научные исследования

    2) проектирование, конструирование

    3) изготовление

    4) ремонт, модернизация

    5) контроль и профилактика брака

    6) обслуживание

    7) хранение

    8) транспортировка

    9) утилизация

    10) восстановление

    11) консервация

    12) очистка и обезвреживание

    13) профилактика и безопасность

    14) управление. 

Функции управления на предприятии. 

    учет

    статистика

    анализ

    планирование

    принятие  решений и их реализация

    мотивация

    контроль  исполнения

    регулирование. 

    Степень относительной свободы предприятия для получения максимальной прибыли.

    - установление цен

    - нормирование затрат

    - выбор номенклатуры и ассортимента  продукции

    - формирование объема производства. 

Разновидности предприятий за рубежом. 

    - инкубаторы

    - надомный бизнес

    - «блошиные рынки»

    - предприятия, выполняющие заказы  – почтой

    - передвижные предприятия или  предприятия временного характера

    - продажа товара на вечеринках  и во время демонстраций товара. 

    Инкубатор – предприятие (зонт), обеспечивающее другим (МП) необходимое состояние делового климата – помещение, оборудование экспертов и др.

    Надомный  бизнес

    «Блошиные рынки» – участники – как мелкие торговцы, так и мелкие производители за рубежом распространены широко.

    «Услуги почтой» – здесь покупателей ограниченное количество и чтобы выжить, предприятие вынуждено делать большие наценки на товар.

    Передвижные торговые точки – оснащенные в них минимально, складов не требуется, но необходимо выбирать товар, имеющий большой оборот.

    Торговля  на вечеринках и по образцам – меньше хлопот, чем в других видах предпринимательства, но должна быть возможность попадать на вечеринки.

    Но  прежде чем выбрать какое-либо дело, надо провести маркетинговые исследования и выбрать организационно-правовую форму. 
 

Ресурсный потенциал сферы  сервиса и его особенности. 

    Особенности:

    1) больше 85% здания (из-за увеличения  стоимости большой удельный вес  малоценного и быстро изнашивающегося  инвентаря) (в промышленном производстве  до 60% – здания, машины и оборудование  больше 30% от общей стоимости).

    2) технологическая оснащенность рабочих мест по различным видам сферы сервиса разная, например, в торговле она в 2 раза ниже, чем в целом по народному хозяйству, на транспорте и в связи – в 2 раза выше.

    3) технологическая оснащенность услуг  увеличивается, но она направлена не на трудосбережение, а на улучшение качества услуг, их комплексность.

    4) индивидуализация запросов клиентов  не позволяет автоматизировать  и механизировать производство, хотя стандартизация и автоматизация  имеет место в торговле, общественном  питании и развивается в этом направлении.

    5) основные фонды и другие материально-технические  ресурсы должны быть использованы  эффективно. Общая эффективность  в сфере сервиса в большей  части не поддается определению,  т.е. услуга не материализуется,  а, следовательно, не поддается количественному измерению. Поэтому эффект определяется косвенно, а не сводится к коммерческому результату, т.е. определяется социальный эффект:

    - комфортность

    - экологические условия

    - санитарно-гигиеническая благоприятность

    - историческая и эстетическая ценность

    - свободное время.

    Так при оценке свободного времени (социального  эффекта) считают 1 час свободного времени = 0,5 часа заработной платы.

    Архитектурную, художественную и историческую ценность можно оценить через рентабельность туристской услуги и др. 

    Оборотные средства. Главная особенность заключается в том, что для предприятия, оказывающего услуги, зависимость от сырья и материалов небольшая по сравнению с производственными предприятиями. 

    Воспроизводство основных фондов происходит медленнее, чем в сфере материального производства по причинам:

    1) в бюджетных организациях амортизация  не начисляется и воспроизводство осуществляется по плану.

    2) в коммерческих организациях  амортизация начисляется, но так  как в основном это материальное производство, то привлечение инвестиций проблемно.

    3) низкая фондоемкость в сфере  сервиса не требует больших  вложений в развитие этих отраслей. 

    Особенности воспроизводства  труда.

    1) наличие в сфере сервиса высокообразованного  персонала выше, чем в промышленном производстве, так как контакт с клиентом определяет высокий уровень образования. Так 2/3 персонала в сфере сервиса – с уровнем высшего и среднего специального образования (в промышленности ≈20%).

    2) использование гибкого скользящего  графика работы, совместительство, неполная занятость.

    3) ненормированный рабочий день  или более длительный по сравнению  с законодательством.

    4) сказанное в п. 3 ведет к «феминизации»,  что негативно влияет на социально-психологическую  обстановку в коллективе, тормозит использование новой техники и технологий.

    5) низкая заработная плата.

    6) отсутствие социальной защиты. 

    Особенности труда в сфере  сервиса. 

    1. Большие затраты живого труда.

    2. Большой объем трудовых операций, связанных с обслуживанием.

    3. Трудовые операции однообразны и требуют больших физических и нервных нагрузок.

    4. Влияние вероятностных факторов  спроса, местоположение организации  и др., что ведет либо к простоям, либо к резкой интенсивности труда.

    5. Результатом труда является и  товар, и комплексная услуга.

    6. Всем трудовым процессам присущ  двойственный характер, вызываемый  с одной стороны продолжением  процесса производства в сфере обращения, а с другой – сменой форм стоимости товара. 

Информация о работе Экономика отрасли сферы услуг