Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

По прогнозам ученых XXI век станет одним из самых сложных в развитии человечества. Причинами тому являются: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ограниченность сельскохозяйственных площадей, чрезмерный рост населения, многое другое. При инерционном развитии планеты к 2030 году наступит обвальное уменьшение макропоказателей мировой системы, имеющей пределы роста, которые нельзя переходить.

Содержание

Введение...............................................................................................................................4
1.Роль некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России………………………………………….7
2.Информация о производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в настоящее время……………………………...21
3.Первоочередные задачи, подлежащие решению в вопросе совершенствования системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции………………………………………………………….25
4.Концентрация полномочий по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в едином федеральном органе исполнительной власти………………………………………….30
5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации………………………………………………………………………………..34
6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий…………………………………………………37
7.Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции……...43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………………………………………...54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     Акцизные  марки, наклеиваемые на импортируемую  продукцию, имеют информацию только по разряду, что также может быть использовано для искажения фактически реализуемых объемов алкогольной  продукции при ненадлежащем оформлении товаросопроводительных документов.

     Вновь введенная в 2001 году специальная  региональная марка включает в себя, в отличие от ранее введенных  в действие акцизных марок, три разнотипных  элемента защиты: голограмму, полиграфию, и штрихкод. Жесткие требования достоверности по всем трем элементам защиты нормативно не определены. Так, недобросовестное изготовление голограмм дает возможность снижать себестоимости марок, а так же существенно затрудняет визуальную оценку их подлинности и не позволяет потребителю однозначно отличать настоящую марку от фальшивой. Изготовление полиграфической основы марки визуально очень похожей на оригинал в настоящее время также не представляет никакого труда (цветное ксерокопирование). Количество экспертов, профессионально отличающих оригинальную марку от поддельной, незначительно. Подключаются они к работе, как правило, уже в ходе рассмотрения выявленного другим путем правонарушения.

     

     Основной  акцент в контроле за легальностью специальной региональной марки  сделан на ее защиту с помощью двухмерного штрихкода. Однако и наносимый на специальную региональную марку двухмерный штрихкод с помощью существующих в большом количестве соответствующих технических средств может без труда считываться с оригинальной марки и зеркально наноситься на заранее приготовленные фальсифицированные марки. При этом контролирующие приборы, считывающие зеркальный штрихкод, будут подтверждать его подлинность. В настоящее время уже применяются механизмы «эффективной защиты» безакцизной алкогольной продукции именно с помощью использования зеркального нанесения штрихового кода.

     Существует  большое количество фактов выявления  правоохранительными органами подпольных типографий, изготавливающих весь диапазон акцизных марок. Изъятие фальшивых  марок правоохранительными органами исчисляется сотнями тысяч. Кроме фальшивых марок,  изготовленных в подпольных типографиях, находящихся на территории Российской Федерации, фальшивые марки ранее поставлялись и из Турции, Польши и Китая. Возможно, данный процесс имеет место и в настоящее время.

     В целях сокращения теневого оборота  алкогольной продукции существующие в настоящее время системы  учета ее товарооборота необходимо в возможно короткое время существенно  доработать. В основе указанной доработки  должны лежать достоверные сведения, получаемые на базе большого объема информации, связанного с производством и реализацией алкогольной продукции (декларации по закупкам сырья, произведенного и реализованного спирта, перемещаемой в оптовом звене готовой алкогольной продукции, и ее объемах фактически реализуемых в рознице, а также в системе общественного питания). К разработке программно-информационных комплексов должны привлекаться в первую очередь организации длительное время занимающиеся автоматизацией учета товарных потоков продукции.

     Помимо совершенствования систем товарного учета, необходимо внедрять и новые технологии защиты полиграфии. К сожалению ни одна, даже самая сложная технологическая разработка не обеспечит гарантированную защиту, в том числе полиграфической продукции (подделывают как доллары, так и евро).

     

     Так использование в изготовлении акцизных марках химического элемента защиты позволит каждому потребителю с помощью низкого в цене специального фломастера осуществлять контроль подлинности марок. Защита с технологической точки зрения не уникальна, но позволяет ввести дополнительную организационную систему защиты, а именно, система ежеквартального изменения цвета химической защиты, как это широко используется в выпуске проездных документов, позволит существенно сократить время на подготовку и как следствие время реализации фальшивых марок. Объем фальшивых марок на рынке уменьшится. Законодательной базы для этого нововведения менять не надо.

     Наука не стоит на месте. В настоящее  время появились совершенно новые, низкие по себестоимости и высокие по достоверности, технологические системы защиты, прежде всего полиграфической продукции.

     В подтверждение изложенного еще  раз рассмотрим уже получивший название в повседневной жизни традиционный способ производства нелегальной продукции, которая реализуется с использованием фальшивых, украденных или так называемых «возвратных» специальных марок. Нелегальная продукция с такими марками реализуется через отработанные каналы в оптовой и розничной торговой сети по низким ценам, что делает выгодной эту операцию для всех ее участников, так как в любом случае полученный доход значительно превышает затраты.

     По  данным статистической отчетности о  проверках по выявлению незаконного  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции  основные нарушения происходят на предприятиях розничной торговли     (около 70%) и они являются основной проблемой, но только в связке с остальными участниками алкогольного рынка.

     Розничное звено, с одной стороны, реализует  главную цель участников нелегального рынка - получение денег, и в этой функции оно основное, а с другой стороны, розница, как конечное звено цепи, не может быть самодостаточной в этой схеме. Источником для ее незаконной деятельности являются официальные производители алкоголя и подпольные цеха.

     

     Для оценки их деятельности и долевого участия в производстве нелегальной продукции, достаточно сравнить процентное отношение изъятого объема алкогольной продукции:

     -      легальных предприятий - 93,6%;

     -      подпольные цеха - 6,4%.

     Такой объем изъятия нелегальной продукции однозначно говорит о том, что для ее производства в основном используются мощности легальных предприятий, и в только малой доле - подпольных цехов. Таким образом, можно утверждать, что подавляющая часть нелегальной продукции производится на легальных предприятиях. Эти выводы в определенной мере подтверждают результаты проверок («Поток», «Алкоголь-2000», «Алкоголь-2001» и т.д.), которые были ориентированы на легальные предприятия, занятые в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

     На  сегодняшний день первичным источником сырья для производства алкогольной  продукции (в том числе нелегальной) является звено № 1 - спиртовые заводы, производящие спирт этиловый как  из пищевого сырья, так и гидролизный  и синтетический. Далее сырье  перерабатывается звеном № 2 - ликероводочными заводами, где появляется товарная масса алкогольной продукции. Типичным случаем для звена № 2 является работа предприятия с достаточно большой загрузкой мощностей (нередко в две или три смены), в то время как в декларациях отражается использование мощностей лишь на 10-30;% при односменной загрузке и нередко в этом производстве применяются именно технические спирты, в том числе денатурированные, и различные суррогаты. Оптовое звено (№ 3) отвечает за прием всей продукции от звена № 2 и распределяет ее в розничную сеть - звену № 4.

     В звене № 3 происходит временное слияние  легального и нелегального потока алкогольной  продукции от большего числа производителей, при этом вся продукция, поступившая  на хранение, формально имеет все обязательные товаросопроводительные документы.

     

     Во  время отпуска в розницу происходит процесс диспетчеризации легальной и нелегальной части алкогольной продукции, одновременно находящейся на хранении в звене № 3. Смешанные легальные и нелегальные потоки продукции, входящие в звено № 3 и поступающие от него в розницу, должны быть оплачены по «белому» и «черному» расчету, но фактический завоз этой продукции происходит по единой ТТН, при этом окончательная селекция этих потоков отдана на ответственность розничного звена № 4, где и происходит окончательная фаза легализации теневого оборота алкогольной продукции.

     Существует  схема так называемого «отката», где первоначально оплаченная сумма  возвращается разницей в цене и схема  с переписыванием первичных документов на уменьшение объема. Опыт проверок говорит о практической неуязвимости звеньев №№ 1, 2, 3. Вынужденные и несогласованные искажения первичной документации во всех звеньях цепи неизбежно приводят к существенному расхождению в базовых показателях бухгалтерской и статистической отчетности данного сектора экономики. При этом разница в показателях объема звена № 2 и товарооборота звена № 4 показывает нелегальный оборот и объем производства звеньев № 1 и № 2, которые не могут скрыть звенья № 3, № 4, что наглядно отображается в данных Госкомстата России по производству и розничной продаже алкогольной продукции.

     Финансовый  интерес к описанной схеме  показан в приложениях 15 и 16. 
 
 

     7. Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции 

     В целях объективного принятия решения  по вопросу сокращения административных барьеров необходима соответствующая  экспертная оценка всех существующих к настоящему времени нормативных  документов, с учетом большого информационного поля возможного к размещению в предполагаемом к созданию Федеральном информационном центре и на момент его внедрения.

       В то же время уже сейчас  можно отметить следующее:

     

     - при сохранении лицензирования оборота всех видов спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции необходимо производить указанные действия один раз в момент получения лицензии. В последующем государство должно осуществлять контроль за выполнением операторами алкогольного рынка лицензионных требований. В этих целях по аналогии с декларированием производства и оборота своей продукции организовать получение от операторов алкогольного рынка ежеквартальных подтверждений выполнения лицензионных требований. Дополнительно разработать декларативный механизм и сроки представления уточненной или измененой информации, связанной с выполнением лицензионных требований;

     -      отменить квоты на закупку спирта ввиду предполагаемого большого объема информации по декларированию сырья и самого производства, а так же ввиду не использования в настоящее время информации о квотировании в фактическом анализе объемов выпускаемой алкогольной продукции. Другой смысловой нагрузки квотирование не несет;

     -   после введения в действие ФИЦУА необходимо отменить и аккредитацию. Предприятие оптовой торговли, имеющее лицензию на данный вид деятельности, уведомлением за месяц по заказной почте или фактической передачей пакета документов, подтверждающих выполнение им нормативных требований, по организации торговли, приступает непосредственно к продекларированной деятельности. Данная информация дополнительно передается в ФИЦУА для системного анализа и автоматизированного учета. Контролирующие органы вправе проверить достоверность направленной предпринимателем информации;

     

     -      после переноса акциза на спирт и введения в действие ФИЦУА представляется целесообразным отменить хождение всех существующих акцизных марок, предназначенных для подтверждения оплаты акциза. Стоимость акцизных марок, выпускаемых в Российской Федерации в течение года, превышает 4 млрд. рублей. Существуют случаи, когда акцизные марки продаются с наценкой «за своевременность их выдачи», что значительно увеличивает указанную выше сумму. Помимо большой суммы, которая включается в себестоимость легальной алкогольной продукции, к увеличению затратного механизма добавляются различные задержки с фактической выдачей акцизных марок и задержкой в реализации готовой алкогольной продукции. Отмена акцизных марок незначительно, но повлияет на снижение себестоимости легальной алкогольной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Ориентировочный алгоритм создания системы учета  товарно-материального баланса при  государственном регулировании  производства и реализации алкогольной  и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации представлен  на схемах в приложениях 17 и 18.

     Определяющим  условием работы алгоритма являются следующие критерии:

     перенос акциза на спирт (на пищевой спирт  и непищевой);

     создание  Федерального информационного центра учета акцизов;

     создание  системы учета баланса спиртов (пищевого спирта и непищевого);

     фактическое или в перспективе управление отраслью Единым федеральным органом.

     Контроль  за производством и реализацией  алкогольной и спиртосодержащей продукции должен начинаться с контроля за получением и дальнейшим использованием сырья, необходимого в процессе ее изготовления.

Информация о работе Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про