Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

По прогнозам ученых XXI век станет одним из самых сложных в развитии человечества. Причинами тому являются: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ограниченность сельскохозяйственных площадей, чрезмерный рост населения, многое другое. При инерционном развитии планеты к 2030 году наступит обвальное уменьшение макропоказателей мировой системы, имеющей пределы роста, которые нельзя переходить.

Содержание

Введение...............................................................................................................................4
1.Роль некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России………………………………………….7
2.Информация о производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в настоящее время……………………………...21
3.Первоочередные задачи, подлежащие решению в вопросе совершенствования системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции………………………………………………………….25
4.Концентрация полномочий по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в едином федеральном органе исполнительной власти………………………………………….30
5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации………………………………………………………………………………..34
6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий…………………………………………………37
7.Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции……...43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………………………………………...54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     Употребление  такой продукции, как правило, приводит к отравлениям, в том числе  и групповым.

     Так, в качестве отдельных примеров в 2003 году:

     

     в г. Вологда в результате употребления в качестве спиртного напитка  жидкости «Арктика», предназначенной для предупреждения замерзания стекол, пострадало 8 человек – со смертельным исходом;

     в Ивановской области (деревня Поповское) зарегистрированы 4 случая отравления метанолом в быту со смертельным  исходом. По предварительным данным пострадавшие с 16 по 18 марта употребляли спиртные напитки адрес приобретения которых не известен.

     в г. Касли Челябинской области  зарегистрировано отравление техническим  спиртом, используемым как растворитель в литейном производстве. Пострадало 5 человек, в том числе 2 со смертельным исходом.

     в г. Петропавловск Камчатский зарегистрировано острое отравление косметическим средством  для ванн «Времена года. Весна» Пострадало 7 человек, в том числе 4 со смертельным  исходом, при этом  средство было реализовано через  продуктовый магазин.

     В 2004 году в Вологодской области  в результате употребления в качестве спиртного напитка стеклоочистителя  «низкозамерзающая жидкость для  омывания стекол", пострадало 4 человека - со смертельным исходом. Список аналогичных примеров можно продолжить.

     

     Ниже  рассмотрим технологический, экономический  и криминальный аспекты проблемы спиртов технических с денатурирующими  добавками. Экономическим стимулом, обеспечивающим производство и оборот технических спиртов, является то, что они не облагаются акцизом. Следовательно, их использование в целях нелегального производства спиртных напитков приносит сверхприбыли, поскольку производимые суррогаты алкогольных напитков в ценовом отношении являются исключительно конкурентоспособными. Учитывая это, к денатурирующим добавкам предъявляются весьма строгие требования. Первое - их относительно низкая токсичность (риск отравлений денатурированным спиртом должен быть минимальным). Второе - способность добавок выступать в качестве надежного маркера, который трудно отделить от этилового спирта с помощью перегонки продукта или других технологических приемов. И, третье – способность добавок ухудшать органолептические свойства и изменять окраску спирта, делая его неприемлемым для употребления.

     Постановлением Правительства Российской Федерации № 732 от 09.07.1998 г установлен перечень денатурирующих добавок (ингредиентов) для этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья. К ним относятся кротоновый альдегид (не менее 0,15% об), уксусный альдегид (не менее 0,5% об), диэтилфталат (не менее 0,08% масс.) и диэтиловый эфир (не менее 0,6% об).

     Необходимо  отметить, что ни одна из этих добавок  в полном объеме не отвечает перечисленным  выше требованиям. Так, например, уксусный альдегид и этиловый эфир, обладая относительно невысокой токсичностью (ЛД50 более 1,0 г/кг) и способностью резко ухудшать органолептические свойства этилового спирта, представляют собой летучие соединения (t кип. 20,2°С и 34,5°С, соответственно) и легко удаляются из растворов этанола с помощью простой перегонки [3, 4]. Кротоновый альдегид значительно хуже извлекается из растворов этилового спирта (t кип. 101-104°С) и резко ухудшает их запах. Вместе с тем, этот альдегид обладает более высокой токсичностью (ЛД50 – 0,24 г/кг).

     Менее всего отвечает вышеперечисленным  требованиям диэтилфталат. Его лишь условно можно отнести к маркерам этилового спирта, поскольку при  перегонке он полностью остается в кубовом остатке (t кипения около 300°С). Диэтилфталат не обладает запахом  и не влияет на органолептические свойства этилового спирта. Благодаря этому свойству, его используют в качестве растворителя различных одорантов при дегустации пахучих веществ и для оценки обонятельной чувствительности [Bensafi M., 2002]. Ни одна из этих добавок не обладает красящими свойствами.

     Ранее в качестве маркера технических  спиртов использовался метиленовый  синий, обладающий интенсивной окраской, значительно затрудняющей использование  технических спиртов в ликероводочной и винодельческой промышленности.

     

     Знакомство  с перечнем денатурирующих средств, используемых для освобождения спиртов  от акцизов в странах Европейского Союза, свидетельствует о том, что  в разных странах Европы используют достаточно много денатурирующих добавок, применяемых в разных сочетаниях. Наиболее часто для этой цели используют метилэтилкетон или метилизобутилкетон, метилизопропилкетон, этилизоамилкетон (Финляндия, Австрия, Швеция, Италия, Дания, Германия, Испания), а также метанол или метилен (Бельгия, Португалия, Ирландия, Люксембург, Франция, Нидерланды, Греция). Термином метилен обозначают неочищенный метиловый спирт или смесь метилена и метанола или смесь метанола, ацетона и пирогенетических примесей с сильным запахом и интенсивной окраской или спирт сырец, содержащий не менее 10% вес. ацетона.      Для маркировки используют также сивушное масло или смесь высших спиртов (Португалия, Австрия, Нидерланды), ацетон (Финляндия, Нидерланды), лигроин – продукт переработки древесины (Австрия, Ирландия, Великобритания), газойль – легкое дизельное топливо (Австрия, Ирландия, Великобритания), скипидарное масло или скипидарную эссенцию (Португалия, Греция), а также керосин (Греция), формалин (Нидерланды), пиридин (Великобритания, Ирландия), минеральное масло (Великобритания, Ирландия), тиофен (Италия) и разного рода красители. Самым надежным маркером денатурации считается метиловый спирт, который наиболее близок к этиловому спирту по температуре кипения.

     Не  трудно убедиться, что денатурирующие добавки, применяемые в странах  ЕЭС, в отличие от добавок, используемых в Российской Федерации, в значительно большей мере отвечают требованиям, предъявляемым к продукции такого рода.

     Следовательно, состав денатурирующих добавок, применяемых  в Российской Федерации, должен быть пересмотрен и ориентирован на Европейские требования.

     Россия  является уникальной страной по количеству потребляемых населением алкогольных  суррогатов и алкогольных напитков домашнего изготовления, а также  по числу эпизодов отравлений алкоголем  и токсикантами. Поэтому вопрос о  возможной роли некачественных, фальсифицированных, суррогатных алкогольных напитков и алкогольных напитков домашнего изготовления в генезе высокой алкогольной заболеваемости и смертности в России давно стоит в «повестке дня» и является предметом исследований и спекуляций.

     

     Есть  все основания полагать, что основная причина аномально высокого потребления суррогатных алкогольных напитков и токсикантов в России обусловлена недоступностью для значительной части населения легальной алкогольной продукции по экономическим соображениям. Социальная и биологическая потребность этой части населения в алкоголе не удовлетворяется реализуемыми через торговую сеть алкогольными напитками из-за низкого уровня жизни и относительно высокой цены на алкогольную продукцию. А нечистые на руку «бизнесмены», используя данную ситуацию в погоне за сверхприбылью, в значительной степени усугубляют её. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Информация  о производстве и реализации  алкогольной и спиртосодержащей  продукции в Российской Федерации  в настоящее время. 

     За  последние 19 лет объемы и структура потребления алкогольной продукции  в Российской Федерации претерпели значительные изменения. В 1984 году 115 ликероводочными предприятиями было произведено в Российской Федерации 196 млн. дал водки и ликероводочных изделий, а в 2003 году, по данным Госкомстата России, 464 хозяйствующими субъектами - всего 134,9 млн. дал, то есть производство водки и ликероводочных изделий снизилось почти на 31%.

     Явных тенденций снижения такого показателя как превышение продаж над производством алкогольной продукции в Российской Федерации за последние пять лет не наблюдалось, несмотря на многократные изменения в указанный период нормативной базы (приложения 13 и 14).

     Одновременно  с изменением нормативной базы, достаточно активно предпринимались попытки в разработке и внедрение программно-информационного комплекса (ПИК) по учету сбора акцизов с реализуемой алкогольной продукции. К сожалению, для разработки и внедрения был принят только один ПИК «Госмонополия РСМ». Объективно оценить ПИК «Госмонополия РСМ» до окончательной его доработки и полного внедрения весьма проблематично, однако, с учетом проделанной работы, небезинтересено сравнить поступления акцизов от реализации алкогольной продукции в консолидированный бюджет в 2003 году на примере отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в число ведущих в данном направлении.

     

     Даже  без детального анализа данных представленных в таблицах можно сделать главный  вывод, что дестабилизирующими алкогольный  рынок страны факторами, в настоящее  время являются нелегальное производство спирта и алкогольной продукции. Не на последнем месте в данном вопросе находятся производство и оборот технического этилового спирта, спиртосодержащей непищевой продукции, а также денатурированных спиртов. Объективная экономическая причина этого - рост ставки акциза на алкогольную продукцию, как следствие рост ее цены и, естественно, расширение рыночной ниши дешевого нелегального алкоголя и алкогольных суррогатов.

     Так, продолжается снижение производства спирта этилового из пищевого сырья в ЮФО. ПФО, СЗФО и ДВФО. Одновременно в УФО и СФО увеличивается производство спирта этилового технического и денатурированного из пищевого сырья, что, в свою очередь, ведет к увеличению выпуска продукции так называемого «двойного назначения».

     Проиллюстрировать тенденции последних лет можно  на примере 2003 года. Так производство спиртосодержащей денатурированной продукции  на основе спирта этилового из пищевого сырья, выпускаемого на 17 предприятиях, в 2003 году выросло в 3,7 раза.

     Денатурированных растворов, эмульсий, суспензий на основе спирта этилового технического, технического ректификованного синтетического произведено на 30% больше, чем в предыдущем году (6 предприятий).

     Денатурированных  растворов, эмульсий, суспензий на основе спирта этилового технического, технического ректификованного гидролизного в 2003 году произведено в 2,3 раза больше, чем в 2002 году (6 предприятий).

     В последние годы ситуация в стране складывается таким образом, что  огромное количество этилового спирта, производимого из любых видов сырья,  экономике государства не нужно.

     В этой ситуации у организаций, вырабатывающих спирт этиловый гидролизный, ввиду  его высокой себестоимости по сравнению с этиловым спиртом  из пищевого сырья и синтетическим  этиловым спиртом, востребованным мог оказаться только спирт, реализуемый, во первых, в обход законодательства - без квот, а во вторых, дешевый - не облагаемый акцизом.

     Поэтому большое число организаций наладили выпуск спиртосодержащей непищевой  продукции («Новинка», «Раден», «ДЭГИ»), концентрация которой, как правило, близка к концентрации этилового спирта (94 – 95% об.).

     

     В качестве примера:

     ОАО «МИБИЭКС» расположено в Республике Хакасия. В 2003 году производство этилового  спирта, использованного в дальнейшем на выработку спиртосодержащей продукции, организация сохранила, практически, на том же уровне, что и в 2002 году (948,2 тыс. дал в 2002г.;  917,6 тыс. дал в 2003г.).

     ОАО «Тулунский гидролизный завод» расположено  в Иркутской области. В 2003 году организация  существенно увеличила производство этилового спирта по сравнению с 2002 годом (1 464,8 тыс. дал в 2002г.; 1 908,4 тыс. дал в 2003г.). В прошедшем году было отгружено 1886,0 тыс. дал спиртосодержащей продукции, произведенной из этого спирта.

     ОАО «Бирюсинский гидролизный завод» расположено в Иркутской области. В 2003 году организация выработала 1 473,0 тыс. дал этилового спирта, который затем отгружала своим филиалам для дальнейшего производства спиртосодержащей непищевой продукции «Мечта», с концентрацией спирта 95%. Всего спиртосодержащей непищевой продукции было отгружено 1 430,1 тыс. декалитров.

     Всего за 2003 год было произведено 75577 тыс. дкл. таких спиртов (включая спирт  денатурированный «денатурат» из пищевого сырья), что на 23742,6 тыс. дкл. больше, чем за 2002 год.

     Контрольные мероприятия, осуществляемые учреждениями госсанэпидслужбы, выявили ряд ниже указанных проблем.

     Спиртосодержащая  парфюмерно-косметическая продукция  прошедшая государственную регистрацию  в установленном порядке не облагается акцизами. Вместе с тем данная продукция может изготавливаться как из денатурированных, так и из не денатурированных спиртов. Деятельность по производству парфюмерно-косметической продукции не лицензируется.

     

     В связи с усилением требований к производству и реализации парфюмерно-косметической продукции производители спиртосодержащей продукции «двойного назначения» увеличили выпуск продукции бытовой химии, которая используется определенными слоями населения в качестве суррогатного алкоголя. Причем такая продукция выпускается в таре объемом от 250 мл до 4 литров с содержанием спирта 90-95% и ценой не превышающей 36 рублей за литр.

Информация о работе Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про