Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

По прогнозам ученых XXI век станет одним из самых сложных в развитии человечества. Причинами тому являются: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ограниченность сельскохозяйственных площадей, чрезмерный рост населения, многое другое. При инерционном развитии планеты к 2030 году наступит обвальное уменьшение макропоказателей мировой системы, имеющей пределы роста, которые нельзя переходить.

Содержание

Введение...............................................................................................................................4
1.Роль некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России………………………………………….7
2.Информация о производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в настоящее время……………………………...21
3.Первоочередные задачи, подлежащие решению в вопросе совершенствования системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции………………………………………………………….25
4.Концентрация полномочий по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в едином федеральном органе исполнительной власти………………………………………….30
5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации………………………………………………………………………………..34
6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий…………………………………………………37
7.Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции……...43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………………………………………...54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     Значительное  увеличение потребления алкогольной продукции в России (в пересчете на абсолютный алкоголь), с 1998 года по 2003 год, подтверждает и рост ее розничных продаж, за указанный период, на 30%, что составляет  фактический объем 146,8 млн. декалитров или 10,2 литров на душу населения, без учета потребления населением самогона, продукции "двойного назначения", различных суррогатов и так далее (приложения 2,3).

     В сравнение с другими государствами  Россия в 1998 г. находилась на 14-ом месте  по показателям высокого уровня потребления алкогольных напитков.

     При этом в большинстве стран наблюдается  устойчивая тенденция к снижению потребления алкогольных напитков по сравнению с 1990 годом – при  продолжающемся его росте в России.

     За  период с 1998 по 2003 гг. объем продажи  водки и ликероводочных изделий значительно не изменился. Однако в последние годы наблюдается существенный рост продажи и потребления пива (в 2003 году в 2,3 раза выше, чем в 1998 году)

     

     Структура продаж алкогольной продукции в 2003 году представлена в приложении 6,7 (пиво - 64,62 %, водка и ликероводочные изделия - 18,34 %, винодельческая продукция - 8,07 %, слабоалклгольная продукция - 4,53 % и 0,32 % - коньяк). При этом данные потребления населением алкогольной продукции отражаются не в полной мере ввиду ориентировочности объемов незаконного оборота алкоголя (самогоноварения, "товаров двойного назначения", суррогатов и так далее).

     Согласно  расчетным данным Немцова А.В., в  значительной степени уточняющих экспертную оценку представленную в приложении 7 (11,9 литра), начиная с 1998 года, происходит заметное увеличение реального потребления алкоголя. Так, в 1999 г. в очередной раз этот показатель вновь вернулся на отметку 14,5 литра и обнаружил дальнейшую тенденцию к росту.

     В особенности, начиная с 1992 года, отмечался  лавинообразный рост числа смертельных отравлений алкоголем и его суррогатами, который достиг своего максимума в 1994 году (37,8 случаев на 100 тыс. населения). Столь высокого уровня показатель острой алкогольной летальности никогда не достигал не только в СССР, но и в других странах мира.

     В следующем, 1995 году было зарегистрировано столь же резкое снижение смертности, которое продолжалось еще на протяжении 4-х лет, и в 1998 году показатель смертности от отравлений алкоголем и его  суррогатами достиг величины, типичной для 1970-х годов (16 случаев на 100 тыс. населения). Предполагалось, что на этой отметке он и зафиксируется. Однако, начиная с 1999 года, количество таких отравлений пошло вверх и в 2003 году вновь достигло чрезвычайно большого уровня (28,3 случаев на 100 тыс. населения) (приложение 10).

     

     В настоящее время в стране продолжается рост смертности населения вследствие отравлений недоброкачественной алкогольной  продукцией (33 979 человек в 2001 году, 37 824 человек в 2002 году, 40567 человек  в 2003 году) (приложения 7,8,9). Не обошла тенденция увеличения смертности населения от отравлений алкоголем и один из наиболее благополучных в этом отношение субъектов Российской Федерации - Москву

     Актуально сегодня и то, что в последние  годы алкоголизм сильно помолодел. Так, например, только по данным анкетирования, проведенного в школах Саратова, 70% школьников первый раз попробовали спиртное в возрасте до 10 лет. При этом 8-9-летние дети уже пили не только пиво и шампанское, но и более крепкие напитки. Аналогичная ситуация и во многих других субъектах Российской федерации.

     Тезис о негативной роли спиртных напитков был в очередной раз активно  озвучен в 2000 году в связи с  внезапным увеличением смертности в январе-июне 2000 г., которое совпало  по времени со снижением уровня легального производства водки и ликероводочных изделий вследствие безумного увеличения ставки акциза (40%). Однако, каких-либо существенных косвенных, а тем более прямых доказательств фатальной роли нерегистрируемого алкоголя в формировании этого феномена нет.

     В пользу гипотезы о патогенной роли токсичных алкогольных фальсификатов  косвенно свидетельствовали и другие факты. Так, в Республике Карелия  в 1992 году средняя смертельная концентрация алкоголя в крови снизилась в 1,4 раза при росте летальных исходов от отравлений алкоголем  в 3 раза.

     

     Учитывая  изложенное выше, следует признать, что объединение случаев смертельного отравления алкоголем и отравлений суррогатами алкоголя в одной  графе статистической  отчетности является не случайным. Если же прислушаться к мнению Тишук Е.А (цит. по Немцов А.В., 2001), то государственную статистику смертей от отравления алкоголем нельзя признать удовлетворительной не только в силу низкого качества диагностики, но и сокрытия части диагнозов. Детальный анализ показателей смертности при отравлении алкоголем и заболеваемости алкогольными психозами в регионах России, проведенный Немцовым В.А. (2003), позволил установить, что фиксируемое Госкомстатом количество смертельных отравлений алкоголем в 1,65 раза ниже реального. Причины такого несоответствия, по его мнению, обусловлены, во-первых, плохой диагностикой смертей, вызванных алкоголем из-за низкой квалификации патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов и, во-вторых, прямой фальсификацией алкогольных диагнозов смертей. 

     Главным в аспекте рассматриваемой проблемы является то, что существующий метод  газовой хроматографии, применяемый  для исследования биологических  жидкостей трупа при проведении посмертной диагностики состояния  острой алкогольной интоксикации, лишь в редких случаях позволяет идентифицировать алкогольный продукт, вызвавший отравление. Исключение составляют отравления, вызванные употреблением суррогатов алкоголя. Наиболее типичные отравления такого рода возникают при употреблении растворителей и жидкостей для мытья стекол.

     Таким образом, статистические данные, основанные на материалах судебно-медицинской  экспертизы не в состоянии дать объективный  ответ на вопрос о роли незаконно  произведенных и фальсифицированных алкогольных напитков в феномене сверхвысокой алкогольной смертности.

     Весьма  существенными, применительно к  рассматриваемой проблеме, представляются результаты проведенного недавно эпидемиологического  анализа смертельных исходов  от отравлений токсикоманическими средствами (Романенко Г.Х., 2003). Анализ актов судебно-медицинского исследования трупов лиц, умерших от отравлений токсикоманическими средствами за период 1994-2000 гг. по данным 19-ти регионов России, а также г. Тбилиси и г. Севастополя позволил выявить два максимума смертности – в 1994 и 2000 годах (24% и 39% соответственно). Наибольшее число таких отравлений выявлено среди военнослужащих. Исследование случаев отравления токсикоманическими средствами по г. Москве за аналогичный период также обнаружило два пика отравлений в 1994 и 2000 годах (20,4% и 56,9% соответственно)

     

     Судебно-медицинские  исследования биологических сред и  тканей трупов позволили установить, что наиболее часто причиной таких  отравлений было употребление средств  из группы растворителей (39,9%) и лекарственных  средств (26,3%). Достаточно часто встречалось смешанное употребление токсических веществ (22,8%). При этом смешанные отравления токсикоманическими средствами и алкоголем в последней группе причин отравлений составили всего 2,5%.

     Совпадение  по времени пиков смертности от отравлений алкоголем и его суррогатами и от отравлений токсикоманическими средствами позволяет говорить о двух эпидемиях отравлений, которые развивались и определялись, по всей вероятности, социальными, социально-психологическими или экономическими факторами. 

     Небезинтересна  и часто обсуждаемая в обществе роль самогона как причина высокой  смертности населения.

     Самогон и другие напитки домашнего изготовления в России всегда составляли конкуренцию  алкогольным напиткам, произведенным  легально.

     Если  предположить, что самогон является тем алкогольным напитком, который определяет масштабы острой алкогольной смертности, можно было бы ожидать, что количество летальных исходов от отравлений алкоголем и его суррогатами в период проведения антиалкогольной компании (1985-87 гг.) достигнет чрезвычайно высокого уровня. Однако, уровень смертельных отравлений в эти годы был самым низким за всю историю последнего периода (20 лет) существования СССР и постсоветской России.

     Результаты  недавно проведенных исследований указывают на то, что наиболее распространенная в России разновидность самогона (из сахара), приготовленного с соблюдением традиционных приемов ферментации и перегонки, по параметрам острой и подострой токсичности не отличается от водки. Очевидно, также, что несоблюдение приемов ферментации и перегонки существенным образом влияет на химический состав продукта, его органолептические свойства и, вероятно, в отдельных случаях может оказывать влияние на его токсичность.

     

     Также известно, что при изготовлении самогона, предназначенного на продажу, иногда используют приемы «фальсификации». Для этого разбавленный водой самогон настаивают на субстанциях, оказывающих психоактивное, «одурманивающее» действие (листья табака, плоды хмеля и даже куриный помет и шифер). С высокой долей вероятности можно предполагать, что подобные фальсификаты обладают низкими органолептическими свойствами и повышенной токсичностью. Однако, случаи такой фальсификации редки, крайне негативно воспринимаются населением и не в состоянии существенным образом повлиять на показатели смертности от отравлений алкоголем и его суррогатами.

     Самогон, изготавливаемый населением России, по сути дела, является аналогом других дистиллированных алкогольных напитков домашнего (ракия, зивания, кашаса, арака, тутовка, сливовица и др.) и промышленного (текила, коньяк, виски, ром, кальвадос и др.) изготовления. В подавляющем большинстве стран мира «крепкий» алкоголь употребляется в виде дистиллированных алкогольных напитков. Если бы напитки такого рода были более токсичными, чем водка, то это неизбежно отразилось бы на показателях острой алкогольной смертности. И, наоборот, в странах, где наиболее предпочитаемым алкогольным напитком является водка (Россия, Польша и страны Балтии) следовало бы ожидать относительно более низкой смертности от отравлений алкоголем. Жизненные реалии не подтверждают данного предположения, и скорее свидетельствуют об обратном.

     Проблема  производства и потребления самогона в России очень существенна, но прежде всего, с социальной, экономической  и правовой сторон. Так, по оценке экспертов в России в частном секторе производится и реализуется 30 - 40 млн. дал. самогона по цене от 30 до 50 рублей за 1 литр.

     Более значимой представляется проблема «товаров двойного назначения», изготовленных  на спиртах этиловых из непищевого сырья. Известно, что  спирты этиловые из непищевого сырья запрещено использовать для производства алкогольных напитков. Изготовление фальсификатов водки на основе таких спиртов длительный период времени (вплоть до 1980-х годов) было если и возможно, то весьма затруднительно из-за их очень низких органолептических свойств. Эти спирты имели низкую степень очистки, поскольку предназначались исключительно для технических целей. И лишь в начале 1990-х годов были применены оптимальные способы их дополнительной очистки (ректификации).

     

     Исследования  безопасности всех существующих разновидностей этилового спирта на протяжении многих лет традиционно проводятся в  Московском НИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана.

     Оценка  токсичности гидролизного спирта показала, что по показателям хронической токсичности он не отличается от пищевого спирта. Отсутствовали различия и по ряду параметров острой токсичности (максимально переносимая и абсолютно-смертельная доза) (Красникова И.И., 1965).

     Длительное  введение животным синтетического спирта, в отличие от натурального, приводило к увеличению чувствительности мышей к действию этанола в минимально смертельной дозе. Кроме того, было отмечено, что после завершения хронической интоксикации синтетическим спиртом восстановление функционального состояния нервной системы происходит медленнее (Елизарова О.Н., 1961).

     На  основании этих и других экспериментальных  исследований, проведенных в 1963-65 гг., сотрудники Московского НИИ гигиены  пришли к заключению, что гидролизный  и, особенно, синтетический спирты, производящиеся в тот период, обладают повышенной токсичностью.

     В то же время результаты неоднократно проводившихся токсикологических  исследований последних лет однозначно свидетельствуют о том, что технические  спирты (гидролизный и синтетический) высокой степени очистки и пищевой спирт, произведенный из пищевого сырья, оказывают одинаковое по выраженности острое токсическое действие. Однако, влияние длительного употребления алкогольных напитков, изготовленных на основе таких спиртов, в полном объеме еще не изучено, а контроль «продукции двойного назначения» на предмет безопасности потребления человеком при розничной реализации не осуществляется. Объем такой продукции, произведенной кустарным способом в нарушение существующей технологии, не оценивается даже экспертно.

Информация о работе Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про