Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

По прогнозам ученых XXI век станет одним из самых сложных в развитии человечества. Причинами тому являются: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ограниченность сельскохозяйственных площадей, чрезмерный рост населения, многое другое. При инерционном развитии планеты к 2030 году наступит обвальное уменьшение макропоказателей мировой системы, имеющей пределы роста, которые нельзя переходить.

Содержание

Введение...............................................................................................................................4
1.Роль некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России………………………………………….7
2.Информация о производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в настоящее время……………………………...21
3.Первоочередные задачи, подлежащие решению в вопросе совершенствования системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции………………………………………………………….25
4.Концентрация полномочий по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в едином федеральном органе исполнительной власти………………………………………….30
5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации………………………………………………………………………………..34
6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий…………………………………………………37
7.Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции……...43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………………………………………...54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение...............................................................................................................................4

1.Роль  некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России………………………………………….7

2.Информация о производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в настоящее время……………………………...21

3.Первоочередные задачи, подлежащие решению в вопросе совершенствования системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции………………………………………………………….25

4.Концентрация полномочий по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в едином федеральном органе исполнительной власти………………………………………….30

5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации………………………………………………………………………………..34

6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий…………………………………………………37

7.Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции……...43

Заключение……………………………………………………………………………….45

Список  используемой литературы……………………………………………………...54 
 
 
 
 
 

     Введение 

     По  прогнозам ученых XXI век станет одним  из самых сложных в развитии человечества. Причинами тому являются: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ограниченность сельскохозяйственных площадей, чрезмерный рост населения, многое другое. При инерционном развитии планеты к 2030 году наступит обвальное уменьшение макропоказателей мировой системы, имеющей пределы роста, которые нельзя переходить. Если все же будет реализован сценарий инерционного развития, не учитывающий рекомендуемых учеными разумных ограничений, прежде всего в использовании природных ресурсов, то в конце первой трети XXI века в мире наступит очень серьезный системный кризис. Человечество уже сейчас должно оперативно принимать меры по значительной задержке в исполнении пессимистичных прогнозов ученых. В основе всех предполагаемых действий должна находиться система учета товарно-материальных балансов как ведущих отраслей так и государства в целом, обеспечивающая объективный учет ограниченных природных ресурсов. Предпосылки к созданию таких систем уже существуют; это постоянно совершенствуемые системы учета товародвижения, налогооблагаемой базы предприятий, документооборота, автоматизация декларирования, статистической и другой отчетностей. Вычислительная техника динамично совершенствуется в увеличении быстродействия и объемов памяти. Заметно развиваются и различные системы связи, а также количество специалистов способных все это обслуживать. Только с внедрением товарно-материального баланса большого числа отраслевых систем, государство сможет объективно отслеживать рациональность использования ресурсов страны с максимальной эффективностью их использования для населения, а также пополнить бюджет дополнительными налоговыми поступлениями. Первоначально, до создания рассматриваемых отраслевых систем, требуется принять отраслевые концепции и на их основе обеспечить требуемую корректировку нормативной базы.

     

     В подтверждение сказанному, Распоряжением  Правительства Российской Федерации 28 августа 2003 года принята "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года". Возможно, по аналогии с принятой стратегией, необходимо разработать и концепцию по вопросу государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приоритетность рассмотрения концепции определяется существенным размером ее бюджетной составляющей и огромной социально-политической значимостью.

     Так проблема роста смертности от отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией и алкогользависимой  заболеваемости населения Российской Федерации все больше попадает в  поле зрения средств массовой информации, постоянно обсуждается на встречах с депутатами различных уровней и среди населения в повседневной жизни.

     Основанием  для столь пристального внимания к данной проблеме, прежде всего, служит установленный в 1994 году мировой  рекорд смертности от отравлений алкоголем  и попытка, начиная с 1998 года, его превышения. До настоящего времени динамику роста смертности от отравлений Государству остановить не удается. Алкоголизация общества продолжает расти, в особенности, среди детей, в том числе и в возрасте до 15 лет.

     В тоже время по различным экспертным оценкам теневой оборот алкогольной продукции вместе с неучтенным оборотом отечественной и импортной алкогольной продукции, самогоноварения и т.д. составляет более 50% от общего объема реализуемой продукции и выражается в денежном эквиваленте более 2 млрд. долларов в год.

     

     Помимо  экспертных оценок наличие большого объема контрафактной алкогольной  продукции подтверждено данными  опроса Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности в рамках подготовки к Международной научно-практической конференции "Контрафактная продукция - проблемы и пути их решения" прошедшей 13 ноября 2003 года в Москве (приложение 1).  На конференции заместитель Председателя Правительства России Б.С. Алешин отметил, что "Сегодня нет ни одного человека, который был бы уверен в качестве приобретенного им товара. В настоящее время фальсификат безнаказанно процветает. В настоящее время необходима выработка соответствующей концепции по решению рассматриваемой проблемы, в которой особое внимание требуется уделить взаимоотношению "производитель - продавец - потребитель".   

     Первым  и наиболее значимым шагом в разрешении проблемы является потребность государства  в создании механизмов, сокращающих  теневой оборот продукции в целом  и алкогольной продукции в  частности. Сокращение теневого оборота, прежде всего алкогольной продукции, позволит значительно увеличить собираемость акцизов в консолидированные бюджеты и перераспределить дополнительные денежные средства для решения важнейших социальных задач. Легализация оборота алкогольной продукции как никакой другой фактор повлияет также и на качество алкогольной продукции, что существенно скажется, на сокращении смертности населения от злоупотребления алкогольной продукцией и отравлений различными суррогатами

     Решить  указанные выше проблемы без комплексного и принципиального подхода со стороны Государства к сложнейшему вопросу не представляется возможным. Только оценка фактического состояния рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции позволит подготовить практические предложения для разработки концепции соответствующего государственного регулирования с последующей корректировкой нормативной базы для ее реализации. 

       
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     1. Роль некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России 

     «Питейная»  проблема в большой степени стала  привлекать внимание российской общественности начиная с последней трети XIX века. Чтобы разобраться в ее сути, в конце XIX - начале XX столетия проводились научные исследования, публиковались аналитические статистические материалы как по стране в целом, так и по отдельным губерниям. Осуществлялись и практические шаги по борьбе с пьянством: создавались многочисленные общества трезвости, предпринимались правительственные меры, направленные на преодоление этого страшного народного недуга.

     Одной из самых значимых работ в этом направлении по настоящее время  является труд, изданный в 1911 году экономистом с мировым именем Дмитриевым В.К.

     Что касается книги Владимира Дмитриева  «Критические исследования о потреблении  алкоголя в России», то работа эта -  редкий, почти уникальный пример выхода «высокой теории» в реальную жизнь, точнее, в самую гущу народной жизни,  в такую проблему, которой и в наше время экономисты серьезно не занимаются, а если и занимаются, то по меркам исследования Дмитриева, делают это крайне поверхностно.

     Изучая  динамику потребления спиртного, основная масса исследователей приходила к выводу, что на неё, как и на динамику потребления любого другого товара, влияют два основных фактора: урожаи (от которых в самой значительной степени зависел уровень благосостояния огромного большинства россиян) и цены на спиртное. Многие авторы связывали ее также с ограничительными мерами правительства.

     

     Владимир  Дмитриев обосновал совсем иной взгляд на проблему. Опираясь на многократно  проверенные факты и статистику, он одно за другим опроверг устоявшиеся  представления. Прежде всего, он  доказал, что не существует непосредственной зависимости между ценой алкоголя и спросом на него. Далее - опроверг почти общераспространенное среди российских экономистов мнение о прямой связи динамики потребления спиртного с урожаями, от которых зависело благосостояние (а значит, и спрос) населения.

     Алкоголь - не обычный товар, убеждает он. И  законы его потребления кардинально  отличны от общепринятых законов  потребления, ибо в них вторгаются психологические мотивы, делающие поступки людей не подвластными логике экономической целесообразности. Необходимы поправки в общем решении вопроса о функциональной зависимости между ценой и спросом ввиду психологических особенностей той потребности в наркотизации, которую удовлетворяет алкоголь и ему подобные нервные яды, отмечает Дмитриев.

     Главный вывод Дмитриева - рост алкоголизма, то есть числа «регулярных потребителей спиртного» - результат происходившей  ломки вековых привычек, традиций, образа жизни русского человека. Ограничительные  правила, если и оказывают влияние  на динамику потребления алкоголя, то «в самой ничтожной степени».

     Ученый  не делает из своего критического анализа  потребления алкоголя каких-либо социальных или политических выводов. Но всем своим  исследованием он убеждает в необходимости  осуществления крупных социальных мер, направленных на поддержку народа  в условиях быстрого развития общества,  патриархальные устои которого с неизбежностью входили в конфликт с потребностями и условиями новой жизни.

     К сожалению, и в настоящее время  проблема не разрешена, а химические отравления, как это ни прискорбно констатировать, являются одним из основных факторов заболеваемости и смертности населения Российской Федерации.

     

     Как отмечает в своей работе «Анализ  роли некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в формировании феномена высокой алкогольной смертности в Российской Федерации» директор Российского научно-исследовательского института здоровья  доктор медицинских наук В.П. Нужный, при сравнении с ведущими нозологическими группами, определяющими заболеваемость населения, острые химические отравления по распространенности находятся на четвертом месте, а по числу смертельных исходов – на первом месте, опережая показатель смертности для цереброваскулярных заболеваний на 13%, для новообразований в 2 раза и инфаркта миокарда - в 3 раза. За последние 5 лет более половины летальных исходов от химических отравлений были обусловлены острыми алкогольными отравлениями. Следует подчеркнуть, что по экспертной оценке в стационары поступает не более 40-60% от общего числа пострадавших. Следовательно, реальная заболеваемость этой этиологии в стране составляет, по крайней мере, 600-700 тыс. человек ежегодно (Остапенко Ю.Н. , 2003).

     Уже на конец 2001 года под диспансерным наблюдением, в специализированных амбулаторно-поликлинических учреждениях (наркологических и психиатрических диспансерах), находилось 2192,3 тыс. больных алкоголизмом и алкогольными психозами.   Показатель болезненности алкогольной патологией составил 1520,2 человек на каждые 100 тыс. населения.  112,4 тыс. больных (77,9 на 100 тыс. населения) состояли под диспансерным наблюдением с диагнозом алкогольный психоз. Кроме того, под профилактическим наблюдением находилось еще 403,2 тыс. человек, злоупотребляющих (в расчете на 100 тыс. населения – 279,6). Таким образом, почти 2,6 миллионов россиян было вовлечено в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 1,8% от всего населения страны. В настоящее время указанный процент продолжает расти.

     В 2003 г. общая смертность населения  от причин, связанных с употреблением алкоголя, по сравнению с 1990 г., возросла почти в 3 раза. Рост показателя смертности за указанный год зарегистрирован в 47 субъектах Российской Федерации.

     Указанные выше данные внесли самый весомый  вклад в формирование показателя смертности населения в Российской Федерации, полученного в ходе  Всероссийской переписи населения 2002 года. Общий показатель смертности населения составил 16,3 умерших на тысячу человек и в настоящее время является самым высоким в Европе.

     

     Основным  событием, резко изменившим ситуацию на алкогольном рынке России, стала либерализация торговли, ознаменованная отпуском цен на ликероводочные изделия. Если до этого основной частью нерегистрируемого алкоголя, потребляемого населением страны, был самогон, то, начиная с 1 января 1992 года, алкогольный рынок начал быстро наполняться разного рода фальсификатами, которые стали вытеснять легально произведенную алкогольную продукцию в силу своей более низкой цены. Главными поставщиками контрафактной продукции являлись многочисленные нелегальные производители и импортеры. Одновременно, службами Госторгинспекции и Госсанэпиднадзора было зарегистрировано снижение качества производимой в стране легальной алкогольной продукции. Алкогольные напитки, как легально, так и нелегально произведенные, стали доступнее и в силу относительного (по сравнению с другими продуктами питания и товарами народного потребления) падения цен на них. Это событие немедленно отразилось на размерах потребления алкоголя. Немцов А.В. отмечает, что резкий рост потребления алкоголя произошел уже в 1992 году, а в 1993 году достиг отметки 1984 г (14,5 л). При этом рост потребления происходил не только за счет нерегистрируемого алкоголя, но и за счет легально произведенных алкогольных напитков.

Информация о работе Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про