Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

Как Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и  распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных  бедствий. Соответственно некоторые федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно Президенту РФ (например, министерства внутренних дел, иностранных дел, обороны, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная архивная служба; Государственная налоговая служба; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба безопасности; Служба внешней разведки; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности). 

Положения о  названных органах утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются  на должность и освобождаются  от должности в особо устанавливаемом  порядке. 

Президент РФ также  вносит изменения в состав Правительства  РФ, упраздняет, объединяет или преобразует  федеральные органы исполнительной власти. 

В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно  либо в отдельных местностях чрезвычайное положение. 

Президент РФ может  использовать согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между  органами государственной власти субъектов  РФ. Естественно, что такого рода разногласия  могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При  не достижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. К сожалению, процедуры такого рода пока еще не разработаны. 

По вопросам своей компетенции Президент  РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Следует  подчеркнуть, что большинство указов Президента РФ посвящено различным  сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной  власти. 

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов  исполнительной власти субъектов РФ до решения вопроса соответствующим  судом. В случае противоречия законодательству и указам Президента РФ постановлений  и распоряжений Правительства РФ он может их отменить. Он вправе также  отменять правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, непосредственно  подведомственных ему. 

Главы администраций  краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов подчиняются Президенту РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов. 

Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация. 

По своей сущности Администрация представляет собой  совокупность различного ряда подразделений, цель которых - обеспечение деятельности Президента и создание условий для  реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. 

Соответственно  в их задачи входит: 

· организация  подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной  инициативы в Государственную Думу; 

· осуществление  контроля и проверки исполнения федеральных  законов (поскольку их подписывает  Президент), указов, распоряжений и  поручений Президента и Подготовка соответствующих докладов ему о  результатах проверок; 

· обеспечение  взаимодействия Президента с политическими  партиями и иными общественными  объединениями и т.п. 

Организационная структура Администрации Президента РФ до недавнего времени была чрезвычайно  громоздкой (около 40 различных управлений, советов и т.п.). 

12 февраля 1998г.  Президент РФ издал Указ "О  мерах по совершенствованию структуры  Администрации Президента Российской  Федерации", в соответствии с  которым произошло резкое сокращение  числа структурных подразделений  Администрации и их штатного  персонала. В результате сейчас  Президента обслуживает 18 таких  подразделений. 

Не ясен полностью  организационно - правовой статус Администрации  Президента РФ. Суть данной проблемы заключается  в том, что в президентских  нормативно - правовых актах Администрация  характеризуется в качестве государственного органа, обеспечивающего деятельность Президента. Однако в соответствии с Конституцией РФ государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10). Естественно, что Администрация  не может быть отнесена к какому - либо из названных звеньев государственного аппарата, в силу чего понимание  ее подлинной организационно - правовой природы в значительной степени  усложняется. 

Поскольку Президент  РФ не возглавляет исполнительную власть, фактически в его распоряжении как  главы государства находится  весь аппарат Правительства РФ, через  который и с помощью которого он имеет широкие возможности  решать все вопросы, позволяющие  ему не только формально, но и фактически оказывать воздействие на функционирование всего механизма исполнительной власти в стране. В подобной ситуации роль его Администрации была бы "доведена" до уровня, предназначенного ей изначально, т.е. в момент ее образования. 

В настоящее  время функции Администрации  Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Главное государственно - правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам; информационно - справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации и аппарата Правительства РФ (несмотря на то, что у Правительства есть свое юридическое управление); подготовку по поручению Президента проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента; подготовку предложений о приостановлении или отмене актов органов исполнительной власти и т.п. 

Задачами Главного контрольного управления являются осуществление  контроля и проверки деятельности федеральных  органов исполнительной власти (это  входит вместе с тем в первую очередь  в полномочия Правительства РФ), а также подразделений самой  Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить  перед руководителями федеральных  органов исполнительной власти, а  также аналогичных органов субъектов  РФ вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п. 

Территориальное управление Президента РФ (также часть  его Администрации) осуществляет информационно - аналитическое обеспечение региональной и национальной политики Президента; обеспечение его взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ и системой местного самоуправления и т.п. 

В иных случаях, как правило, функции структурных  подразделений Администрации Президента РФ носят вспомогательный, т.е. чисто  обслуживающий характер. 

Однако иногда встречаются иные варианты. Например, Управление делами Президента РФ, ранее  входившее в состав Администрации  и предназначенное для осуществления  чисто административно - хозяйственного обслуживания, выделено в самостоятельное  звено со статусом федерального органа исполнительной власти. 

При Президенте образовано Главное управление казачьих войск, которое характеризуется  как государственный орган при  Президенте РФ. Оно призвано осуществлять функции федерального органа по выработке  единой государственной политики, направленной на возрождение и развитие российского  казачества. 

В краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах  действуют полномочные представители  Президента РФ, представляющие последнего в отношениях с государственными и общественными организациями; содействующие исполнению президентских  указов; координирующие деятельность территориальных служб федеральных  органов исполнительной власти. 

На организацию  и функционирование субъектов исполнительной власти широко распространяется нормотворческая  деятельность Президента РФ. Большинство  его нормативных указов имеет  управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного  права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти; положения о министерствах, отнесенных к непосредственному ведению Президента; о борьбе с коррупцией в системе государственной службы; о мерах по развитию здравоохранения в РФ; о мерах по развитию фундаментальной науки в РФ; о мерах по усилению контроля за созданием и деятельностью общественных объединений и т.п. 

20. Администрация Президента  РФ 

Администрация Президента РФ 

Об Администрации  Президента РФ можно говорить в широком  и узком смысле этого слова. В  широком смысле к ней относятся  формируемое им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной  федеральной исполнительной власти (органами государственного управления) и все президентские структуры  его Администрации. В узком же смысле речь идет лишь о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собственном смысле действует на основе утверждаемого его указами «Положения об Администрации Президента РФ» и имеет сложную разветвленную структуру. 

Администрация Президента РФ является государственным  органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль исполнения его решений, и действует  в составе руководителя Администрации  Президента РФ, двух заместителей руководителя Администрации Президента РФ – помощников Президента РФ, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений, которые состоят из департаментов. Администрации Президента РФ к коим относятся: Аппарат Совета безопасности РФ (на правах управления), аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления), аппарат советников Президента РФ, Государственно-правовое управление Президента РФ, Канцелярия Президента РФ (на правах управления), Контрольное управление Президента РФ, Референтура Президента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления), Управление Президента РФ по внешней политике, Управление Президента РФ по внутренней политике, Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, Управление пресс-службы и информации Президента РФ, Протокольно-организационное управление Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ. 

Руководитель  Администрации Президента РФ и помощники  Президента РФ подчиняются Президенту РФ. Руководитель Администрации Президента РФ координирует деятельность помощников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Заместители  руководителя Администрации Президента РФ, помощники Президента РФ по поручению  руководителя Администрации Президента РФ осуществляют кадровые назначения в Администрации Президента РФ, решают иные организационные вопросы. 

Заместитель руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ – по поручению руководителя Администрации Президента РФ в случае его временного отсутствия исполняет  его обязанности. 

Помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ и  руководитель протокола Президента РФ по решению Президента РФ могут  возглавлять самостоятельные подразделения  Администрации Президента РФ, а также  обеспечивать деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и  консультативных органов при  Президенте РФ. 

Советники Президента РФ подчиняются Президенту РФ и образуют аппарат советников Президента РФ, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Руководитель Администрации Президента РФ координирует деятельность советников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся  к их ведению. 

Деятельность  полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах координирует руководитель Администрации Президента РФ, а деятельность полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации  и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ – заместитель руководителя Администрации  Президента РФ, помощник Президента РФ. 

Администрация Президента РФ формируется им для  создания всех необходимых условий  реализации президентской власти и  всестороннего информационно-аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его деятельности. Взаимодействуя в установленном Президентом  порядке с органами всех ветвей государственной  власти, его Администрация создает  условия для определения основных направлений внутренней и внешней  политики и руководства Президентом  их реализацией; обеспечивает организацию  подготовки, согласования и представление  Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений  и обращений Президента со всеми  необходимыми документами; осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных  законов, указов, распоряжений и поручений  Президента с подготовкой ему  соответствующих докладов; оказывает  в установленном Президентом  порядке всяческое содействие в  реализации всех его полномочий главы  государства и гаранта Конституции. В Положении об Администрации  Президента РФ в общем плане регламентируются прерогативы Президента РФ, руководителя Администрации Президента РФ, а также  соподчиненность, функции и полномочия соответствующих подразделений  и должностных лиц, входящих в  состав Администрации Президента РФ. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"