Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

Следующим видом  классификации административно-право­вых  норм представляется их классификация  по конкретному юри­дическому содержанию. Она производна от используемых в прак­тике административно-правового регулирования методов. Соответственно различают: 

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.; 

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений; 

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается  возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий  по своему усмотрению. Прямые предписания  или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает  произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений. 

В силу этого  нет оснований руководствоваться  нередко звуча­щим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволен­ность не может превратиться в принцип действия административ­но-правовых норм, равно как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти. 

Однако невозможно роль права свести исключительно  к уста­новлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой. 

Так, при осуществлении  государственного надзора соответст­вующие контрольно-надзорные органы (должностные лица) не вправе «изобретать» те или иные меры административного воздей­ствия на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных адми­нистративно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограниче­ние, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п. Использование такого рода полномочий является юридичес­кой обязанностью этих органов, уклониться от выполнения кото­рой они не вправе; 

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых  закреп­лены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение. С помощью таких норм, напри­мер, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры ма­териального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутст­вуют прямым предписаниям или запретам. 

Административно-правовые нормы могут, далее, квалифици­роваться и по признаку адресата. Соответственно можно выде­лить нормы, регламентирующие: 

• административно-правовой статус граждан; 

• организацию  и деятельность органов исполнительной влас­ти; 

• правовое положение  государственных служащих; 

• основы функционирования государственных предприятий и  учреждений; 

• отдельные  стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные; 

• административно-правовой статус общественных объеди­нений. 

Возможны и  некоторые иные виды классификации  админи­стративно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб  действия этих норм: нормы, устанавливаемые  на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые  на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений  можно разли­чать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. На­конец, административно-правовые нормы могут распространять­ся на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобяза­тельный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отно­шений (например, положения о различных видах государствен­ного надзора и контроля). 

12.Способы  реализации административно-правовых  норм 

Реализация административно-правовых норм [Реализация административно-правовых норм] — практическое использование  содержащихся в них правил поведения  в интересах регулирования управленческих общественных отношений. Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные  действия субъектов, которые согласуются  с требованиями, установленными нормами  административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей. Реализация норм административного права [так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права 

формами (способами) реализации норм административного права являются: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение. 

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения [Соблюдение] характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. 

реализация административно-правовых норм в форме исполнения [Исполнение] заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение. 

Использование [Использование] как форма реализации административно-правовых норм состоит  в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые  связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. 

В отличие от других форм реализации права применение [Применение] всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном  законодательством процессуальном порядке 

13.Понятие и особенности административно-правовых отношений  

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, отличающихся по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Они обладают всеми основными  признаками любого правового отношения: 

- первичность  правовых норм, вследствие чего  правоотношение есть результат  регулирующего воздействия на  данное общественное отношение  данной правовой нормы, придающего  ему юридическую форму; 

- регламентация  правовой нормой действий (поведения)  сторон этого отношения; корреспонденция  взаимных обязанностей и прав  сторон правоотношения, определяемая  правовой нормой; 

- установление  их юридической ответственности  за несоответствующее требованиям  правовой нормы поведение. 

Соответственно, административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают  как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных  административно-правовой нормой. Бородин  С. С., Громыко С. С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная  часть. - СПб.: ГУАП, 2007. - с. 27. Существуют две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций административно-правовые отношения: 

1) возникают  в процессе государственного  управления; 

2) имеют в  качестве обязательного субъекта  орган государственного управления (органа исполнительной власти); 

3) являются отношениями  власти-подчинения и характеризуются  юридическим неравенством сторон. 

Вторая концепция  административно-правовых отношений: 

1) возникают  в сфере государственного управления; 

2) могут иметь  место между всеми субъектами  административного права в любом  их сочетании; 

3) делятся по  соотношению прав и обязанностей  участников на две группы: отношения  власти-подчинения и отношения  равноправия. 

Несмотря на некоторые различия в понимании  сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в  них ничего не говорится о таком  фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов  граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения  правовой защиты граждан по отношению  к управлению (исполнительной власти). Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право, 1993, № 2, с. 38. 

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем: 

1. Широко распространено  мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от всех  других (особенно - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение». Именно этот их признак является главным, поскольку предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности; 

2. Сущность государственно-управленческой  деятельности, как и любого другого  вида социального управления, определяет  необходимость выделения субъекта  управления, т. е. той стороны  регулируемых административным  правом управленческих отношений,  в руках которой концентрируется  власть. В силу этого определенный  приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля) всегда  налицо. Поэтому его сознательно-волевые  проявления (волеизъявления) направлены  на упорядочение поведения объекта  управления. Практическое выражение  такой направленности обычно  характеризуется как «команда»;  это - переходный мостик к формуле  «власть - подчинение»; 

3. Административные  правоотношения, как и все другие  правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными  чертами государственно-управленческой  деятельности, всегда предполагающими  соподчиненность воль. Воля всех  участников регулируемых управленческих  отношений подчинена единой управляющей  воле. Так образуется властный  характер этих отношений, а  власть (авторитет) является средством  волевого регулирования управленческих  процессов. Но в этих процессах  принимают участие люди, наделенные  волей и сознанием; они совершают  определенные, предписанные административно-правовыми  нормами действия или воздерживаются  от них. Соответственно объектом  административно-правового отношения  являются воля, сознание и опосредованное  ими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполнительной власти; 

4. Административно-правовые  отношения (по своей сути управленческие) имеют широкую сферу для своего  возникновения, изменения или  прекращения. Это - сфера государственного  управления - понятие, границы которого  в течение всей истории определялись  объемом и направленностью практической  деятельности по реализации исполнительной  власти. Сфера государственного  управления охватывает все основные  направления экономической, социально-культурной  и административно-политической  работы, в которой задействованы  огромное количество различного  рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных  коллективов, тысячи граждан; 

5. Сфера государственного  управления - поле практической деятельности  исполнительных органов и должностных  лиц, действующих от имени этих  органов. Из этого утверждения  можно сделать вывод, что в  границах названной сферы нередко  возникают правоотношения иного  рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские  и даже гражданско-правовые). Это  давно подтвердила практика. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"