Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

Конечно, и отдельные  стороны деятельности исполнительных органов могут также регулироваться нормами иных отраслей права. Уже  приводился пример с регулированием имущественных сделок, заключаемых  органами государственного управления. Еще один пример: основная масса  работников исполнительных органов  действует помимо норм административного  права, также и на основании норм трудового права и т.п. 

Есть еще одна специфическая особенность административно-правового  регулирования. Ее суть заключается  в следующем: административное право  имеет в своем распоряжении юридические  средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется  в виду административная ответственность. 

Все изложенное, отражая специфические особенности  административно-правового регулирования, должно учитываться при характеристике предмета административного права. Однако есть еще ряд позиций, прямо  относящихся к его определению. 

Государственно-управленческая деятельность в своих основных проявлениях  является организационной или организующей. При этом под организацией понимается создание условий, необходимых для  нормальной работы той или иной системы (общества в целом, его отдельных  элементов, коллективов и т.п.). 

Из этого вытекает вывод о том, что организационные  отношения могут иметь место  не только в сфере государственного управления. Так, отдельные их проявления обнаруживаются в деятельности органов  законодательной и судебной властей, органов прокуратуры. Они связаны, например, с функционированием аппарата Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратов законодательных органов  субъектов Федерации, с деятельностью  руководителей судебных органов  по руководству аппаратом и прокуроров по назначению работников нижестоящих  звеньев прокурорской системы, по осуществлению  контроля за их работой и т.п. По своей сути такого рода деятельность не является проявлением законодательной или судебной власти, прокурорского надзора. Она служит целям организационного обеспечения выполнения конституционных функций, возложенных на эти государственные органы. Конечно, она не является и проявлением исполнительной власти. Но, будучи внутриорганизационной, она осуществляется на основе правил, устанавливаемых нормами административного права. Однако руководители вышеуказанных органов часто используют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий). Очевидно, что в подобных случаях налицо административно-правовая регламентация такого рода их деятельности, осуществляемая в рамках норм закрепленных кодексом об административных правонарушениях. 

Практика свидетельствует  также и о том, что в сфере  государственного управления могут  возникать отношения без участия  субъекта исполнительной власти. В  подобной ситуации, однако, его обязательно  должен заменить иной субъект, наделяемый юридически властными полномочиями, характерными для исполнительных органов  государственной власти (делегированные полномочия). Тем самым этот иной субъект получает возможность выступать  уже от имени государства. Наделение  юридически властными полномочиями не органов исполнительной власти обозначается в качестве их делегации. 

Наиболее ярким  примером подобного рода может служить  предусмотренная ч. 2 ст. 132 Конституции  РФ возможность наделения законом  органов местного самоуправления, которые, как уже подчеркивалось, не являются государственными органами, отдельными государственными полномочиями с передачей  им необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств. 

Вместе с тем  административное право регулирует также управленческие отношения  между органами местного самоуправления (администрацией районов, городов) и  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации (администрацией краев, областей), республиканскими правительствами, в состав которых они входят. 

Предмет административно-правового  регулирования можно определить как особое правовое состояние, связанное  с регламентацией учреждения и функционирования организационных структур, применением  особых методов воздействия на подвластные  объекты, связанных с ними управленческих процедур, регулятивных и охранительных  специальных правовых режимов, в  рамках которых действует государственная  администрация в целях обеспечения  реализации учредительной и внутриорганизационной  деятельности аппарата государственной  власти, применения механизма взаимодействия личности и государства, а также выполнения функций по обеспечения безопасности. 

Определив суть предмета административно-правового регулирования и изучив особенности можно сделать вывод о том, что предмет административного права весьма многообразен. 

И это полностью  предопределено общественно-политической значимостью государственно-управленческой деятельности, охватывающей и в современных  условиях развития рыночных отношений  широчайший круг общественных связей в экономической и социальной сферах жизни. Новые явления (экономические реформы, становление институтов частной собственности, приватизация и т.п.) не проявляются сами по себе, стихийно. Они требуют не только государственной "поддержки и защиты, но и регулирования. В силу этого служебная роль государства как основного субъекта социального управления сохраняется, что находит свое выражение, в частности, в известном расширении и модификации административно-правового регулирования. 

В заключительной части рассматриваемого вопроса  следует обозначить особенности  административно-правового регулирования: 

· Специальный  субъект, который наделен исполнительно-распорядительными  полномочиями; 

· Предмет административно-правового  регулирования; 

· Особенности  юридических средств, влияющих на защиту общественных отношений регулирующих иными отраслями права. 

· Наличие административно-правового  регулирования в деятельности органов  законодательной власти, судебной системе, прокуратуре. 

· В рамках административно-правового  регулирования предусматривается  возможность делегирования полномочий. 

· Методы административно-правового  регулирования (рассмотрены в последующей  главе). 

4.Взаимосвязь  административного права и конституционного  права 

Наиболее тесно  административное право взаимодействует  с конституционным правом. Конституционное  право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов  в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимоотношений  с субъектами других ветвей единой государственной власти; права и  свободы человека и гражданина, значительная часть которых практически реализуется  в сфере государственного управления, и т.п. Конституционное право как  ведущая отрасль права регулирует основные стороны жизни гражданина, государства и общества, регламентирует наиболее важные общественные отношения. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и являются «правоисточником» других отраслей права. Административное право берет исходные начала в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяет при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и административно-правовые средства его защиты и т.п. 

5. Соотношение административного и гражданского права 

Гражданское право  регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании. 

6.Соотношение административного права и уголовного 

Административное  право связано и с уголовным правом . Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот. 
 

7.Соотношение  административного  и трудового права 

Смежная область  регулирования отношений трудовым правом и административным правом –  деятельность государственных и  иных служащих. В процессе своей  деятельности они выполняют организующие функции или обеспечивают их выполнение. Поэтому деятельность служащего  регулируется административным правом. Отношения служащего с органом (руководителем, бухгалтерией и т. п.) по поводу своего труда (нормирование, оплата и т. д.) к управлению не относятся  и регулируются поэтому нормами трудового права. 

8.Система  административного  права 

система административного права Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли

права является ее целостность, взаимосвязь заключенных  в ней юридических норм. Целостность  системы административного права  обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового  регулирования. Под системой правового  воздействия вообще следует понимать определенный юридический режим  регулятивного воздействия, который  характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, 

спецификой санкций, способов их реализации, а также  действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм. Административное право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это предопределено большим  числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного  движения и заканчивая сферой международных  отношений. Система административного  права делится на общую и особенную  части. 

Общая часть  включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная  часть состоит из норм, действующих  в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного  порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей). В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 

3) регулирующие  административно-правовые статусы  негосударственных организаций; 4) обеспечивающие  законность управления. В четырех  подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей). 

9.Источники  административного  права 

К источникам административного  права относятся те правовые нормативные  акты органов государственной власти и государственного управления, которые  содержат нормы административного  права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение  о конкретном министерстве. В последнем  определяется компетенция данного  органа по руководству отраслью. Не относятся к источникам административного  права правовые акты ненормативного характера. 

Особенности предмета административно-правового регулирования (обширность, многообразие отношений) влекут за собой большое число  нормативных актов. Вследствие этого  является полезной их классификация, в  особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных  актов. 

Правовые свойства нормативных правовых актов, как  известно, не-одинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права имеют следующие нормативные акты. 

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного  и трудового, административного  и гражданского). 

В зависимости  от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической  силе все источники административного  права нужно поделить на несколько  групп: 

I. Акты, принятые  на основе референдумов и акты  законодательных органов; 

II. Акты Президента  Российской Федерации; 

III. Акты государственной  администрации; 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"