Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

IV. Акты муниципальных  органов; 

V. Публичные  договоры; 

VI. Акты правосудия; 

VII. Административные  обыкновения. 

I. В первой  группе источников можно различать: 

1. Федеральные  законы и иные нормативные  акты Федерального Собрания Российской  Федерации и Верховного Совета  РСФСР: 

а) Конституция  Российской Федерации; 

б) федеральные  конституционные законы (О Правительстве  Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации  и др.); 

в) федеральные  законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.); 

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации. 

2. Законодательные  акты субъектов Федерации: 

а) конституции, уставы субъектов Федерации; 

б) законы субъектов  Федерации. 

II. Вторая группа - акты Президента Российской  Федерации. Поскольку Конституция  Российской Федерации не отнесла  Президента ни к одной из  трех ветвей власти, Президент  и его акты занимают особое  место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник  административного права. 

Акты Президента Российской Федерации - это: 

а) указы Президента; 

б) распоряжения Президента. 

III. Третья группа - акты государственной администрации  - самая многочисленная как по  количеству актов, так и по  их источникам. 

1. Административные  акты федеральных органов и  организаций: 

а) постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации; 

б) постановления, приказы, инструкции министерств и  других центральных федеральных  органов специальной компетенции; 

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных  органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных  федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований; 

г) акты руководителей  аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации  и др.; 

д) акты Банка  России. 

2. Административные  акты субъектов Федерации: 

а) указы, постановления  и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций); 

б) постановления  и распоряжения правительств субъектов  Федерации; 

в) приказы, постановления  центральных органов специальной  компетенции субъектов Федерации; 

г) приказы, постановления  местных органов государственной  власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве); 

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации. 

IV. Любые правовые  нормы, регулирующие вопросы административного  принуждения, являются административными.  И если такие нормы принимаются  решениями муниципальных органов,  эти акты становятся источниками  отраслевых норм. Так, местные  органы исполнительной власти  на основе ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР  устанавливают порядок хранения  и порядок оплаты хранения  транспортных средств. Акты муниципальных  органов содержат также нормы  административного права, регулирующие  лицензирование, регистрацию, общественный  порядок и другие вопросы. 

V. В правовой  жизни России постепенно увеличивается  роль публичных договоров, содержащих  нормы административного пр-ва. В  пятую группу источников административного  права входят четыре вида договоров1. 

1. Международные  договоры. 

В ч. 4 ст. 15 Конституции  России сказано: «Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с  органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России. 

2. Федеративные  договоры. Уже заключено более  50 договоров Российской Федерации  с ее субъектами Демин А.  В. Нормативный договор как  источник административного права  // Государство и право. 1998. № 2. С. 15-21.. 

3. Административные  договоры. Нормы административного  права имеются в договорах  федеральных органов исполнительной  власти с органами исполнительной  власти субъектов Федерации, только  между федеральными органами, только  между органами субъектов Федерации,  между государственными органами  и муниципальными и т. д. 

4. Нормативными  общефедеральными являются соглашения  между общефедеральными объединениями  профсоюзов, работодателей и Правительством  России, а также аналогичные трехсторонние  соглашения, заключаемые на уровне  субъектов Федерации между профсоюзами,  предпринимателями и администрациями  субъектов Федерации. 

VI. Акты правосудия  все чаще становятся источниками  административного права. 

Известно, что  нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму  права, но и те, которые отменяют, изменяют старую. 

Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая  незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым  прямо или косвенно отменяя, изменяя  их. Во-вторых, в тех случаях, когда  законом установлено, что решения  определенных судов являются обязательными  для судов той же или низшей инстанции. 

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество  путем признания действующих  норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти. 

VII. Административные  обыкновения в наше время в  России, во-первых, существуют как  правила деятельности в отдельных  государственных организациях, это  локальные нормы. Во-вторых, они  ни письменным, ни устным актом  власти не закреплены, являются  сложившимися в конкретных организациях  обычаями (неформальными нормами)  деятельности (распределения дел  между служащими, существующими  процедурами визирования документов  и т. д.). В-третьих, они субъективны,  в том смысле, что используются, если их признает руководитель  организации или пока их не  закрепят в актах субъектов  власти. 

10.Понятие  административно-правовой  нормы, ее структура 

Административно-правовые нормы — это общеобязатель¬ное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регу¬лирующее общественные отношения в сфере государст¬венного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Особенности административно-правовых норм:

1) являются разновидностью  юридических норм;

2)  объектом  регулирования выступают особого  рода об¬щественные отношения — управленческие;

3) административно-правовые  нормы — средство реали¬зации публичных интересов в сфере государственного уп¬равления;

4)  устанавливаются  органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией  предприятий, учреждений, организаций;

5) содержатся  в нормативных правовых актах  различной юридической силы (законах  и подзаконных нормативных правовых  актах);

6) имеют представительно-обязывающий  характер;

7)  обеспечиваются  мерами государственного принужде¬ния;

8)  преследуют  цель обеспечения должного управленче¬ского порядка;

9)  административно-правовые  нормы во многих случаях регулируют  общественные отношения, составляющие  пред¬мет иных отраслей права (финансового, земельного, эколо¬гического, трудового и др.).

структура административно-правовой нормы— внут¬реннее строение административно-правовой нормы, сово¬купность логически обусловленных элементов.

элементы структуры  административно-правовой нормы:

1)  гипотеза  — часть административно-правовой  нормы, м-.i (ывающая на условия, при наступлении которых норма Начинает действовать;

2)  диспозиция  — часть административно-правовой  нор¬мы, содержащая правила должного поведения субъектов уп¬равления;

<) санкция—  часть административно-правовой нормы, ч.тающая на последствия, наступающие в результате на¬рушения диспозиции. 

11.Виды  административно-правовых  норм 

Нормы административного  права подразделяются на ряд групп  в зависимости от своей регулятивной направленности и юридичес­кого содержания. Предлагается следующая их классификация. 

Центральное место  при этом закономерно отводится  характер­ному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически власт­ных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы. 

Материальные  административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового  статуса (правового положения). 

Особенностью  материальных норм административного  права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или  иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей. Например, материальными  по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование  неправо­мерных действий должностных  лиц; нормы, определяющие ком­петенцию губернатора области и т.п. 

Процессуальные  нормы административного права  определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами  матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений. 

Именно на основе норм процессуального административного  права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически  реализуются входящие в компетенцию  губернатора области управленческие действия и т.п. 

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разре­шения административно-правовых споров и применения мер ад­министративного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"