Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

Итак, административным правоотношениям свойственна предусматриваемая  действующим правом возможность  выступать в роли одного из элементов  общего механизма правового регулирования  или юридического (административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права; 

6. Сфера государственного  управления является той областью  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их называют или  органами государственного управления, или органами исполнительной  власти. Таким образом, в административно-правовых  отношениях опосредуется само  государственное управление, т.е.  компетенция соответствующих субъектов  этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только  взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом реализации компетенции ее субъектов; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 109-111. 

7. Для возникновения  административно-правовых отношений  необходимы особые условия, которые: 

- возникают непосредственно  в связи с практической деятельностью  исполнительных органов по реализации  возложенных на них исполнительно-распорядительных  функций. Например, заключение имущественных  сделок не является проявлением  исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает  в роли субъекта управления. Механизм  реализации исполнительной власти  не находит своего выражения  в этих действиях; 

- возникают также  непосредственно по поводу осуществления  исполнительными органами не  любых функций, а только управленческих. Имеется в виду практическая  реализация принадлежащих им  юридически властных полномочий. Без них исполнительный орган  не может выступать в роли  субъекта исполнительной власти; 

8. Административно-правовые  отношения по своей сути являются  организационными. Они имеют прямую  связь с реализацией функций  исполнительной власти, которые  по своему содержанию направлены  на организацию процесса правоисполнения. Административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах: 

- «самоорганизация»  - организация собственной работы  всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых  отношений между разными звеньями  системы исполнительных органов; 

- организация,  выходящая за рамки ее первого  варианта и реализуемая в административно-правовых  отношениях с участием иных  коллективов и людей, соприкасающихся  со сферой государственного управления. 

По этим основным направлениям через административно-правовые отношения исполнительная власть может  оказывать повседневное регулирующее и организующее воздействие на поведение  управляемых; 

9. Административно-правовые отношения «не закрыты» для кого-либо из возможных участников правовых отношений.. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой нормой, либо возложение ею определенных обязанностей - единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере государственного управления или заинтересован в ее нормальном функционировании, может быть инициатором их возникновения либо прекращения. Таким образом, административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан. 

Все же согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Административно-правовые отношения могут возникать и  вопреки желанию второй стороны  или ее согласию. Этот признак в  наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений; 

10. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с  правомерностью принятых в его  адрес действий исполнительного  органа (должностного лица). 

Это его несогласие, хоть и не влияет на возникновение  правоотношения, вызывает определенные юридические последствия: гражданин  вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. Для разрешения гражданско-правовых споров установлен специальный процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных  административно-правовых споров. Обычно такого рода споры разрешаются во внесудебном порядке. Но нередко  законодательство предусматривает  судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В настоящее  время наблюдается тенденция  расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом; 

11. Для гражданско-правовых  отношений характерна ответственность  одной стороны перед другой. Административным  правом установлен иной порядок  ответственности сторон административно-правовых  отношений в случае несоблюдения  ими требований административно-правовых  норм. В этом случае ответственность  одной стороны наступает непосредственно  перед государством в лице  его соответствующего органа (должностного  лица).

случаях и пределах. 

14.Виды административно-правовых отношений 

Административно-правовые отношения подразделяются на виды: в зависимости от элемента юридической  нормы; по содержанию; по характеру  действий обязанного субъекта; в зависимости  от распределения прав и обязанностей между сторонами; по характеру связей между сторонами. 

В зависимости  от элемента юридической нормы (диспозиции или санкции) административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. 

Регулятивные  правоотношения — это правовое регулирование  организационных управленческих отношений  в обществе, связанных с реализацией  положительных задач исполнительной власти. Примером таких правоотношений может служить постановление  Кабинета Министров Украины от 2 августа 1996 г. «О создании единой государственной  автоматизированной паспортной системы», которым предусмотрено проведение организационной работы, связанной  с созданием единой государственной  автоматизированной паспортной системы. Организация создания такой системы  возложена на Министерство внутренних дел Украины, а общее руководство  — на Межведомственную комиссию по координации проведения паспортизации  граждан. 

Охранительные правоотношения регулируют правоохранительную деятельность путем установления правовых запретов и применения к нарушителям  мер административного принуждения, например, мер административного  пресечения (задержание правонарушителей), административной ответственности  и других мер административного  воздействия. 

По содержанию административно-правовые отношения  разделяются на материальные и процессуальные. 

Материальные  административно-правовые отношения  возникают на основе материальной нормы. 

Административно-процессуальные отношения — это отношения, которые  складываются в связи с решением индивидуальных дел в сфере управления и регулируются административно-процессуальными  нормами. Типичным примером этого может  быть Порядок рассмотрения обращений  граждан в сфере управленческой деятельности (раздел II Закона Украины  от 2 октября 1996 г. «Об обращениях граждан»[1]). Административно-процессуальные нормы  этого Закона регулируют рассмотрение предложений (замечаний), заявлений (ходатайств) и жалоб граждан. Административно-процессуальные отношения здесь возникают между  органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, объединениями граждан, предприятиями, средствами массовой информации, их руководителями и иными должностными лицами и  гражданами. 

По характеру  действий обязанного субъект а административно-правовые отношения могут быть активными, т. е. обязанный субъект должен совершить определенные действия (гражданин, которому исполнилось 16 лет, обязан получить паспорт, с получением повестки явиться в военкомат), или пассивными — обязанный субъект должен воздержаться от совершения определенных действий (от совершения правонарушения: дисциплинарного, административного). 

В зависимости  от распределения прав и обязанностей между сторонами административно-правовых отношений они могут быть как  односторонние, так и двусторонние (взаимно обусловленные права  и обязанности субъектов правоотношений). 

По характеру  связей между сторонами административно-правовых отношений последние разделяются на вертикальные и горизонтальные. 

Вертикальные  административно-правовые отношения  — это отношения субординационного  характера. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти (например, отношения Министерства образования  и науки Украины с управлением  образования областной государственной  администрации). Вертикальные административно-правовые отношения существуют и тогда, когда  одна из сторон, наделенная определенным объемом властных полномочий, имеет  право издавать акты, осуществлять предписания, которые являются обязательными  для неподчиненной стороны. Примером таких отношений может быть деятельность органов специальной компетенции (санитарная, ветеринарная и другие инспекции). Характерная особенность  вертикальных отношений состоит  в том, что в них наиболее ярко проявляется основной метод административно-правового  регулирования — метод властного  подчинения относительно участников административных правоотношений. Но административно-правовые отношения, как уже отмечалось, не всегда являются отношениями, которые  строятся по методу власти и подчинения. Эти отношения возникают и  действуют на основании как власти и подчинения, так и равенства  сторон. В административно-правовых отношениях, как правило, правам одних  субъектов отвечают обязанности  других и, наоборот, обязанности одних  отвечают правам других. 

Горизонтальные  административно-правовые отношения  возникают между неподчиненными органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Иными словами, это отношения, участники которых  не находятся в подчинении друг друга (например, отношения, которые возникают  между органами исполнительной власти и гражданином в связи с  назначением пенсии, рассмотрением  заявления, жалобы, и т. п.). 

Защита административно-правовых отношений осуществляется в административном и судебном порядке. Споры рассматриваются  и решаются в большинстве случаев  в административном порядке, т. е. непосредственно  распоряжением уполномоченного  на то органа исполнительной власти в внесудебном порядке, в границах административной юрисдикции. Судебная защита административно-правовых (как и других) отношений гарантируется Конституцией и иным законодательством Украины, а права и свободы человека и гражданина защищаются судом путем обжалования в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. 

15.Понятие  и виды субъектов  административно-правовых  отношений 

Субъекты административного  права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью  реализации полномочий, возложенных  на него административным правом.

Субъекты административного  права могут стать субъектами адми-нистративных пр-ний при наличии 3-х условий:

1. административно-правовые  нормы, предусматривающие права  и обязанности субъекта

2. административной  правоспособности и дееспособности  субъекта

3. основание  возникновения, изменения и прекращения  пр-ний (юридический факт)

Административная  правоспособность – это установенная. и охра-няемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.

Административная  дееспособность = способность субъектов  свои-ми действиями приобретать права и создавать для себя юридические обя-занности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъекта административного права можно  рассматри-вать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организа-ции. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим  законодательством, являются участниками  управленческих отношений, регулируемых норма-ми административного права, наделены определенными правами и обязан-ностями в сфере государственного управления и способны их осуществ-лять. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"