Шпаргалка по "Административное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

зачет административное право.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

2. Субъекты административного  права могут быть индивидуальные  и коллективные.

Индивидуальные  субъекты – граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Коллективные:

1) государственные  организации

а) органы исполнительной власти

б) государственные  предприятия, учреждения, организации  и их объединения

в) структурные  подразделения органов исполнительной власти, на-деленные собственной компетенцией

2) негосударственные  организации

а) общественные объединения (повт, виды)

б) трудовые коллективы

в) коммерческие структуры

г) органы местного самоуправления 

16.Понятие  исполнительной власти, её признаки 

Исполнительная  власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная  контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении  специально созданными органами государственной  власти особых функций в пределах установленной законом компетенции. 

Исполнительная  власть строится по определенным принципам: 

1. Принцип народовластия  - народ осуществляет свою власть  непосредственно и через органы  государственной власти, одной из  ветвей которой является исполнительная  власть. 

2. Принцип верховенства  закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ. 

3. Принцип разделения  и взаимодействия властей. 

4. Принцип разграничения  полномочий федеральных и региональных  органов. 

5. принцип гласности  предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность  государственных учреждений и  должностных лиц. 

6. Принцип приоритета  и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ. 

7. Принцип федеративного  устройства. 

8. Принцип сочетания  централизации и децентрализации. 

Признаки исполнительной власти 

    является  ограниченной и относительно  самостоятельной ветвью государственной  власти;

    является  проводником государственной политики  в жизнь;

    подзаконна по своему характеру и задачам;

    объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

    её  деятельность является исполнительно-распорядительной  и носит постоянный, непрерывный  во времени характер;

    является  исключительным обладателем материальных  ресурсов и властных полномочий  принудительного характера. 

17.Административная  реформа!!!! 

Администрати́вная рефо́рма в Российской Федерации — реформа системы государственного управления. 

Этапы административной реформы 

Административные  преобразования в период с 1991 года по настоящее время можно условно  разбить на три периода: 

    административные  преобразования 1991–1999 годы, политическим  мотивом которых выступала необходимость  радикальной перестройки советской  системы государственного управления  экономикой и формирование новой  структуры и системы органов  государственной власти Российской  Федерации; 

    первый  этап административной реформы,  проведенный в 2003–2005 годы, преследующий  политическую цель укрепления  государственной власти в стране  и определяемый соответствующим  замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов; 

    второй  этап административной реформы,  начавшийся в 2006 году, политически  ориентированный на построение  эффективного и компактного государства  на основе специально разработанной  Концепции административной реформы. 

Первый этап (2003–2005) 

23 июля 2003 года  президент Российской Федерации  Владимир Путин подписал указ  о проведении административной  реформы[1], о необходимости которой  он говорил в своем ежегодном  послании Федеральному Собранию. 

Первый этап, разработанный группой Дмитрия  Козака заключался в разграничении полномочий между различными узлами бюрократической сети. 

Второй этап (2006-2008)

25 октября 2005 г. правительство Российской Федерации  одобрило концепцию административной  реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах  

Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 25 октября 2005 г. № 1789-р утверждены Концепция административной реформы  в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, разработанные  Минэкономразвития России по поручению  Правительственной комиссии по проведению административной реформы. 

Целями административной реформы в Российской Федерации  в 2006 - 2010 годах являются: 

    повышение  качества и доступности государственных  услуг;

    ограничение  вмешательства государства в  экономическую деятельность субъектов  предпринимательства, в том числе  прекращение избыточного государственного  регулирования;

    повышение  эффективности деятельности органов  исполнительной власти.  

Для достижения этих целей предполагается решение  следующих задач: 

    внедрение  в органах исполнительной власти  принципов и процедур управления  по результатам;

    разработка  и внедрение стандартов государственных  услуг, предоставляемых органами  исполнительной власти, а также  административных регламентов в  органах исполнительной власти;

    реализация  единой вертикально интегрированной  автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС "Управление");

    создание  многофункциональных центров предоставления  государственных и муниципальных  услуг;

    организация  предоставления государственных  услуг в электронной форме;

    оптимизация  функционирования органов исполнительной  власти и введение механизмов  противодействия коррупции в  сферах деятельности органов  исполнительной власти;

    повышение  эффективности взаимодействия органов  исполнительной власти и гражданского  общества, а также повышение прозрачности  деятельности органов исполнительной  власти;

    модернизация  системы информационного обеспечения  органов исполнительной власти;

    формирование  необходимого организационного, информационного,  ресурсного и кадрового обеспечения  административной реформы, совершенствование  механизмов распространения успешного  опыта государственного управления.  

В результате реализации мероприятий административной реформы  в 2006-2010 годах предполагается рост удовлетворенности  граждан качеством государственных  услуг, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, повышение позиции Российской Федерации  по основным международным рейтингам  эффективности государственного управления. 

18.Положение  Президента РФ  в системе органов  государственной  власти 

Президент входит в систему федеральных органов  государственной власти, занимая  в ней особое место. Президент  не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную. 

Когда говорят  о положении главы государства  в системе органов государственной  власти, то имеют в виду соотношение  его функций с законодательной  и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной. 

Другое дело - взаимоотношения главы государства  с исполнительной властью. Даже в  тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и  др.) или о его статусе в конституции  вообще не говорится (ФРГ), юридическая  наука и практика признают его  главой исполнительной власти - ибо  никакому должностному лицу нельзя иметь  основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время  при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности  выступать гарантом конституции  и осуществлять . высшее представительство. 

Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность  власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими  лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка. 

19. Полномочия Президента  Рф в сфере исполнительной власти 

Президент РФ по Конституции РФ 1993г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны. 

Как глава государства  он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых  преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно  участвуют все субъекты исполнительной власти. 

Конституция РФ наделяет Президента РФ рядом полномочий, непосредственно связанных с  организацией и функционированием  исполнительной власти. 

Так, с согласия Государственной Думы он назначает: 

· Председателя Правительства РФ; 

· имеет право  председательствовать на заседаниях Правительства  РФ и его Президиума; 

· принимает  решение об отставке Правительства  РФ; 

· представляет Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; 

· ставит перед  Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 

· по предложению  Председателя Правительства РФ назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; 

· представляет Совету Федерации кандидатуры для  назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих  в обеспечении законности в сфере  исполнительной власти; 

· формирует  и возглавляет Совет Безопасности РФ; 

· утверждает военную  доктрину РФ; 

· формирует  Администрацию Президента РФ; 

· назначает  и освобождает от должности полномочных  представителей Президента РФ; 

· назначает  и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и  международных организациях (ст.83 Конституции  РФ). 

Президент РФ по представлению Председателя Правительства  РФ утверждает систему и структуру  федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Административное право"