Этническое происхождение Варягов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

"Варяжский вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю
из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику.

Содержание

Варяги и Норманы Схожести и различия ……………………………2
Об этническом природе Варягов………….…………………………….

Работа содержит 1 файл

Об этнической природе варягов.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

социума.  Но можно  пойти  еще дальше. В "Этимологическом  словаре  русского

языка" М.Фасмера  дается одно весьма любопытное разъяснение  слова  "варяг".

Оказывается в прошлом у него был синоним -- "кълбягъ" (оно  употребляется  в

пространной  редакции "Русской  Правды", датируемой  ХII веком),  означавший

"варяг -- член союза [братства]". В общем-то,  это совпадает с истолкованием

варягов не как этноса, а как социума.

     Так, может быть, русские варяги, даже в самоназвании которых содержится

намек на древнейшие арийские корни, и есть последние гиперборейцы, хранители

традиций   погибшей   арктической  прародины?  Недаром  ведь   на  побережье

Ледовитого  океана сохранились  топонимические  следы  былого  и длительного

пребывания  здесь  варягов.  Это   --  Варангский   залив  (Варангер-фиорд),

омывающий  с запада  российский  полуостров Рыбачий  и норвежский полуостров

Варангер. Между прочим следующий на запад залив именуется Яр-фиордом: первая

часть искусственного слова чисто русская и, скорее  всего,  связана с именем

языческого Солнцебога Ярилы.  Это,  по  всей вероятности, и есть  то Заморье

(или его  часть), о  котором говорится  в русских летописях. По существу  же

Варангский  =  Варяжский = Гиперборейский.  Так,  может быть,  в  социальной

структуре варяжского  воинского  братства  (ордена)  отчасти  сохранились  и

архаичные  черты древнеарийского  кастового сословия.  Так,  может  быть,  в

социальной   структуре   варяжского   воинского  братства  (ордена)  отчасти

сохранились и архаичные черты древнеарийского кастового сословия.

     Корни Руси уходят в недосягаемые глубины индоевропейского прошлого. Оно

зародилось,  пережило  расцвет,  катастрофические  потрясения  и  упадок  на

Севере,  где  климат в  те  времена  был  иным,  нежели  теперь.  Постепенно

мигрировали на юг из-за неблагоприятных условий жизни многие индоевропейские

прапредки   современных  этносов   (индийцев,  иранцев,   греков,  испанцев,

итальянцев, армян, осетин и др). Ближе к северным широтам обосновалась часть

славян,  из  которых впоследствии вычленилась  и  русская  нация.  Варяги --

последние  пассионарии Севера --  промелькнувшие на евразийском  небосклоне,

как сияющий болид, оставили после себя неизгладимый след в русской истории!

     Постскриптум.  Когда данная статья была полностью  завершена, а главные

ее  моменты  получили  отражение  на  страницах  моей  новой книги  "Загадки

Русского  Севера" (М., 1999) и в журнальной статье "Варяги -- русские витязи

Севера" (Мир Севера. 1999. No 3-4) [ранее этимологическая сторона освещалась

в другой моей книге -- "Тайны руссколго народа" (М., 1997)], -- вышел в свет

сборник  антинорманистских  работ  "Русь  и  Варяги"  (М.,  1999)  в   серии

"Подлинная   история   русского   народа",   издаваемой   Ю.Д.Петуховым.   В

определенной степени  он  дополняет  опубликованную  годом  раньше  обширную

подборку текстов русских ученых по "варяжскому вопросу", включенных в весьма

содержательную и продуманную хрестоматию "Славяне и  Русь: проблемы  и идеи"

(М.,  1998)  (составлена  и  обстоятельно прокомментирована  А.Г.Кузьминым).

Здесь  представлены  наиболее  показательные  отрывки  из  трудов выдающихся

отечественных  ученых  почти за  два  с половиной века -- от В.Н.Татищева до

Б.А.Рыбакова и О.Н.Трубачева.

     В свою очередь, в новом (и надо полагать, не последнем) сборнике учтены

самые  последние выступления  норманистов,  число коих  множится, как  грибы

после  дождя.  Не  может  не  порадовать  тот  пафос  и  задор,   с  которым

разоблачаются  выдаваемые за научные новации замшелые норманистские штудии в

статье  Н.И.Васильевой "Русь  и  Варяги",  давшей название  всему сборнику и

составляющей две третьи его объема (по существу  это целая  книга) и которую

вполне  можно отнести к ныне почти забытому обличительно-инвективному жанру.

На десятках скрупулезно  проанализированных примерах (практически учтена вся

новейшая   литература)   автор  убедительно  доказывает,   что  как  бы   не

изощрялисьультрасовременные  норманисты,  все  их  потуги  не   представляют

абсолютно  ничего нового, а являются прямыми перепевами  давно  развенчанных

гипотез    "отцов   норманизма",    тевтонской   троицы   из   петербургской

"Академии-де-Сиянс"  Байера--Миллера--Шлецера, хотя их верные  оруженосцы  и

последователи    почему-то   стесняются    ссылаться   на   своих   духовных

вдохновителей. Не потому ли, что возникновение "норманской теории" совпало с

одной из самых мрачных и трагичных эпох в российской истории -- бироновщины,

по существу явилось ее прямым порождением и идеологическим слепком?

     С  самого момента  своего  появления  на небосклоне отечественной науки

норманизм  отмечен  печатью  самого  беспросветного  мракобесия.  Подавление

любого свободомыслия,  костоломные приемы в борьбе  с оппонентами, аргументы

"дыбы  и  плахи" -- главные  отличительные черты бироновщины  во всех сферах

тогдашней   жизни.   Всесильный  временщик   лично  поддерживал  и   поощрял

деятельность  академика  Готлиба  Зигфрида  Байера  (1694--1738)  --  автора

первого "норманистского манифеста",  опубликованного в 1735 году, то  есть в

самый разгар  бироновского беспредела. Потому-то норманизм -- и в прошлом, и

в настоящем, и в обозримом будущем -- по истокам  своим, природе,  подлинной

сути и методам расправы с инакомыслящими остается тем, чем  он был с  самого

начала -- духовной бироновщиной.  Курляндский герцог -- зловещий ненавистник

всего  русского --  давно  исчез  из  российского  бытия, но  дело его живо:

разбросанные повсюду семена чертополоха по-прежнему дают обильные всходы.

     Но вернемся к содержанию  сборника "Русь и  Варяги". Помимо  упомянутой

работы Н.И.Васильевой,  здесь помещены  еще статьи четырех авторов, в  числе

которых  И.В.Ташкинов,  Н.А.Морозов   и  Ю.Д.Петухов.  Отрадное  впечатление

оставляет   статья   А.Елисеева   "Древние   русы:   народ  и   каста",  где

сформулировано  положение  о  наличии  у  древних  славян  кастово-сословных

признаков, восходящих к  общеарийской эпохе;  при  этом автор считает, что к

особой  воинской  прослойке  --  прототипу будущего  казачества  --  следует

отнести проторусский этнос в целом, включая, видимо,  и варягов, о которых в

данной  конкретной  связи  почему-то  ничего  не говорится. В  целом  авторы

сборника   отстаивают  славяно-балтийскую  и   славяно-черноморскую   версии

происхождения варягов. Такой  подход нуждается  в некотором уточнении. Да, к

моменту   своего  "призвания"  в  Великий   Новгород  русские   варяги  (или

варяги-русь, что одно и то же) жили на обширных балтийских  территориях. Но,

во-первых, сказанное не означает, что варяги обитали здесь всегда, и картина

конца 1-го тысячелетия совсем не обязана совпадать с картиной его начала, не

говоря  уже  о  более ранних временах. Во-вторых,  народная память сохранила

сведения не  о  балтийской,  а  о  приднепровской  родословной Рюрика.  Факт

русского происхождения его имени опирается  на северные  предания,  согласно

которым  подлинное   имя  Рюрика  было  Юрик  и  явился  он  в  Новгород  из

Приднепровья.  Новгородцы "залюбили" его за ум-разум и согласились, чтобы он

стал "хозяином" в Новограде. (Р)Юрик  наложил на каждого новгородца поначалу

небольшую дань, но  затем стал постепенно ее увеличивать, пока не сделал  ее

невыносимой (что впоследствии усугублялось с  каждым новым правителем).  Эту

удивительную и  важнейшую  для  понимания русской истории легенду  записал и

опубликовал в  конце  70-х  годов  ХIХ  века известный собиратель  северного

фольклора Елпидифор Васильевич Барсов (1836--1917).

     Достаточно симптоматично  и то, что  пресловутая "варяжская проблема" в

очередной раз выдвигается на передний план научных и околонаучных дискуссий,

а  ее  метастазы  глубоко  проникли в  энциклопедии,  справочники,  школьные

учебники и  даже  детские  комиксы.  Ибо норманизм  --  никакая  не  наука в

подлинном смысле данного слова, а идеология чистейшей воды.  Она, как мутная

пена,  каждый раз всплывает на поверхность  в  наиболее  трудные для  России

времена. Нынешняя ситуация в стране, где в очередной раз дали "зеленый свет"

норманистам   и  мондалистам  --  лишнее   тому  подтверждение.   Не   менее

показательно  и  другое.  Приверженцы  "норманннской  теории"  за  последние

десятилетия не смогли привести ни одного убедительного аргумента или факта в

пользу своей от  начала  до  конца высосанной из пальца "теории".  С  другой

стороны, доводы Ломоносова (а также других отечественных корифеев) и  по сей

день не утратили своей убийственной силы. Как впрочем, и вся методология или

хронология   русской   истории,   начало   которой   положили   В.Н.Татищев,

М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский.

 

     В.Н.ДЕМИН, доктор философских наук

     [Статья опубликована в No3-4 номере журнала "Мир Севера" за 1999 г]ельты, в том числе их последняя славянизированнаяВаряжский вопрос, то есть вопрос о принципиальности происхождения варягов, никогда в действительности не стоял перед Россией. Это блестящий пример того, как идеологические козни могут подмять историографию государства. И по сей день со страниц учебников нам внушают факт скандинавской экспансии. Спор идет только о степеннее влияния на русскую историю. Однако давайте разберемся.

 

Вспомним имена германо-скандинавских богов: Один, или Вотан - глава пантеона, имя, унаследованное днем недели в английском языке (Wednesday - среда), его старший сын, громовержец Тор (Thursday - четверг), с чьим именем на устах викинги устремлялись в бой, Бальдр - бог весны, воитель Тир (Tuesday - вторник), Хеймдалль, Брагги, Год, Видар, Вали, Улль, Ньедар, Фрейер, коварный Локки, богини: Фригг и Фрея, предводительница Валькирий и сама любовь (Friday - пятница), Идун, Эйр, Йорд, Сиф, Лефн, Син, Сьефн, Вар, Фулла, Сага, Глин и Гна. Это перечисление понадобилось нам для того, чтобы понять, какими именно "своими богами" клянется Олег с варяжской дружиной в Византии, скрепляя договор 907 года: "И кляшися Оружием своим, и Перуном богом своим..." Как видим, скандинавам вообще неизвестно имя варяжского бога Перуна. Зато оно хорошо известно славянам еще с антских времен. На карте Европы первого века нашей эры, составленной Публием Корнелием Тацитом, дважды обозначено племя Varini в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Варяжского (Балтийского) моря, и значительно южнее в верховьях Вислы. Не стоит забывать, что название племени выражено по латыни, тогда как в древнегерманском языке оно звучало - "варинги", славянское же звучание стоит значительно ближе к современному. Так, вполне можно принять версию, которой придерживается издатель и журналист Владимир Штепа, считая название племени производным от общеславянского "варги", то есть волки. Это подтверждается тем, что некоторые полабские славяне, как и древние германцы, культивировали тотем волка. До сих пор в Сербии волчьим" именем Вук принято называть .последнего из родившихся детей в семьях, где первенцы до этого умирали. Считается, что таким образом Волк берет ребенка под свое покровительство, спасая от злых духов. Тот же тотем у германцев отразился в современных мужских именах: Адольф (Эдлервольф - "благородный волк"), Рудольф ("красный волк"), Рольф, Вольфганг, Майнольф, Вольдемар, Вольфдитрих. Правда у восточных славян "варг" перешел в понятие "враг", вследствие устойчивой неприязни к нему подавляющего большинства земледельческих (но не воинских) родовых общин.

 

Варяги действительно носили волчьи накидки на плечах с двумя хвостами, переки-нутыми на грудь. Мне, однако, ближе другая версия происхождения названия племени. В диалекте поморов и ободритов "вараками" назывались прибрежные мооские скалы. Тот же термин встречается в.новгородском эпосе "Моргунов падун" (Москва, "Детская литература"- 1974г.) Вспоминаются слова из арии варяжского гостя оперы Римского-Корсакова "Садко": "Из скал тех каменных у нас варягов кости...""

 

Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом морские разбои" (А.Гильфердинг История балтийских славян. Том 1 по изданию: Москва, Типография В.Готье, 1855 г.) "Дания, состоящая по большей частью из островов и окруженная водами, не легко может уберечься от нападений морских разбойников, потому что в изгибах ее берегов необыкновенно удобно скрываться славянам. Выходя тайком из засады они наносят ей внезапные удары... Пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, они вечно готовы к морским походам и наездам, надеясь на свой корабли как на единственное средство к обогащению. На нападения датчан они не обращают внимания, и даже считают особенным наслаждением с ними биться." (Там же со ссылкой на датского миссионера XII века Гельмольда.)

 

Думаю, что об этой части славянского мира, благодаря стараниям нашей системы народного "образования", читатель мало что знает.

 

Стою у карты расселения славян к 1000 г. по территории современной Германии. Это полотно висит на стене музея истории и этнографии лужитских сербов в городе Баутцене. Варги, руяне, ободриты, венеты, лютине, глиняне, лужичане... Славянская история застыла в названиях германских городов: Род Сток (Ростов), Дреждан (Дрезден), Бронибор (Бранденбург), Липсков (Лейпциг), Микель Бор (Мекленбург), Буди Сын (Баутцен) и многих других. (Утраченная Родина, чужая земля. Октябрь 1989 Варен, Мекленбург-Бауцен. Александр Белов)

 

Продолжая тему обратимся к материалу доктора философских наук, профессора Бронислава Лисина, опубликованному в "Литературной России" 5 февраля 1988 года. Статья вышла под названием "Откуда родом Рюрик?" В "Народной Воле" материал приводится с сокращениями.

 

В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого Русского государства. Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племен как на севере, в районе Новгорода, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты. Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает "Повесть временных лет", нам все-таки дорог пусть не как исходный, но все-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян.

Информация о работе Этническое происхождение Варягов