Этническое происхождение Варягов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

"Варяжский вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной веков тщится вывести русскую историю
из иноземной. Чести исторической науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику.

Содержание

Варяги и Норманы Схожести и различия ……………………………2
Об этническом природе Варягов………….…………………………….

Работа содержит 1 файл

Об этнической природе варягов.doc

— 313.50 Кб (Скачать)


Реферат по истории на тему

«Этническое происхождение Варягов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил ученик

11А класса

Олейников Иван Юрьевич

Проверил Учитель

Истории и Обществознания

Свитлык Анатолий Михайлович
Содержание

Варяги и Норманы Схожести  и различия ……………………………2

Об этническом природе Варягов………….…………………………….12
Варяги и НарманыСхожести и различия

  

  "Варяжский  вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",

которая вот уже более двух с половиной  веков тщится вывести русскую историю

из  иноземной. Чести  исторической науке это  не доставило,  зато  привело к

беспросветному тупику. Выход в таких случаях предельно прост  -- по аналогии

с  гордиевым  узлом:  развязать  его нельзя, зато можно  разрубить.  Ибо обе

стороны -- норманисты и антинорманисты -- оказались в  плену одной и той  же

схемы: самим собой разумеющимся считается, что русские варяги  -- всего лишь

другое название скандинавских викингов (норманнов), которые говорили либо на

шведском, либо на  норвежском  языках (иногда допускается  датский вариант).

Отсюда  повторенный несколько раз в "Повести временных лет" пассаж "варяги =

русь" ("зваху тьи варязи русь")  привел  к цепочке  нелепейших  даже с точки

зрения  здравого  смысла   умозаключений.  Дескать,   ежели  варяги  --  это

скандинавы, то и "русь" (племя ли, прозвище, данное соседями, или территория

--  не важно)  --  ну, просто обязана  иметь  скандинавское происхождение. И

начались достойные  детективного  романа поиски  этой  самой  полумифической

"руси" среди шведов, норвегов и финнов.

     А почему, собственно? Откуда вообще следует,  что варяги -- скандинавы?

Ведь в знаменитом фрагменте Начальной летописи о призвании Рюрика с братьями

утверждается  только,  что варяги  прозывались  русью в  смысле этнической и

языковой  принадлежности и от них пошло  название Руси как государства  ("от

тех варягъ прозвася Русская земля"). И ни слова  о скандинавских корнях (то,

что варяги "из-за моря" или из Заморья,  трактовать можно  по-разному, о чем

-- далее). Зато в Несторовой летописи энергично подчеркивается: русский язык

--  славянский,  а  славяне-новгородцы  род свой ведут от варягов  ("ти суть

людье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо беша словени"). Исключительно

важное свидетельство, но на него  историки почему-то внимания не обращают. А

зря!  Здесь  ведь черным по  белому прописано: род варяжский  изначально был

славянским  и варяги вместе с новгородцами говорили  на русском (славянском)

языке! Ибо в противном случае получится,  что  население Великого  Новгорода

(оно ведь "от рода варяжского") и до  призвания Рюрика, и в дальнейшем, надо

полагать,  пользовалось  одним  из  скандинавских  языков   (если,  конечно,

придерживаться  тупиковой формулы "варяги =  скандинавы").  Абсурд?  В самом

деле -- другого слова не подберешь!

     Почему Нестор-летописец, перечисляя через запятую "потомство Иафетово":

варяги, шведы, норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы,

венецианцы и прочие,  --  не объявляет варягов шведами или норвегами (хотя в

летописном  перечне  они названы  раньше руси) и не  утверждает, что  варяги

говорили по-шведски или по-норвежски? Да потому, что для русского летописца,

как и для  всех  русских  людей  той эпохи, было абсолютно  ясно:  варяги --

никакие не  шведы и не норвеги,  а такие же  русские, как  они  сами -- коль

скоро  даже  переводчиков  для  общения  не  требовалось.  Но то,  что  было

самоочевидным еще в  ХII веке  для Нестора и его современников, впоследствии

оказалось  камнем  преткновения для большинства  читателей и  исследователей

"Повести временных лет".

     Не  для  всех, безусловно.  Еще Михайло  Ломоносов  в яростном  споре с

немецкими норманистами-русофобами, подвязавшимися в Российской академии наук

(с  них-то  все  и началось), указывал на  отсутствие  в русском языке  хоть

каких-то  варяжских слов.  Как прикажете понимать:  многовековые и теснейшие

контакты между  двумя этносами, путь "из варяг в  греки"  через  всю Россию,

варяжские князья,  варяжская  династия, варяжская дружина,  варяжские  гости

(купцы),  около  двух  тысяч  варяжских  курганов-могил  под  Смоленском,  в

Гнездово (где, наряду с вещами скандинавского  происхождения, найдена  самая

древняя из известных пока русских надписей, начертанная на глиняном  горшке)

--   а  никаких  собственно  варяжских  слов  не  сохранилось.  Даже  хазары

лексическую память  оставили (Владимир-князь в "Слове  о законе и благодати"

именуется каганом),  не говоря уж о  татаро-монгольском нашествии. В русском

языке   уйма   полонизмов,   заимствований   из   немецкого,   французского,

английского, многих других языков -- и вдруг ни одного варяжского слова.

     Ответ на вопрос, заданный Ломоносовым, напрашивался сам собой: никакого

собственно  варяжского языка, тем более из числа скандинавских,  никогда и в

помине  не  было. Ибо  варяги -- это русь,  но  не  в  смысле принадлежности

какому-то неведомому иноземному  племени  (как безуспешно  силились доказать

норманисты), а в смысле славяно-русского происхождения их самих  и языка, на

котором  они   говорили.   Впервые  эта   мысль   достаточно   внятно   была

сформулирована  страстным   антинорманистом   Юрием   Ивановичем   Венелиным

(1802--1839):  "Русь  или  руссы,  --  писал  он  -- как  народ  норманский,

скандинавский,  никогда   не  существовал,   и  есть   только  плод  жалкого

толкования,  или  фантастического  произведения  некоторых  изыскателей.  Не

поняли Нестора! Да еще как  не поняли!"  И  приводил в пользу данного тезиса

неотразимые доводы.

     Аргументацию   Венелина  в  дальнейшем   развил  историк-антинорманист,

руководитель  археологической  комиссии  и императорских театров,  под конец

жизни  --  директор  Эрмитажа  Степан Александрович Гедеонов (1815--1878)  в

капитальном 2-томном труде  "Варяги и Русь" (СПб.,  1876). Здесь варяги были

однозначно  отнесены  не  к  германоязычным  норманнам,  а  к  прибалтийским

славянам-ваграм, истребленным  в ходе жесточайшей экспансии крестоносцев.  В

поисках  истины  Гедеонов был  на верном  пути, он  правильно интепретировал

утверждение Начальной летописи  о рускости  варягов и славянскости их языка.

Требовалось  однако  понять, почему  варяги сыграли столь выдающуюся роль  в

мировой   истории  --   причем   не   разрушительную,   а  созидательную   и

объединительную. Такая  задача  под  силу  только  энергонесущей  популяции,

сплоченному сообществу целеустремленных людей, которых Лев Гумилев, развивая

учение Вернадского о  биосфере,  поименовал пассионариями. Наделенные мощным

энергетическим потенциалом и повышенной  активностью,  они по природе  своей

обречены были быть вожатыми,  воодушевляя доверившиеся им народные массы  на

уготовленные им подвиги и волею судеб становясь движущей силой исторического

прогресса. Такие никогда бы не позволили  вырезать себя, подобно беззащитным

овцам, как это случилось с балтийскими славянами.

     Конечно,  можно  назвать варягов  и  племенем,  но с  достаточной долей

условности. Скорее всего, они представляли собой особое воинское братство --

прообраз будущих рыцарских орденов. Жили в основном на побережье Балтийского

(Варяжского) моря, летопись однако говорит о Заморье, а таковым вполне могли

быть и  арктические территории Ледовитого океана, находящиеся по отношению к

европейской  России  севернее  Балтики  и  Беломорья.  Были   варяги  хорошо

организованы, обладали  богатым опытом во всех областях хозяйственной жизни,

торговли, государственного  управления  и особенно  --  воинского искусства.

Потому-то и обратились в 862-м году новгородцы  к  Рюрику с братьями, как бы

сказали сейчас, за организационной помощью. И русские варяги быстро и охотно

откликнулись,  а  затем  плодотворно  поучаствовали  в  становлении  Руси  и

российской государственности.

     В  дальнейшем  последние  пассионарии  Севера как-то  незаметно  и  без

излишнего  шума исчезли с  горизонта отечественной  истории.  Ибо перешли на

службу византийским  императорам,  где составили  костяк дворцовой  гвардии.

Варяжская  дружина  насчитывая  подчас  до  шести  тысяч  стойких витязей  и

отменных рубак. Благодаря  им византийское войско  одержало немало  жизненно

важных  побед.  Показательно и  другое:  в Царьграде варягов  всегда считали

русскими   и   только   русскими.    Безусловно,   значились    в    составе

русско-варяжского войска и скандинавы, но, как  нынче принято выражаться, на

контрактной  основе. Кстати, европейские норманны  никогда себя варягами  не

называли и становились таковыми, только вступая в русскую варяжскую дружину;

когда  срок  контракта  истекал,  они вновь становились  викингами.  Так что

тесное взаимодействие между  варягами и  скандинавами, безусловно, было,  но

кто на кого  больше влиял -- еще вопрос.  То же относится и к так называемым

скандинавским  заимствованиям.  Да, в  одежде,  оружии, культовых предметах,

утвари,  украшениях, открытых  археологами, много  варяжской  специфики. Вот

только почему обязательно ее считать скандинавской. Почему бы не рассмотреть

совершенно другой вариант  -- заимствования  скандинавами  достижений  более

развитой варяжской культуры.

     Ведь когда дотошные греки спрашивали наших соотечественников, служивших

в  императорской гвардии:  "Откуда  вы,  варяги?",  --  те, не  задумываясь,

отвечали:  "Из Тулы..."  Ничего себе ответец,  если  вдуматься. Впрочем, под

Тулой подразумевался вовсе не город в центральной  части  России,  а древняя

Гиперборея,  по  другому -- Тулe. Именно так именуется таинственная полярная

страна  в  знаменитой  "Географии"  Страбона  и  сочинениях  других  древних

авторов.  Византийцы  говорили  об  "огромном  острове  Тула", расположенном

посреди  Ледовитого океана. Корень  в его названии общий  с именем  русского

города, но  не  его одного. Например, древняя столица центральноамериканской

империи тольтеков  тоже звалась Тула. Топонимы  с  корнем "тул" вообще имеют

чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза  во Франции, Тульча -- в

Румынии,  Тульчин --  на Украине,  Тулымский камень  (хребет) -- на Северном

Урале, река в Мурманской области -- Тулома, озеро в Карелии -- Тулос.

     Согласно  Словарю  Владимира  Даля,  понятие  "тула"  -- это  "скрытое,

недоступное,  потаенное   место"  --  "затулье",   "притулье"  ("тулить"  --

укрывать,  скрывать, прятать и т.п.).  Есть  и  другие русские  слова с этим

корнем: "туло, туловище" -- тело  без  учета головы, рук и ног (отсюда же --

"тулуп");  "тулo" --  колчан  в виде трубки, где  хранятся стрелы (отсюда --

"втулка"). Производными от той же корневой основы в  русском языке  являются

слова:  "тыл"  --  затылок и  вообще -- задняя  часть  чего-либо,  "тло"  --

основание,  дно (в современном языке  сохранилось  устойчивое словосочетание

"до тла"); "тлеть" -- гнить или чуть заметно гореть и т.д.

     О  значении  и  этимологии  слова  "варяг"  также  высказывались  самые

различные  предположения. В  русском  языке (см.  опять  же Словарь  В.Даля)

"варяг"  --  "мелкий  торговец",  "разносчик  товара",  синоним   "офени"  и

"коробейника" (в  украинском  языке  слово  "воряг" означает еще и  "борца",

"крепкого рослого человека"). В несколько ином звучании -- "варяга" -- слово

означает: "проворный", "бойкий", "расторопный"  (человек). Поэтому вовсе нет

никаких  оснований  настаивать  на иноземном  происхождении  слова  "варяг",

которое  еще  недавно означало  "торгового  гостя", "купца". В  этом  смысле

классическими   былинными   варягами  были   новгородский  Садко  и  Соловей

Будимирович.

     Но можно пойти  еще дальше. В "Этимологическом словаре  русского языка"

М.Фасмера   дается   одно  весьма  любопытное   разъяснение  слова  "варяг".

Оказывается в прошлом у  него  был синоним -- "кълбягъ" (оно употребляется в

пространной  редакции "Русской  Правды", датируемой ХII  веком),  означавший

"варяг -- член  союза [братства]". В общем-то, это совпадает с истолкованием

варягов не  как  этноса,  а  как  социума. Но  можно  пойти  еще  дальше.  В

"Этимологическом  словаре  русского  языка"  М.Фасмера  дается  одно  весьма

любопытное  разъяснение  слова "варяг". Оказывается  в  прошлом  у  него был

синоним  --  "кълбягъ" (оно употребляется  в пространной  редакции  "Русской

Правды", датируемой ХII веком), означавший "варяг -- член союза [братства]".

В общем-то,  это  совпадает  с истолкованием варягов  не как  этноса, а  как

Информация о работе Этническое происхождение Варягов