Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель, которую я ставлю перед собой при выполнении курсовой работы – это изучение системы учета на конкретном предприятии, в рамках общей концепции развития бухгалтерского учета в нашей стране. Задачами работы являются:
изучение сущности основных нормативных требований к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучение современных подходов к оценке показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучение техники формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом последних изменений нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерская отчетность организации как информационная база для участников процесса воспроизводства 5
1.1. Нормативное регулирование представления информации в бухгалтерской отчетности 5
1.2. Бухгалтерская отчетность и ее виды 8
1.3. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности 19
1.4. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности 22
2. Содержание бухгалтерской отчетности на примере ЗАО «ПетерСтар» 37
2.1. Общая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансовой деятельности ЗАО «ПетерСтар» 42
2.3. Подготовка данных для составления бухгалтерской отчетности 52
3. Выявление финансового результата от продаж и прочих операций ЗАО «ПетерСтар». Закрытие счетов 58
Заключение 63
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

Этапы перед составлением бухгалтерской отчетности (2).doc

— 861.00 Кб (Скачать)

    Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными бухгалтерского учета  отражаются в учете в том месяце, когда инвентаризация была завершена.

    Для обеспечения реальности бухгалтерского баланса оценка его имущественных статей должна быть максимально приближена к уровню рыночных цен на аналогичные объекты. Однако на счетах бухгалтерского учета, по которым формируется баланс, активы отражаются в своей «исторической» оценке, то есть по первоначальной стоимости или себестоимости.

    Прямая  переоценка стоимости на счетах предусмотрена  только для основных средств и  финансовых вложений.

    Так, согласно ПБУ 6/01 коммерческая организация  может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать  группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (Дебет 01 Кредит 83, Дебет 83 Кредит 02 или Дебет 83 Кредит 01, Дебет).

    Согласно  ПБУ 19/02 финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по текущей рыночной стоимости. Эту корректировку организация может производить ежемесячно, ежеквартально или ежегодно (Дебет 58 Кредит 91–1 или Дебет 91–2 Кредит 58).

    По  другим балансовым статьям реальность их оценки в отчетности обеспечивается путем создания оценочных резервов.

    Действующее бухгалтерское законодательство предусматривает  начисление организациями трех видов  оценочных резервов:

    • под снижение стоимости материальных ценностей;
    • под обесценение финансовых вложений;
    • по сомнительным долгам.

    В соответствии с требованием осмотрительности, согласно которому учетная политика организации должна обеспечивать большую  готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, начисление оценочных резервов является обязательным для организации (ПБУ 1/98).

    Резервы под снижение стоимости материальных ценностей учитываются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», который используется для учета резервов:

    • под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т. п. от их рыночной стоимости;
    • под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и др.

    Согласно  ПБУ 5/01 резервы должны создаваться  в конце отчетного года. Создание резервов отражается записью (Дебет 91 Кредит 14).

    Резерв  под снижение стоимости материальных ценностей формируется, когда эти  ресурсы испорчены, морально устарели или их рыночные цены имеют устойчивую тенденцию к снижению. Сумма резерва определяется как разница между фактической себестоимостью заготовления (приобретения) материальных ценностей по каждому номенклатурному номеру или группам однородных материалов и текущей рыночной стоимостью (стоимостью возможной продажи) на конец отчетного периода.

    В начале периода, следующего за отчетным, сумма созданных резервов списывается  записью (Дебет 14 Кредит 91).

    Если  организация в начале отчетного  периода не списала сумму созданных резервов, то они списываются при выбытии материальных ценностей (использовании в организации, продаже, дарении, передаче по договору мены и др.).

    Резервы под обесценение финансовых вложений могут формироваться организацией в соответствии с ПБУ 19/02. Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года. Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности. Создание резерва отражается записью (Дебет 91 Кредит 59).

    Сумма созданного резерва может корректироваться в сторону увеличения или уменьшения. При выбытии финансовых вложений резерв списывается: Дебет 59 Кредит 91.

    Резервы по сомнительным долгам могут создаваться  организациями согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Образование резервов по сомнительным долгам отражается в бухгалтерском учете записью (Дебет 91 Кредит 63).

    Резерв  по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов (Дебет 63 Кредит 62). Неиспользованный резерв списывается (Дебет 63 Кредит 91).

    При составлении бухгалтерского баланса  суммы оценочных резервов в пассиве  не отражаются, а вычитаются в активе из остатков по тем статьям, для регулирования оценки которых резервы были созданы.

    Цикл  учетной работы за любой месяц (в  межотчетном периоде) можно разделить  на три этапа: составление бухгалтерских записей (проводок) на основании первичных документов, накопительных и группировочных ведомостей; перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета; формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.

    В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству выводится конечное сальдо.

    Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.

    Со  счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в конце каждого месяца финансовый результат переносится на счет 99 «Прибыли и убытки». Но все субсчета этих счетов имеют сальдо, величина которых накапливается с начала года. В конце года производятся внутренние записи по закрытию всех субсчетов. Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается один раз в конце года.

    По  некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо. Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

    Показатели  Главной книги (остатки и обороты  по счетам) используются для составления  отчетности. Чтобы убедиться в  точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

    Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные  приемы, которые зависят от применяемой  в организации формы бухгалтерского учета.

    Обычно  проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

    • сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;
    • сравнивают между собой обороты и остатки по всем счетам бухучета;
    • сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

    Для сверки данных аналитического и синтетического учета составляют оборотно–сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом. То есть составляется несколько оборотно–сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета. Составлению промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности предшествует процедура закрытия счетов, причем при формировании годовой отчетности она является более сложной. Условно весь этот процесс можно разбить на этапы, представленные на рисунке 1.1. 

 
 
 

    Рисунок 1.1 – Процедура закрытия счетов перед составлением отчетности

    В течение отчетного месяца на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты, связанные с изготовлением конкретных видов продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

    Собранные по дебету счета 25 расходы в конце  месяца полностью списываются на счет 20, то есть остатка на счете 25 не должно быть. Собранные по дебету счета 26 расходы в конце месяца полностью  списываются в зависимости от учетной политики на счет 20 или на счет 90 «Продажи».

    В конце месяца по данным счета 20 исчисляют  фактическую себестоимость готовой  продукции, работ, услуг:

    Незавершенное производство на начало месяца + Затраты  за месяц – Незавершенное производство на конец месяца – Стоимость возвратных отходов – Себестоимость окончательного брака.

    В зависимости от выбранного в учетной  политике варианта учета готовой  продукции фактическая себестоимость  списывается с кредита счета 20 или в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» (при учете продукции по нормативной (плановой) себестоимости) или в дебет счета 43 «Готовая продукция» (при учете продукции по фактической себестоимости).

    Информация  о выручке от продаж по обычным  видам деятельности накапливается  на счете 90 «Продажи». В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат от продажи товаров, продукции, работ, услуг. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 90, закрываются внутренними записями на субсчет 90–9.

    На  счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах и расходах (операционных и внереализационных). В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат – сальдо прочих доходов и расходов. По окончании отчетного года (31 декабря) все субсчета, открытые к счету 91, закрываются внутренними записями на субсчет 91–9.

    Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99 «Прибыли и убытки». Записи на нем ведутся накопительно в течение года путем списания соответствующих сумм со счетов 90 и 91. Непосредственно на счете 99 отражаются чрезвычайные доходы и расходы, а также суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.

    В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. Процесс закрытия счета 99 и списания выявленной чистой прибыли получил название реформации баланса. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (непокрытого убытка) отчетного года переносится со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», то есть на первое число следующего за отчетным года остатка по счету 99 быть не должно.

    Для обобщения и сверки данных на счетах бухгалтерского учета составляется оборотная ведомость, которая является основанием для формирования баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности.

    Оборотные ведомости составляются по счетам синтетического и аналитического учета. Особенностью оборотной ведомости по синтетическим счетам является наличие трех пар равных итого:

    • 1 пара: равны между собой суммы дебетовых и кредитовых сальдо на начало месяца. Это равенство вытекает из того, что на их основе был составлен баланс. В активных счетах сальдо дебетовое, а в пассивных – кредитовое. Следовательно, сумма этих сальдо на начало будет равна;
    • 2 пара: равны суммы дебетового и кредитового оборотов за месяц. Это равенство вытекает из отражения хозяйственных операций на счетах способом двойной записи, т.е. операция записывается в дебет одного счета и в кредит другого в одинаковой сумме. Сумма операций на счетах является оборотом. Следовательно, суммы дебетового и кредитового оборотов будут равны;
    • 3 пара: равенство конечных сальдо по дебету и кредиту. Это равенство обусловлено равенством двух первых пар. Кроме того, эти сальдо используются для составления нового баланса. Если при составлении оборотной ведомости не будет этого равенство, это значит, что допущены ошибки при записи операций на счета или при подсчете итогов.

Информация о работе Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности.