Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель, которую я ставлю перед собой при выполнении курсовой работы – это изучение системы учета на конкретном предприятии, в рамках общей концепции развития бухгалтерского учета в нашей стране. Задачами работы являются:
изучение сущности основных нормативных требований к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучение современных подходов к оценке показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучение техники формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом последних изменений нормативных документов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Содержание

Введение 3
1. Бухгалтерская отчетность организации как информационная база для участников процесса воспроизводства 5
1.1. Нормативное регулирование представления информации в бухгалтерской отчетности 5
1.2. Бухгалтерская отчетность и ее виды 8
1.3. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности 19
1.4. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности 22
2. Содержание бухгалтерской отчетности на примере ЗАО «ПетерСтар» 37
2.1. Общая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансовой деятельности ЗАО «ПетерСтар» 42
2.3. Подготовка данных для составления бухгалтерской отчетности 52
3. Выявление финансового результата от продаж и прочих операций ЗАО «ПетерСтар». Закрытие счетов 58
Заключение 63
Список использованных источников 65

Работа содержит 1 файл

Этапы перед составлением бухгалтерской отчетности (2).doc

— 861.00 Кб (Скачать)

    В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

    В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды.

    Отчет о целевом использовании полученных  средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам и об остатке средств на конец года.

    Пояснительная записка к годовой бухгалтерской  отчетности должна содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

    Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым  к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса. 
 

    1.3. Международная стандартизация бухгалтерской отчетности

 
 
 

    Регулирование бухгалтерского учета в разных странах  имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.

    Дело  осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.

    Следовательно, встает проблема гармонизации учета  на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFAC), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

    В настоящее время в IFAС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.

    В 2004 – 2007 гг. Комитетом по МСФО была проведена большая работа по конвергенции МСФО и американских GAAP. К 2007 г. разработаны 9 новых стандартов.

    Если  до 2000 г. Комитет по МСФО (IASB) ставил задачу гармонизации национальных бухгалтерских стандартов, то новый Устав IFRS предусматривает процесс конвергенции. Конвергенция рассматривается как поиск консенсуса и принятие по одному и тому же вопросу национальных стандартов, максимально приближенных друг к другу решений, если единства в отношении международного стандарта по этой теме достигнуть невозможно.

    Таким образом, конвергенция предполагает сокращение различий и максимальное сближение  национальных стандартов. Достигнутое  между IASB и FASB (американским Советом  по стандартам финансовой отчетности) соглашение предусматривает, что должны быть выявлены и сформулированы основные различия между двумя системами стандартов, что позволит в дальнейшем сформировать единый комплект практически реализуемых глобальных стандартов учета на международном уровне.

    Вместе  с тем исследования Комитета по МСФО национальных систем финансовой отчетности 59 стран, в том числе России, показали, что во многих национальных стандартах продолжают сохраняться существенные отличия от МСФО. Исследование охватывало главным образом компании, акции которых котируются на фондовых биржах. Из 59 обследованных стран 56 приняли или намерены были на тот момент принять МСФО либо планировали осуществить конвергенцию.

    При этом стратегия конвергенции имеет  ряд различий и предполагает варианты:

    • постепенное принятие МСФО в качестве обязательных национальных стандартов;
    • замена национальных стандартов на МСФО с дополнениями по вопросам, не отраженным в МСФО;
    • устранение различий между МСФО и национальными стандартами, где это возможно и целесообразно.

    Существуют  серьезные препятствия на пути конвергенции.

    Прежде  всего, это сложный характер некоторых стандартов по финансовым инструментам и стандартов, в основе которых лежит учет по справедливой стоимости. Важной проблемой является налоговая ориентация национальных систем бухгалтерского учета. Существующая связь между бухгалтерским и налоговым учетом рассматривается как потенциальный барьер на пути конвергенции.

    Далее, возникают сложности с национальными  планами счетов, которые не всегда адаптированы к требованиям МСФО, а также сложности, вызванные отсутствием подробных инструкций по первому применению МСФО.

    Важным  аспектом является также ограниченность национальных рынков капитала, что  изначально снижает ценность применения МСФО.

    МСФО переведены еще не на все языки мира, кроме того, не все переводы утверждены Комитетом по МСФО.

    Ограничены  возможности обучения МСФО профессиональными  организациями всех желающих. Почти  в 30 % стран обучение МСФО на национальном языке не проводится, что создает дополнительные трудности для тех, кто составляет и аудирует финансовую отчетность.

    Учитывая  отмеченные трудности, при разработке планов конвергенции и их реализации следует анализировать необходимость  и целесообразность составления  отчетности по МСФО для разных групп организаций. В странах, где существуют многочисленные отличия национальных стандартов бухгалтерского учета от МСФО, переход может быть эффективен лишь для ограниченного числа компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, при наличии хорошо подготовленных специалистов в области бухгалтерского учета. 
 

    1.4. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности

 
 
 

    Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. При этом объем работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности значительно выше объема работы, проводимой перед составлением промежуточной отчетности. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

    • проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета;
    • проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
    • уточнение оценки имущественных статей баланса;
    • проверка записей на счетах бухгалтерского учета;
    • закрытие счетов, проведение реформации баланса;
    • составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные предшествующими действиями.

    При подготовке к составлению бухгалтерской  отчетности необходимо проверить соответствие данных бухгалтерского учета имеющимся  первичным учетным документам. Одновременно проверяется, все ли имеющиеся первичные документы нашли свое отражение в бухгалтерском учете. В случае необходимости первичные учетные документы должны быть восстановлены до составления отчетности.

    Целесообразно перед окончанием года предупредить ответственных лиц о необходимости представления в бухгалтерию первичных документов по всем завершенным хозяйственным операциям (например, авансовые отчеты подотчетных лиц).

    Все обработанные бухгалтерией первичные  документы перед составлением отчетности должны быть проверены на их соответствие утвержденным формам. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены приказом об учетной политике организации.

    При проверке первичных документов также  следует обратить внимание на наличие  подписей ответственных за оформленные этими документами операции (руководитель, главный бухгалтер и т. д.). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель по согласованию с главным бухгалтером.

    Таким образом, если при проверке документов обнаружится, что к учету приняты ненадлежаще оформленные документы, их необходимо переделать (если это внутренние документы) или получить от сторонней организации (если это внешние документы). Если какие–либо документы утеряны, необходимо сделать их копии и заверить у организации–контрагента. Если такой возможности нет, необходимо в бухгалтерском учете произвести сторнировочные записи по операциям, отраженным на основании ненадлежащим образом оформленных документов.

    При проверке первичных учетных документов отчетного года обращают внимание на наличие контировки на них, то есть обозначения номеров счетов по дебету и кредиту. Это свидетельствует об обработке данного документа бухгалтером. Если на документе контировка отсутствует, должны быть тщательно проверены сам документ и записи в бухгалтерском учете, сделанные на его основании.

    Перед составлением годовой отчетности для  обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности необходимо провести инвентаризацию. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.

    Инвентаризацию  проводят с той периодичностью, которая  указана в учетной политике организации. Но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.

    Перед составлением годовой отчетности инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складе, материалов обычно проводят не ранее 1 октября, капитальных вложений – не ранее 1 декабря, основных средств – не ранее 1 ноября. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. Денежные средства, денежные документы, бланки строгой отчетности должны подвергаться внезапной проверке не реже одного раза в месяц. Расчеты с банками по расчетным, специальным и прочим счетам проверяются на 1–е число каждого месяца, расчеты с дебиторами и кредиторами – обычно не реже двух раз в год.

    Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными бухгалтерского учета  отражаются на счетах в следующем порядке.

  1. Излишек имущества приходуется по рыночной цене на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма учитывается в составе прочих доходов (Дебет 10,41,50… Кредит 91–1).
  2. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на затраты производства:
    • выявлена недостача (Дебет 94 Кредит 01,10,41…);
    • списана недостача (Дебет 20,23,25,26,44… Кредит 94).
  3. Недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц:
    • недостача по балансовой стоимости (Дебет 73–2 Кредит 94);
    • разница между балансовой и рыночной стоимостью (Дебет 73–2 Кредит 98);
    • удержана из заработной платы (внесена в кассу) сумма материального ущерба (Дебет 70 (50) Кредит 73–2);
    • соответствующая сумма доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов (Дебет 98 Кредит 91–1).
  4. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются, то есть учитываются в составе прочих расходов (Дебет 91–2 Кредит 94).

Информация о работе Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчетности.