Чет и аудит материально-производственных запасов на примере ОАО «Выборгский судостроительный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является всестороннее изучение данного предприятия, выявление недостатков в учете, использование материально-производственных запасов, организации учета поставки материалов, методов проведения аудиторской проверки и предложение рекомендаций по совершенствованию порядка учета материально-производственных запасов.

Содержание

Введение
Глава 1. Производственные запасы. Общие положения
1.1. Понятие материально-производственных запасов
1.2. Классификация материально-производственных запасов
1.3. Документальное оформление движения материально-производственных запасов
Глава 2. Учет производственных запасов предприятия
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2. Учет материально-производственных запасов на ОАО «Выборгский судостроительный завод»
2.3. Учет материально-производственных производственных запасов на складах
2.4. Аналитический и синтетический учет материально-производственных запасов
2.5. Совершенствование учета материально-производственных запасов на ОАО «Выборгский судостроительный завод»
Глава 3. Аудит материально-производственных запасов
3.1. Цели, задачи и источники информации аудита материально-производственных запасов
3.2. Информационная база и последовательность проведения аудита
3.3. Аудит состояния и сохранности материально-производственных запасов
3.4. Аудит обоснованности приобретения и правильности списания материально-производственных запасов
3.5. Аудит состояния складского учета, недостатки в сохранности и использования материально-производственных запасов, пути их предупреждения и устранения на ОАО «Выборгском судостроительном заводе»
3.6.Обобщение результатов аудита и разработка предложений по устранению недостатков в учете материально-производственных запасов на ОАО «Выборгский судостроительный завод»
4. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета материально-производственных запасов
Заключение
Список использованной литературы:
Приложения на 99 листах

Работа содержит 1 файл

In Учет и аудит материально-производственных запасов на примере ОАО «Выборгский судостроительный завод».doc

— 487.50 Кб (Скачать)

-         операции неправильно классифицированы как расходы – проверка операций, которые не были классифицированы как закупки. Например, стоимость приобретения материально-производственных запасов складывается из всех затрат, связанных с их приобретением. Однако часть таких расходов или отдельные их виды (стоимость услуг эксперта по определению качества приобретаемого сырья) могут быть не включены в стоимость материально-производственных запасов, а сразу списаны на расходы.

Объем закупок может быть завышен в случае неправильной классификации расходов как закупок или отражения фиктивных операций. Для выявления таких фактов нужно проверить выборку закупок и провести необходимые аналитические процедуры.

 

3.3. Аудит состояния и сохранности материально-производственных запасов

Сохранность и использование материально-производственных запасов на предприятии имеет очень важное значение в условиях рыночной экономики. Для выявления отрицательных и положительных моментов в учете материально-производственных запасов на предприятии проводится аудиторская проверка наличия, сохранности и использования материально-производственных запасов в конкретных целях по назначению и нормам расхода.

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов ОАО «Выборгского судостроительного завода» явилось формирование мнения о достоверности учета материальных ценностей, сохранности и использования запасов, и соответствие применяемой в организации методики учета данных операций, действующему в Российской Федерации законодательству.

В качестве информационной базы для аудиторской проверки были использованы:

1.      Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей на ОАО «Выборгский судостроительный завод»;

2.      Приказ об учетной политике ОАО «Выборгский судостроительный завод»;

3.      Документы по оформлению операций с материально-производственными запасами на предприятии;

4.      Организационно-правовые документы и материалы предприятия;

5.      Бухгалтерская отчетность ОАО «Выборгский судостроительный завод» и бухгалтерские регистры по учету материально-производственных запасов.

В процессе проведения аудиторской проверки аудиторская фирма ООО «Институт независимых социально-экономических исследований» (ООО «ИНСЭИ) руководствовалась следующими нормативными документами:

-         Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4];

-         Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н;

-         Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденный приказом Минфина России от 09.06.01 г. №44н [5];

-         План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.00 г. №94 н.

При аудиторской проверке рассмотрены следующие вопросы, касающиеся учета материально-производственных запасов:

-         оценка организации учета материальных ценностей на данном предприятии;

-         проверка сохранности и состояние хранения материально-производственных запасов на предприятии;

-         проверка обоснованности приобретения и правильности списания материально-производственных запасов;

-         проверка состояния складского учета на предприятии;

-         выявление недостатков в сохранности и использовании материально-производственных запасов;

-         обобщение результатов проведенной проверки, формирование мнения о достоверности учета.

Все вышеуказанные задачи были достигнуты путем проведения аудиторской проверки учета материально-производственных запасов на ОАО «Выборгский судостроительный завод» в соответствии с разработанной программой.

Аудиторская проверка материально-производственных запасов начинается с ознакомления с материальным отделом бухгалтерского учета: - кто ведет бухгалтерский учет движения ценностей (образование, бухгалтерский стаж); - какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; - кому подотчетен данный бухгалтер; - кто его проверяет по исполняемой работе; - наличие плана (графика) – схемы документооборота; - обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данном участку учета; - наличие схем постановки учета движения ценностей на складах; - какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование, нормативного учета) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; - соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации ценностей и порядок оформления результатов инвентаризации.

Сохранность материальных ценностей зависит от условий их хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на данном предприятии.

Было выяснено: число и размещение складских помещений, их емкость; условия для хранения ценностей; обеспеченность весоизмерительными приборами.

После этого был изучен вопрос: проведение инвентаризаций материально-производственных запасов – на предприятии инвентаризации проводятся регулярно.

Результатом подтверждения являются инвентаризационные ведомости.

В процессе аудиторской проверки состояния и сохранности материально-производственных запасов установлены следующие моменты:

-         реальность наличия и существования материально-производственных запасов на предприятии (т.е. ОАО «Выборгский судостроительный завод» в реальной действительности имеет все материальные ценности, указанные по данным бухгалтерского учета);

-         все операции с материально-производственными запасами, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

-         данная организация действительно является собственником всех материально-производственных запасов, т.е. имеются все имущественные права на них (материалы), а суммы, отражены как задолженность в данных бухгалтерского учета;

-         оценка материально-производственных запасов и связанных с ними обязательств производится правильно;

-         а также правильно выбраны и применяются принципы учета материально-производственных запасов.

Также в ходе обследования особое внимание было уделено проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей.

Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей на предприятии, является разработка и вручение материально ответственным лицам должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления бухгалтерских отчетов и др.

 

3.4. Аудит обоснованности приобретения и правильности списания материально-производственных запасов

Обоснованность операций по поступлению и оприходованию материально-производственных запасов была проверена на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).

Во время проведения контроля аудиторами было проверено: правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в карточках, полноту оприходования, правильность списания материалов, поступивших со стороны, а также полноту и своевременность оприходования готовой продукции. Нарушение порядка оприходования и списания ТМЦ приводит к хищению продукции, а также к созданию излишков сырья, из которых затем изготавливают неучтенную продукцию или же реализуют без отражения в бухгалтерском учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

Общим способом проверки приходных операций на складе явилось сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.

На предприятии закупочные акты содержат следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей. Внутренними документами, которыми оформляют поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.

Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, аудиторы устанавливают, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.

По данным регистра синтетического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также по приходным документам складов определено количество поступивших материалов и правильность документального оформления приемки грузов. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставляются с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.

Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, было обращено внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.

В ходе документальной проверки операций по поступлению материально-производственных запасов установлено соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов; актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов.

При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы сверяли с сопроводительными документами поставщиков. Аудиторы изучили правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации (например, железной дороге).

Выручка от реализации продукции или товаров по договору мены отражается в бухгалтерском учете одновременно после исполнения обеими сторонами обязательств передать соответствующие товары.

В ходе аудита материально-производственных запасов аудиторы проверяли порядок отражения в учете НДС по поступающим ценностям.

Было обращено внимание на порядок списания НДС, в зависимости от назначения закупаемых запасов или целей, в которых они были использованы, так как по материалам НДС, учтенный на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списан за счет собственных источников.

Во всех случаях НДС списывают при условии оприходования и оплаты ценностей поставщику.

Расходы на содержание заготовительно-складского аппарата предприятия включены в фактическую себестоимость заготовительных материалов в соответствии с принципами, отраженными в учетной политике предприятия. Распределяют такие расходы по окончании отчетного месяца.

Материальные ценности отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости. Ее определяют по затратам на их приобретение (транспортно-заготовительные расходы), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС).

Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. На предприятии существует неизменность применения в течение года выбранного метода оценки по отношению к конкретным видам запасов; правильность его применения, а также обоснованность и полезность для управления.

Отпуск материалов в производство был проверен по накопительным ведомостям расхода материалов со складов, составляемым на основе расходных документов.

Аудиторы установили целесообразность таких операций, правильность оформления всех документов – договоров, доверенностей, товарно-транспортных накладных и других первичных документов (в частности, проверить, выделен ли в них отдельной строкой накладных и других первичных документов (в частности, проверить, выделен ли в них отдельной строкой НДС).

Операции по реализации отражены по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и одновременно по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91 на суммы, причитающиеся к получению с покупателей за реализуемые им материалы.

Особенно тщательно были проверены документы на списание недостач, порчи и уценки материально-производственных запасов, а также правильность применения норм естественной убыли при перевозках некоторых видов материалов.

Информация о работе Чет и аудит материально-производственных запасов на примере ОАО «Выборгский судостроительный завод»