Западная и восточная системы мотивации персонала и перспективы их использования в туризме и гостеприимстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Для существования любой организации необходимо объединение действий людей, это возможно при существовании общей цели, разделении работ между людьми в организации, координации их действий. Объединение усилий возможно, если каждый член организации будет знать, что, где, когда, как и с кем делать, это позволит достичь целей, недостижимых каждым человеком в отдельности, и решить возникающие при этом проблемы. Для того, чтобы успешно конкурировать в условиях быстро развивающегося рынка, компаниям необходимо постоянно и всесторонне совершенствовать свою деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности персонала 5
1.1. Сущность стимулирования труда и мотивации персонала 5
1.2. Анализ мотивации персонала 10
1.3 Базовые модели менеджмента (управления) и их сущность 13
Глава 2. Мотивация трудовой деятельности персонала в туристической организации ООО «Мастер отдыха» 19
2.1. Общая характеристика туристической организации ООО «Мастер отдыха» 19
2.2. Организационно-экономические показатели деятельности предприятия 20
2.3. Исследование механизма трудовой мотивации и стимулирования в компании 22
Глава 3. Разработка предложений для ООО «Мастер отдыха» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая теории мотивации.docx

— 149.20 Кб (Скачать)

При сравнительном  анализе подходов американских и  японских компаний к формированию целевых  установок своей деятельности и  построению управленческого аппарата по их реализации следует иметь в виду тот факт, что главной целью любого предприятия является максимизация прибыли. В то же время наблюдаются определенные различия в тактических целях и методах достижения этой главной цели компаниями.

Американские  компании в качестве основной тактической  задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств, повышение нормы прибыли на вложенный капитал и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата. Японские компании в качестве основных целей выделяют обычно расширение доли рынка и увеличение доли новых товаров в общем объеме выпускаемой продукции, что по мнению руководителей этих компаний должно обеспечить повышение конкурентоспособности и прибыли.

В США существует в среднем 12 ступеней управления от генерального директора до рабочего, при этом преобладает централизованная структура, когда важнейшие решения принимаются в штаб-квартире корпорации.

В Японии генерального директора от рабочего отделяет 6-7-ступенчатая  структура. При этом каждое подразделение  имеет право решать намного более  широкий круг вопросов по сравнению  с аналогичным подразделением американской компании.

Таким образом, по сравнению с американскими, японские фирмы характеризуются значительно большей децентрализацией управления и большей самостоятельностью первичных звеньев в принятии оперативных управленческих решений.

Процесс планирования и принятия решений в американских компаниях осуществляется, как правило, отдельными индивидуумами, которые и несут персональную ответственность за их реализацию. В японской компании процедура принятия решений принципиально иная.

Японии один человек  никогда не принимает окончательных  решений. Такое решение должно быть принято всеми основными участниками производственного цикла товара, а также его экспортерами12.

Существуют также  другие различия.

Важно отметить, что современные туристические  предприятия и гостиничные комплексы ориентированы на западную модель в управлении трудовыми ресурсами, которая, в первую очередь, является социально направленной.

В самом общем виде мотивацию  трудовой деятельности представим в  виде следующей модели (Рисунок 1)13

Рис. 1. Общая модель мотивации  труда14

 

В соответствии с Рисунком 1 можем проследить взаимосвязь между  мотивацией труда работника и  оценкой труда (оплатой труда).

На основе Рисунка 1 можем  отметить, что трудовая деятельности работника, его заинтересованность и мотивированность, имеют взаимосвязь с психологической и социальной составляющей платы за труд.

Социальная составляющая оплаты труда работника может  быть рассмотрена с двух позиций:

Во-первых, это внутреннее стимулирование работника, связанное  с его социальной стороной личности и потребностями (потребность в  предметах первой необходимости, потребность  в пище, образовании, спорте и проч., что может быть приобретено на средства, полученные за реализацию трудовой деятельности).

Во-вторых, это рассмотрение вопроса с материальной позиции, т.е. непосредственно получение части оплаты труда, необходимой для социального жизнеобеспечения (оплата обучения ребенка, оплата на здравоохранение, коммунал. Услуги и проч.).

В завершении отметим, что  социальная составляющая оплаты труда  влияет на мотивацию с материальных позиций. Помимо материальной составляющей мотивации и стимулирования к труду, выделяют также и нематериальные.

 

 

 

Глава 2. Мотивация трудовой деятельности персонала  в туристической организации  ООО «Мастер отдыха»

2.1. Общая характеристика  туристической организации ООО  «Мастер отдыха»

 

ООО «Мастер отдыха» с 2006 года оказывает туристические услуги, 
создавая идеальные условия для каждого клиента.

ООО «Мастер отдыха» занимается международной деятельностью по предоставлению туристических услуг. Данная компания имеет лицензию, как туристического оператора, так и туристического агента, поэтому данная компания функционирует и как туроператор и как туристический агент.

Организационно - правовой формой деятельности фирмы является общество с ограниченной ответственностью.

Высшим органом управления общества является собрание Участников. Общество раз в год проводит годовое  собрание участников.

Общество создавалось  в целях: участие в ускоренном формировании товарного рынка; удовлетворения общественных потребностей в его  продукции, работах, товарах и услугах.

Уставный капитал состоит  из вклада участников общества и составляет сумму в размере 8 400 рублей. Величина уставного капитала может изменяться по решению участника и в соответствии с действующим законодательством. Увеличение уставного капитала допускается после внесения вкладов в полном объеме.

Прибыль, получаемая обществом, подлежит налогообложению по действующему законодательству и после уплаты налогов, других обязательных платежей, процентов за кредит, штрафных санкций, используется для создания фондов общества и распределяется между участниками, пропорционально вкладу, внесенному в уставный капитал.

Текущее руководство деятельностью  общества осуществляет директор. Директор подотчетен участнику и организует выполнение его решений. Он не вправе принимать решения, обязательные для  участника общества. Трудовые отношения граждан и общества регулируются индивидуальными контрактами (трудовыми договорами) и действующим законодательством. Работники общества подлежат социальному и медицинскому страхованию, социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Контроль за финансовой и  хозяйственной деятельностью общества осуществляется ревизором общества либо независимой аудиторской фирмой. В компании бухгалтерский и налоговый  учет ведется бухгалтером. Право  подписи первичных документов принадлежит  директору общества и главному бухгалтеру.

Создание туристической  фирмы ООО «Мастер отдыха» имело целью извлечение прибыли за счет оказания туристических услуг на рынке города Москвы и за рубежом.

2.2. Организационно-экономические  показатели деятельности предприятия

 

В организационной  структуре ООО «Мастер отдыха» линейная организационная структура, в ней одному руководителю подчиняются 3 человека – главный бухгалтер, начальник туристического отдела и секретарь делопроизводитель, который выполняет также функции специалиста по кадровой работе. В соответствии с направлениями работы, организационная структура компании выглядит следующим образом (Рисунок 2).

Рис.2. Организационная структура  ООО «Мастер отдыха»

 

Кадровая политика ООО «Мастер отдыха» направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.

В соответствии с организационной  структурой штат ООО «Мастер отдыха» состоит из 12 человек.

Динамика численности работников ООО «Мастер отдыха» по должностям приведена в Таблице 3.

Таблица 3 - Численность работников ООО «Мастер отдыха», человек

 

Наименование  должности

Количество  человек

Изменение (+,-)

2010 год

2011 год

Генеральный директор

1

1

0

Главный бухгалтер

1

1

0

Секретарь делопроизводитель

1

1

0

Начальник туротдела

1

1

0

Менеджер по рекламе

0

1

+1

Менеджер по продаже  турпутевок

2

2

0

Менеджер по внутреннему туризму

2

2

0

Менеджер по международному туризму

3

3

0

Итого

11

12

+1


 

По приведенным данным видно, что  штатная численность туристической фирмы увеличилась с 2011 году по сравнению с 2010 годом на одного человека. Это говорит о росте кадрового потенциала туристической компании.

Основным видом  деятельности фирмы является организация  туристических и деловых поездок, как в Москве и Московской области, так и за рубеж.

Анализ хозяйственной  деятельности туристического агентства  предполагает анализ основных его экономических и финансовых показателей. Анализ технико-экономических показателей компании представлен в Приложении А.

В рамках изучения данной темы далее интересно определить особенности механизма трудовой мотивации и стимулирования в компании.

2.3. Исследование механизма трудовой мотивации и стимулирования в компании

 

Мотивация труда, как выяснили в первой главе, - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Итак, далее необходимо рассмотреть основные мотивы сотрудников ООО «Мастер отдыха».

Для туристической организации  ООО «Мастер отдыха» характерна западная модель управления персоналом.

В системе мотивации немаловажное значение приобретают условия труда. Различают: общие условия труда, технические условия, условия безопасности, санитарно-гигиенические, эстетические, психофизиологические, социально-психологические.

Общие условия труда в  ООО «Мастер отдыха» - это надлежащее состояние помещения, организация и оснащение рабочих мест, уголков и мест отдыха. Общие условия труда взаимосвязаны с режимом труда и отдыха. Технические условия труда в ООО «Мастер отдыха» характеризуются высоким техническим уровнем средств труда. Также в ООО «Мастер отдыха» обеспечены условия безопасности труда, которые определяются состоянием техники безопасности и охраны труда. Важное значение в ООО «Мастер отдыха» приобретает состояние офисного помещения, организации медицинского и лечебно-профилактического обслуживания, общественного питания, благоустройства рабочих зон. Эстетические условия также имеют немаловажное значение в ООО «Мастер отдыха», т.к. они влияют на эмоциональную сторону трудовой деятельности. К ним, в частности, относятся: цветовое оформление помещений и оборудования, освещение рабочих мест, использование музыки в прабочем процессе и т.д. Психофизиологические условия труда в ООО «Мастер отдыха» характеризуются физической и нервно-психической нагрузкой, применяемыми режимами труда и отдыха и т.д. Социально-психологические условия труда в ООО «Мастер отдыха» - это традиции и сплоченность коллектива, характер взаимоотношений.

Со сложившейся системой мотивации труда связано состояние  морально-психологического климата в коллективе. Для того, чтобы определить состояние данного климата в коллективе ООО «Мастер отдыха» руководством было принято решение провести анкетирование (датировано 21 октября 2011 года).

Основная цель первого  опроса – выявление психологического климата.

Всего в опросе было около 30 вопросов. Анкета представлена в Приложении Б. На Рисунке 3 представлены данные социологического опроса в компании.

Рис.3. Социологический опрос стиля управления

 

Для определения особенностей удовлетворенности материальным стимулированием был проведен социологический опрос №2 среди сотрудников.

Ответы на основные вопросы представим в Таблице 4.

Таблица 4 - Ответы на основные вопросы

Вопрос

Ответ

Отношение (положительное или отрицательное)

Есть ли у компании все необходимое для нормальной работы?

Большинство респондентов (около 98%) ответили, что в компании соблюдены все  условия для рабочего процесса

+

Удовлетворены ли вы объемами материального стимулирования?

Около 60% сотрудников отметили необходимость повышения заработной платы

+/-

Удовлетворены ли вы объективностью системы материального стимулирования?

99% персонала определили свое  отношение как удовлетворительное

+

Удовлетворены ли вы системой премирования и штрафов?

90% респондентов – жесткая система  штрафов за нарушения

-

Каким образом построения система  материального стимулирования в целом?

90% опрошенных определили свое  положение в фирме как положительное

+

Как ваш руководитель относится к опозданиям и мелким нарушениям?

Система штрафов – 100% респондентов

-


 

Для того, чтобы определить, какие формы материального стимулирования предпочтительны в ООО «Мастер отдыха», была использована методика парного сравнения. Отдельно на Рисунке 4 представим данные опроса по основным направлениям материального стимулирования.

Рис.4. Направления материального стимулирования

Информация о работе Западная и восточная системы мотивации персонала и перспективы их использования в туризме и гостеприимстве