Туризм и отельное дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия но обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие таверны и хоспитеумы - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников.

Работа содержит 1 файл

ref turizm i otelnoe delo.docx

— 276.46 Кб (Скачать)
le="margin-bottom:0pt;line-height:12pt">Еще одним отелем из категории  самых дорогих в мире является легендарный отель «Эксельсиор», построенный в Риме более 100 лет  назад. В этом отеле расположен самый  большой в мире гостиничный номер  площадью 1100 кв. м стоимость 10000 долл. США. В этом номере имеются две  спальни, шесть дополнительных комнат для гостей, рабочий кабинет, салон  с купольным потолком, столовая, три крытые террасы, тренажерный  зал, бассейн, сауна, кинозал и даже винный погреб с лучшими французскими, итальянскими, испанскими и калифорнийскими  винами. В номер можно попасть  на отдельном лифте. Пол в номере отделан мрамором, на стенах – мозаики  и фрески.

Эти отели входят в категорию  супердорогих («Trophy hotel») отелей, стоимость  строительства одного номера в которых  может превышать 1 млн долл. США.

Совсем на других клиентов рассчитана сеть «капсульных» отелей (Capsule hotel), расположенных в Японии, где предоставляемые гостям услуги сведены к минимуму и, следовательно, предлагаются за минимальную цену. В таких гостиницах площадь гостиничного номера составляет 1,2 м в ширину и 2,2 м в длину. Гостиница представляет собой длинный коридор, вдоль  которого с обеих сторон находятся  двери, ведущие в крохотные номера, оснащенные телевизором, будильником  и кондиционером. Зарегистрированный в таком отеле гость сдает  свою одежду на хранение, получая взамен пижаму и бирку с номером шкафа, где хранится его одежда. В самом  дорогом отеле этого класса, расположенном  в столице Японии Токио, стоимость  проживания составляет 40 долл. США, что  ниже стоимости средней поездки  по городу на такси. Таким образом, основными  клиентами «капсульных» отелей являются мужчины (женщин в эти отели не пускают), опоздавшие на последний автобус  или последнюю электричку метро. Интересно, что нигде в мире, кроме  Японии, такие отели не стали популярными.

Чтобы добиться успеха в  обостряющейся конкурентной борьбе на рынке гостиничных услуг, владельцы  отелей ищут все более специфичные  свободные сегменты рынка, подстраивая  под их потребности свои отели.

Популярность здорового  образа жизни среди жителей развитых стран, являющихся основными поставщиками туристов на мировой рынок, привела  к возникновению особой категории  отелей – экологичных. Один из таких  отелей «Мицпе Хайамим», что переводится  как «Вид на море», находится в  Израиле. Идея строительства такого отеля принадлежит врачу-гомеопату  Эрику Яросу, который купил большой  участок земли и воплотил на нем  свою мечту о жизни в гармонии с окружающей природой. Сюда приезжают  отдохнуть, расслабиться и успокоиться  люди, уставшие от цивилизации. И все  в отеле служит именно этой цели.

Здесь нет телевидения, новостей, газет, по радио передают только пение  птиц, шум леса, воды или музыку для  медитации. Гости лечатся запахами, цветочными мазями, целебными ваннами, фитококтейлями, травами. Все это  приготовлено из растений, специально выращенных на территории отеля. Отель  не покупает продуктов, все необходимое  выращивается на собственных фермах без применения химических веществ. Фрукты растут прямо на аллеях отеля, и гости могут в любое время  их есть. Вода также добывается из собственной  скважины. Клиенты отеля проводят много времени в фитнесс-залах, бассейнах, солярии, сауне и как  правило за все время пребывания на отдыхе ни разу не покидают территорию отеля.

Бережное отношение к  природе нашло свое воплощение в  концепции бразильского отеля «Arau Jungle Tower». Отель построен в дебрях Амазонки на вершинах деревьев. Во время  его строительства не было повреждено ни одного дерева. Из номера в номер, в ресторан или конференц-зал  гости попадают по специальным подвесным  мостикам, во время путешествия по которым можно любоваться нетронутой природой Южной Америки – крокодилами, пираньями, электрическими скатами, летучими пиявками и т.п. Отель «Arau Jungle Tower»  является известным в мире местом проведения различных конференций, посвященных экологическим проблемам. Похожий отель есть также в  Кении. Он так и называется - «Treetops Hotel» (Отель на вершинах деревьев).

Стремление туристов, уставших от цивилизации, к природе в полной мере нашло свое воплощение в необычной  концепции отеля «Hana ITI», расположенного на острове Хуахин. В этом отеле  гость может максимально приблизиться к природе, ведь жить ему предстоит  в одном из 24 совершенно не похожих  друг на друга бунгало, расположенных  в тропических зарослях, таким  образом, что никаких соседей  без особого на то желания за все  время проживания гость не увидит. Общение с обслуживающим персоналом также сведено к минимуму. Гостя  побеспокоят только в том случае, если он сам обратится к служащему  отеля по телефону. При этом оборудование номеров соответствует требованиям  самой высококлассной гостиницы. Отель  предлагает своим гостям полный набор  развлечений - рестораны, бары, катание  на водных лыжах, скутерах, парашютах, но для этого их отвозят в расположенную  по соседству бухту. Стоимость такого отдыха без питания и напитков составляет 600 долл. США в сутки.

Трудно перечислить все  многообразие гостиниц, существующих сегодня в мире. В Боливии есть гостиница, построенная из соли, а  Шведский «Ice Hotel» каждую зиму заново строится из льда.

В берлинскую гостиницу «Артемизия»  не пускают мужчин (даже на картинах, украшающих стены номеров, изображены только женщины, эти картины также  написаны женщинами, обслуживающий  персонал, естественно, укомплектован  только женщинами).

В Австрии в Блюмау недавно  был построен отель «Rogner Bad Blumau», в интерьерах которого нет ни одной  прямой линии -кривые окна, выпуклые полы, волнообразные коридоры и стены, окрашенные в разные цвета.

В будапештском отеле «Hyatt»  в атриуме подвешен настоящий  самолет времен начала XX в.

Во Франции есть классические отели Haute couture («Марсэ», «Нуазэ» «Ла  От Рош»), оформленные в стиле  Людовика XIV, расположенные в замках, в которых в XV – XVI вв. жили французские  короли и их приближенные.

В последнее время особую популярность получили так называемые отели «новой волны», воплощающие  в своих интерьерах модную концепцию  минимализма. Однако это вовсе не означает дешевизну. Цены в этих отелях вполне сопоставимы, а зачастую и  превышают цены классических Haute couture отелей. Первый отель «новой волны» «Blakes» был представлен на суд  гостей в 1981 г. в Лондоне. Эталоном нового стиля стал ультрасовременный лондонский отель «Hempel». За входной дверью отеля  находится небольшая белая прихожая, абсолютно пустая, если не считать 81 белую орхидею в узких терракотовых сосудах, а за следующей дверью гостя  ждет совершенно пустой белый холл, размер которого сопоставим с размером Олимпийского плавательного бассейна, и только где-то далеко виден огромный камин с яркими языками пламени. Многие описывают впечатление, производимое «Hempel», как шок.

Для привлечения клиентов отели проявляют незаурядную  изобретательность и в разного  рода мелочах сервиса. Например, ароматизированные  полотенца и халат, послеобеденное чаепитие за общим столом или горячая  ванна, приготовленная к заезду гостя.

Таким образом, сегодня при  желании турист может отправиться  практически в любую точку  земного шара и найти отель, наиболее подходящий для него по цене, назначению, стилю, оформлению и т. п.

Супер-отели могут предоставить гостю услуги персонального слуги, который будет следить за гардеробом гостя.

Отели высоких разрядов обязаны  предоставлять спецуслуги таким  категориям клиентов, как инвалиды, слепые, старики, дети и т.п.

Гость в инвалидном кресле должен иметь возможность попасть  во все помещения отеля, на каждые 50-100 обычных номеров приходится один номер, специально приспособленный  для инвалида в коляске: коляска  может заехать в санузел, в  котором также имеется внутренний телефон на случай, если инвалиду понадобится  помощь персонала.

В высококлассных отелях разработаны  специальные инструкции для обслуживания VIP-клиентов (очень важные персоны) и  немного менее значимой категории  С IP (коммерчески важные клиенты). К  первой категории относятся президенты, министры, дипломаты высокого ранга, знаменитости из мира шоу-бизнеса и  т. п. Ко второй категории относятся  персоны, которые могут оказаться  полезными для бизнеса отеля (член совета директоров, сотрудник центрального аппарата гостиничной цепи, к которой  принадлежит отель, менеджер крупной  фирмы, который может впоследствии направить в отель для временного проживания своих командированных  и т.д.). Эти две категории клиентов требуют повышенного внимания персонала  отеля: при заезде их встречает либо генеральный директор, либо специальный VIP-менеджер, процедура регистрации  для них предельно упрощается – карточку гостя они заполняют  не у стойки, а уже в своем  номере, в номер к заезду гостя  подаются цветы, фрукты, напитки.

Основная особенность VIP-клиентов - их стремление избежать контактов  с широкой публикой: едят они обычно у себя в номере, если посещают бассейн, то только тогда, когда там не будет  других постояльцев (об этом должна побеспокоиться администрация отеля), у дверей их номера выставляется дополнительная охрана, не допускающая почитателей и  охотников за автографами и т.д. VIP- и CIP-клиенты доставляют много  дополнительных хлопот администрации, но они всегда платят более высокую  цену за предоставляемые услуги.

 

 

Туризм  и история хозяйства отеля

Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено  с историей развития общества. Первые гостевые предприятия — прообразы  современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом  — более чем за 2 тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации. 
В более позднюю эпоху римляне строили специальные здания, отведенные для путешествующих по государственным надобностям. Эти здания, расположенные вдоль главных дорог, можно считать прообразами постоялых дворов. 
Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым караваны с товаром. 
Для организации ночлега путешественников вдоль торговых путей создавались специальные пункты размещения — караванов; рай (помещения для пребывания и отдыха путников), включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей. Все это было окружено высокой стеной, защищавшей от ветра, дождя, бури, а также от грабителей и разбойников.   
В средние века на развитие предприятий гостеприимства существенно повлияли религиозные традиции. В этот период множество людей совершали паломничество к святым местам, а пристанище путники искали прежде всего в монастырях и аббатствах. Церковь обязывала монастыри оказывать приют паломникам — кормить и организовывать для них ночлег. Предоставляемые монастырями бесплатные услуги путешествующим сдерживали развитие частных предприятий размещения. Впрочем, постоялые дворы уже были и количество их росло, но пока они предлагали только кров — без стола. 
Толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах. 
На Руси постоялые дворы появились в XII—XIII вв.; тогда они назывались ямами и располагались один от другого на расстоянии конного перехода. 
Следующий заметный период в развитии гостиничного хозяйства связан с установлением в Европе регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге (дилижансы в Западной Европе, ямские станции в России). Вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха; они укрывали от непогоды и упрощали процедуру смены лошадей. 
К XV в. постоялые дворы присоединились к почтовым станциям; в сущности их можно назвать прообразами мотелей. В больших русских городах появились гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что здесь путники получали возможность не только размещения и питания, но и совершения коммерческих операций, т.е. в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами. 
К XVI в. относится открытие в Западной Европе первых кофеен, ставших центрами культурной и литературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространение таких экзотических напитков, как кофе и чай. 
Слово «отель» появилось в XVIII в. Во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. Скоро этот термин широко распространился и в Америке. Большинство таверн быстро переименовали в отели, что, по мнению владельцев, придавало им европейский (французский) шик. Принято считать, что Соединенные Штаты Америки являются родиной большинства нововведений в сфере технического оснащения гостиниц. Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силу непрерывного потока эмигрантов, которые нуждались вовременном размещении, а непрекращающийся спрос способствовал бурному развитию гостиничного бизнеса. 
В1794 г. в Соединенных Штатах была открыта первая гостиница — 70-комнатный «Сити-отель» на Бродвее в Нью-Йорке. В 1829 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт» — первый в США отель первого класса — с коридорными, регистратурой (рецепцией), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом для гостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране. В середине XIX в. в стране действовал первый отель с центральным отоплением. К концу XIX в. были распространены два типа гостиниц. Одни были большими и роскошными, а некоторые из них являлись просто архитектурными шедеврами — с просторными вестибюлями, залами для балов. Они располагали всеми возможными в то время удобствами — лифтом, туалетами, электрическим освещением и др. Другие, маленькие и устаревшие, предлагали услуги по низким ценам. 
Значительный вклад в развитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц; его имя до сих пор носит одна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ритц был всю жизнь лишь наемным управляющим и не владел ни одним отелем. Швейцарец Ритц и американец Статлер были фанатиками гостиничного бизнеса. Они обращали внимание на самые, казалось бы, незначительные детали. 
Из наиболее известных нововведений Ритца можно отметить появление оркестра в ресторане отеля. Во времена Ритца оркестр играл музыку Штрауса. Благодаря музыке посетители дольше оставались за столами, что, естественно, повышало доходы от продажи напитков. Ритц долго экспериментировал с освещением в ресторане отеля, добиваясь того, чтобы драгоценности на дамах «заиграли». 
Статлер предложил устанавливать в гостиничном номере большое зеркало, лампочки над кроватями, выключатель рядом с дверью, при нем в номерах появились телефоны, канцелярская бумага; он же ввел униформу для гостиничного персонала. Он был автором идеи попарного размещения номеров при строительстве гостиниц. Номера стали располагать симметрично относительно вертикальных сантехнических труб, общих для двух номеров, что дало значительную экономию средств. Кроме того, именно Статлер придумал лозунг «Клиент всегда прав», который и в настоящее время служит основой «научного» подхода к обслуживанию. 
Посещение представителями высшего общества высококлассных гостиниц стало модным; так, в Лондоне вместо ужина в чисто мужских клубах джентльмены стали ужинать с дамами в ресторанах отелей. 
В конце XIX — начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. Несколько таких гостиниц было построено и в России, например «Метрополь» и «Националь» в Москве, «Европа» в Петербурге. 
Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1.700 гостиниц из различных стран мира. 
После Второй мировой войны получают широкое распространение международные гостиничные цепи. Первая международная гостиничная цепь «Хилтон» была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании «Пан Америкэн». Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея построить в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Например, отель «Хилтон» в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля «Хилтон» в Нью-Йорке. 
В настоящее время в мире действуют десятки международных гостиничных цепей. Среди них можно упомянуть «Холидей Инн», «Чойс», «Бест Вестерн», «Марриотт», «Хилтон», «Шератон» и др.

 
 

 

Основное звено материально-технической базы туристической индустрии отельного хозяйства.

 

 

В мировом гостиничном  фонде выделяются две главные  группы гостиниц: для постоянного  проживания и для временного проживания. В свою очередь, они подразделяются на: 1) транзитные гостиницы, обслуживающие  любой контингент в условиях кратковременной  остановки; 2) гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся  в деловых поездках и командировках; 3) гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т. п.). Для всех этих гостиниц разработаны общие обязательные требования на период временного проживания клиентов, наличие условий для  размещения, питания, бытового обслуживания, а также специфические требования, обусловленные необходимостью удовлетворять  клиентов с учетом их запросов.

В зависимости от назначения гостиниц, особенностей категорий обслуживаемых  туристов и некоторых других факторов различают такие виды гостиниц, как  мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, туристский приют.

Подробнее рассмотрим следующие  виды гостиниц:

Акватель - стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используется в качестве отеля.

Апарт-отель - отель, состоящий  из квартир, цена которых не зависит  от числа проживающих в нем  гостей. Рассчитан на самообслуживание, в том числе на самостоятельное  приготовление гостями еды, поэтому  в номерах обязательны кухни  с необходимым инвентарем. В Европе получила развитие разновидность апарт-оте-ля - «анонимный пансион» - форма, которая  позволяет владельцам квартир заключать  договор с агентством о сдаче  своей жилплощади - одной из квартир  обычного жилого дома. В качестве «анонимного  пансиона» можен предлагаться и  небольшой частный дом; иногда владелец дома сдает несколько комнат, а  в остальных живет его семья.

База туристская - туристский комплекс, расположенный на маршруте с активными способами передвижения, в состав которого входят помещения  для активного отдыха туристов. Обычно принимает туристов, совершающих  походы с активными способами  передвижения: горные, водные, лыжные, пешеходные. Как правило, туристские базы располагаются в живописных местах, в ущельях, на опушке леса и  т. п.

Информация о работе Туризм и отельное дело