Туризм - приоритетное направление развития сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Проводя исследовательскую работу по выше указанной теме, я поставили перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме; сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования видов услуг, динамики платных услуг с практическим.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Особенности развития сферы услуг в условиях рыночной экономики 4
1.1. Понятие и характеристики услуг. 4
1.1.1. Развитие сферы. 4
1.1.2 Регулирование сферы услуг. 8
1.2. Международная торговля услугами 10
1.3. Виды платных услуг населению. 14
Глава 2. Туризм - приоритетное направление развития сферы услуг. 29
2.1. Международный туризм: понятие и классификация 30
2.2. Организация международного туристического бизнеса 37
2.4. Перспективы развития международного туризма 40
Заключение 44
Список используемой литературы. 46

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Пример. Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.

     Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от “наслаждающихся жизнью” им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.

     Пример. Г-жа Б. собралась по-настоящему отдохнуть во время отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много катается на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, — читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.

     Семейные  туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

     Пример. Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый убирает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.

     Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.

     2.2. Организация международного  туристического бизнеса

     Туристические услуги составляют значительную часть  потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

     Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

       Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

     Дополнительные  услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

     К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

       Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.

       В результате развития торговли  туристическими услугами возникла  индустрия туризма, основу которой  составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

     Международный туризм как вид экономической  деятельности имеет следующие особенности:

    1. в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;
    2. туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
    3. в предложениях отсутствует гибкость.

     Туризм  зависит от политической и экономической  ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности  и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;

    1. обладает сезонным характером;
    2. относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей.
    3. Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;
    4. предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран — поставщиков туристов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.

       Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.

       Продавцы услуг обеспечивают  их основной объем (гостиницы,  рестораны, круизные линии и  другие рекреационные предприятия).

       Основными посредниками являются  регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.

     2.4. Перспективы развития  международного туризма

     Крупнейшее  британское туристическое издательство “ Travel & Tourism Intelligence” (TTI), входившее в “Economist Intelligence Unit”, опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до 2010 г., прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90% объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу, количество ночевок и денежных средств на зарубежные поездки. Согласно прогнозу темпы роста международного туризма будут снижаться (таблица 1).

     Таблица 1.

     Темпы роста международных  поездок на период 1995 – 2010 гг., среднегодичный процент изменения1

     Регионы-поставщики туристов      1985 – 1995 гг., факт      1995 – 2000 гг., прогноз      2000 – 2005 гг., прогноз      2005 – 2010 гг., прогноз
     Европа, включая Средиземноморье      5,3      1,7      3,5      4,3
     Северная  Америка      3,6      6,7      5,1      5,0
     Центральная и Южная Америка      5,1      6,5      7,1      6,3
     Юго-Восточная  Азия      10,1      7,9      5,8      4,8
     Дальний Восток      13,9      8,6      6,9      8,2
     Австралия/ Южная Африка      5,6      5,6      6,0      6,2
     Основные  страны -  поставщики туристов      5,5      3,4      4,4      4,4
     Остальные страны      7,0      3,5      4,3      3,7
     Всего в мире      5,7      3,4      4,4      4,3

     Как видно из таблицы 1, темпы роста международного туризма в мире составят 4,4 % к 2005 г. и 4,3 % - к 2010 г.

     Согласно  прогнозу ВТО Китай к 2020 г. станет ведущим туристическим направлением, обогнав лидирующую пятерку –  Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 020 г. 137,1 млн. (табл. 2).

     Таблица 2.

     Прогноз самых популярных туристических направлений  к 2020 г.2

     Страна      Количество туристических прибытий, млн.      Доля  на мировом туристическом рынке, %      Динамика  роста 1995- 2020 гг., %
     Китай      137,1      8,6      8,0
     США      102,4      6,4      3,5
     Франция      93,3      5,8      1,8
     Испания      71,0      4,4      2,4
     Гонконг      59,3      3,7      7,3
     Италия      52,9      3,3      2,2
     Великобритания      52,8      3,3      3,0
     Мексика      48,9      3,1      3,6
     Россия      47,1      2,9      6,7
     Чешская Республика      44,0      2,7      4,0
     ВСЕГО      708,8      44,2      -

     Вторым  по популярности туристическим направление  станут США, затем Франция, Испания  и Гонконг. Великобритания окажется на седьмом месте.

     Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели 1995 г.

     По  прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими  странами-поставщиками туристических  потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания.

     Тенденция роста объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтения «новому». Кроме того, намечается тенденция  к дальнейшему и довольно быстрому снижению стоимости поездок  на дальние расстояния, особенно с появлением нового скоростного транспорта.

     Согласно  прогнозу ВТО число зарубежных туристических  поездок к 2010 г. достигнет 964 млн. (в 1995 – 535 млн.), но будет расти значительно  меньшими темпами (табл. 3). Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках-поставщиках туристов.

     Таблица 3.

     Динамика  роста международного туризма на период 1995-2010 гг.3

     Показатель      1995 г., факт.      2000 г., факт.      2005 г., прогноз      2010 г., прогноз
     Турпоездки, млн.      535      632      782      964
     Ночевки, млн.      4571      5518      6903      8654
     Расходы на туризм, млрд. долл. США (в ценах 1995 г.)      393      516      686      922
 

     Положение в российском экспорте услуг не вызывает оптимизма. По данным прессы, число иностранных туристов, посещающих ежегодно Россию, находится примерно на уровне 1986 года, когда из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС произошла массовая аннуляция поездок из-за границы.

Информация о работе Туризм - приоритетное направление развития сферы услуг