Туризм - приоритетное направление развития сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Проводя исследовательскую работу по выше указанной теме, я поставили перед собой достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме; сопоставление теоретического материала об основных тенденциях формирования видов услуг, динамики платных услуг с практическим.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Особенности развития сферы услуг в условиях рыночной экономики 4
1.1. Понятие и характеристики услуг. 4
1.1.1. Развитие сферы. 4
1.1.2 Регулирование сферы услуг. 8
1.2. Международная торговля услугами 10
1.3. Виды платных услуг населению. 14
Глава 2. Туризм - приоритетное направление развития сферы услуг. 29
2.1. Международный туризм: понятие и классификация 30
2.2. Организация международного туристического бизнеса 37
2.4. Перспективы развития международного туризма 40
Заключение 44
Список используемой литературы. 46

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Возрастание  роли  и  влияния  сферы  услуг  на  экономику  вызвало  необходимость  проведения  исследований  с  целью  классификации  услуг  и  выявления  уровней  регулирования  сферы  услуг.

     В  настоящее  время  сфера  услуг  является  одной  из  самых  перспективных,  быстроразвивающихся  отраслей  экономики.  Она  охватывает  широкое  поле  деятельности:  от  торговли  и  транспорта  до  финансирования,  страхования  и  посредничества  самого  разного  рода.  Гостиницы  и  рестораны,  прачечные  и  парикмахерские,  учебные  и  спортивные  заведения,  туристические  фирмы,  радио-  и  телестанции,  консультационные  фирмы,  медицинские  учреждения,  музеи,  театры  и  кинотеатры  относятся  к  сфере  услуг.  Практически  все  организации  оказывают  в  той или иной  степени услуги.

     Как  показывает  практика  развитых  стран,  по  мере  усложнения  производства  и  насыщения  рынка  товарами  растет  и  спрос  на  услуги.  В  России  сфера  услуг,  пожалуй,  обгоняет  производственную  сферу  по  темпам  роста  и  по  появлению  новых  видов  услуг,  по  ее  приспособлению  к  потребностям  рынка  и  потребителей.

     Рынок  услуг  совершенно  не  похож  на  другие  рынки  главным  образом  по  двум  причинам:

  1. услуга  не  существует  до  ее  предоставления.  Это  делает  невозможным  сравнение    и  оценку  услуг  до  их  получения.  Сравнивать  можно  только  ожидаемые  выгоды  и  полученные.
  2. услугам  присуща  высокая  степень  неопределенности,  что  ставит  клиента  в  невыгодное  положение,  а  продавцам  затрудняет  продвижение  услуг  на  рынок.

     Так как сфера услуг является одним  из главных секторов экономики, то  проблема  ее  регулирования  ни  чуть  не  меньше,  чем  в  других  отраслях  экономики.

     1.1.2 Регулирование  сферы  услуг.

     Проникать  на  другие  рынки с услугами  гораздо сложнее,  чем с товарами.  Установление  контроля  над  новейшими  сферами  услуг  в  области  банковского  дела,  телекоммуникаций,  информации  и  другими  ключевыми  услугами,  посредством  которых  осуществляется  управление  современным  производством,  может  представлять  угрозу  национальному  суверенитету,  именно  поэтому  все  страны  разрабатывают  меры  регулирования  сферы  услуг.

     Условно  можно  выделить  3  уровня  регулирования  сферы  услуг:  национальный, двухсторонний,  многосторонний.

     Наиболее  важные  национальные  меры  регулирования  направлены  на  установление  и  поддержание  стандартов  обслуживания  в  национальных  сферах,  таких,  как  медицина,  образование  и  другие  важные  отрасли  услуг, на  защиту  внутреннего рынка услуг от  иностранных конкурентов и стимулирование  экспорта  услуг.

     Как  правило,  в  основе  мер  регулирования  внутреннего  рынка  услуг  лежат  политические,  экономические  и  социальные  интересы  страны:  занятость  местной  рабочей  силы,  поддержка  местных  предпринимателей  в  ключевых  сферах  услуг,  учет  интересов  национальной  обороны,  стимулирование  роста  внутренних  капиталовложений,  сохранение  национальных  культурных  ценностей  и т.д.

     Выделяют  6  основных  направлений национального регулирования.

    1. Меры  по  ограничению  операций  с  иностранной  валютой  в  целях  улучшения  состояния  платежного  баланса  страны:  определенные  правила  обмены  валюты,  ограничение  сумм,  вывозимых  за  границу,  отсрочка  платежей  в  иностранной  валюте.
    2. Система  государственных  закупок,  направленная  на  расширение  потребления  услуг  национального  производства  -  транспорт,  связь  и  т.  д.
    3. Правительственное  стимулирование  развития  национальных отраслей  услуг путем предоставления  льгот в целях повышения их  конкурентоспособности  на  внутреннем  и  внешнем  рынке  -  субсидии,  льготные  кредиты,  льготное  налогообложение.  Это  может  быть  морской  и  авиационный  транспорт,  кинопромышленность  и  т.  д.  Например,  использование  национального  тоннажа  часто  стимулируется  предоставлением  грузоотправителю  налоговых  и  таможенных  льгот;  в  договорах,  заключаемых  на  государственном  уровне,  может  присутствовать  требование обязательной  доставки  грузов  национальным  транспортом.
    4. Меры,  ограничивающие  прямые  иностранные  капиталовложения  в  интересах  укрепления  национальных  отраслей  экономики,  в  том  числе  определенных  отраслей  услуг  -  страхование,  банковское  дело,  реклама,  бухгалтерский  учет,  кинопрокат  и  т.  д. 
    5. Ограничения  по  найму  иностранных  граждан  иностранными  фирмами.  Законодательства  ряда  стран  ,  регулирующие  деятельность  банков  и  страховых  фирм,  часто  содержат  оговорку  о том,    что руководящие  посты  в  иностранных  фирмах  должны  занимать  граждане  принимающей  страны.
    6. Дифференцированное  налогообложение  иностранных  предприятий.  Филиалы  иностранных  фирм  могут  облагаться  более  высокими  налогами,  чем  местные  предприятия. 

     Кроме  перечисленных  мер,  государство  может  разрабатывать  специальные  меры  регулирования  отдельных  отраслей  услуг:

     Во-первых,  законодательное  регулирование  национальных  сфер  услуг  (Закон  РФ  "О  банках  и  банковской  деятельности",  Закон  "Об  образовании").  Скажем,  в  соответствии  с  законом  РФ  "Об  образовании"  подлежат  обязательной    государственной  регистрации  все  негосударственные  образовательные  учреждения,  затем  такие  учреждения  должны  получить лицензию  в органах управления  образованием.  При лицензировании  оцениваются не  учебные программы и планы,  а соответствие  условий образовательной деятельности  установленному  государством  отраслевому  стандарту.

     Во-вторых,  прямое  ограничение  или  запрет  на  импорт  определенных  услуг.  Так,  в  области  информационных  услуг  существуют  ограничения  на  доступ  иностранных  пользователей  к  национальным  банкам  данных.  Во  многих  государствах  запрещен  импорт  рекламных  фильмов,  радио-  и телевизионных  передач.

     В-третьих,  установление  определенных  рамок  для  деятельности  иностранных  компаний  на  внутреннем  рынке  услуг.  Например,  разрешение  иностранным  юридическим  фирмам  давать  консультации  только  по  международному  праву,  запрет  на  участие  в  судебных  разбирательствах.

     Наиболее  часто  для  ограничения  импорта  определенных  видов  услуг  используется  лицензирование,  запрет  на  перевод  доходов  от  иностранных  инвестиций,  а  также  технические  стандарты,  квоты,  налоги  и  т.д.

     Например,  при  заключении  двухсторонних  соглашений  о  предоставлении  национального  режима  ,  страны  могут  исключать  из  национального  режима  самые  важные  с  их  точки  зрения  виды  услуг.

     В  многостороннем регулировании рынка услуг выделяют  2  направления:  разработка  соглашений  в  рамках  международных  организаций  широкого  профиля;  разработка  соглашений  в  рамках  специализированных  межправительственных  организаций.

     Происходящие  изменения  в  отраслях  сферы услуг отражаются  на  других  отраслях  общественного  производства,  на  экономике  страны  в  целом,  а  также  на  условиях  жизни  населения,  различных  его  социально-экономических  группах.

     Развитие  сферы  услуг  и  ее  влияние  на  экономику в целом,  во  взаимодействии  с  другими  секторами  экономики,  а  также  в  ее  воздействии  на  качество  жизни  населения  страны,  экономических  районов  и  областей  может  быть  охарактеризовано  целостной  системой  показателей,  которые  используются  статистической  наукой  для  осуществления  широкого  спектра  международных  сопоставлений  в  данной  сфере:  показателей  производства,  финансовых  результатов,  числа  предприятий,  используемых  в  них  фондов,  численности  работников,  удовлетворения  потребностей  населения  и  общества  в  услугах.

     1.2. Международная   торговля  услугами

     Услуги  являются  второй  составной  частью  счета  текущих  операций  после  товаров. 

     Международная  торговля  услугами  тесно  взаимосвязана  с  процессом  их  производства,  поскольку  сам  процесс  производства  услуг  подразумевает  участие  обеих  сторон  -  резидента  и  нерезидента.

     Основные  виды  международных  услуг  включают:  транспортные  услуги,  поездки  (туристические  услуги),  услуги  связи,  строительные  услуги,  финансовые  услуги,  компьютерные  и  информационные  услуги,  лизинговые  вознаграждения,  прочие  деловые  услуги,  услуги  физическим  лицам  и  услуги  в  сфере  культуры,  отдыха,  образования,  медицины,  государственные  услуги  и  прочие  виды  услуг  не  вошедшие  в  перечисленные.

     Транспортные  услуги    охватывают  грузовые  перевозки товаров,  осуществляемые  всеми  видами  транспорта,  а  также  международные  перевозки  пассажиров.  К  этим  услугам  относятся  все  виды  транспортного  обслуживания  (морским,  воздушным  и  прочими  видами  транспорта,  в  том  числе  транспортировка  по  суше,  внутренним  водам,  в  космическом  пространстве  и  по  трубопроводам),  осуществляемого  резидентами  одной  страны  для  резидентов  другой  страны.  Такие  услуги  включают  пассажирские  перевозки,  грузовые  перевозки,  аренду  транспортных  средств  вместе  с  командой,  а  также  связанные  с  этим  общие  и  вспомогательные  услуги.

     Поездки  (туризм)  как  компонент  платежного  баланса  отличаются  от  других  составляющих  международной  торговли  услугами  тем,  что  этот  вид  деятельности  ориентирован  на  спрос.  Туристические  услуги  включают  в  себя  товары  и  услуги  (в  том  числе,  связанные  с  образованием  и  здравоохранением),  приобретаемые  приезжими  нерезидентами  (включая  туристов)  для  деловых  и  личных  и  личных  целей  на  протяжении  срока  их  пребывания  на  протяжении  срока  их  пребывания  (менее  одного  года)  на  территории  данной  страны.  К  этой  категории  относятся:  услуги  туристических  компаний,    туристических  агентов,  экскурсионных  бюро;  услуги  гостиниц    и  прочих  средств  размещения  туристов;  услуги  по  обеспечению  питания  туристов;,  услуги  в  области  медицины  и  прочие.   

     Услуги  связи  охватывают  две основные  категории международных операций  в области связи,  которые совершаются между резидентами данной  страны  и  экономическими  единицами  других  стран: 

    1. Услуги в области коммуникаций, включающие  передачу  звуковой  информации,  изображений  и  других  информационных  потоков  с помощью телефона, телекса, телеграфа, радиовещания,  электронной  почты,  спутниковой  и  факсимильной  связи  и  т.д., а также  обслуживание  коммерческих  информационных  каналов,  проведение  конференций с помощью телесвязи и оказание  сопутствующих  услуг.
    2. Почтовое обслуживание  и  служба курьерской связи, куда  включается  сбор, транспортировка и доставка писем,  газет,  периодических  изданий,  посылок и  бандеролей,  осуществляемые  национальной  почтовой  службой  и  другими  предприятиями  почтовой  связи;  а  также  услуги  почтовых  отделений.

     Строительные  услуги  включают  сооружение  строительных  объектов  и монтаж  оборудования,  выполняемые  работниками  предприятия  на  временной  основе  за  пределами  экономической  территории,  на  которой  оно  находится.

     Страховые  услуги  включают  различные  виды  страхования,  осуществляемого  страховыми  компаниями  данной  страны  для  зарубежных  партнеров  (  и  наоборот  ).  К  таким  услугам  относится  страхование  внешнеторговых  грузов  (то  есть  страхование  экспортных  и  импортных  товаров  во  время  их  транспортировки),  страхование  жизни,  включая  пенсии,  от  несчастных  случаев  и  аварий,  медицинское  страхование,  страхование  гражданской  ответственности  и  т.  д.,  а  также  перестрахование  и  комиссионные  платежи  страховым  агентам.

     Финансовые  услуги  включают  посреднические  и  вспомогательные  услуги (за  исключением страховых компаний  и пенсионных  фондов),  оказываемых резидентами одной страны  резидентам  другой  страны.  К этой  категории относятся:  комиссионные  сборы,  связанные с оформлением  аккредитив,  кредитных  линий,  финансового  лизинга,  операциями  с  иностранной  валютой,  предоставлением  потребительских  и  коммерческих  кредитов,  брокерские  операции,  размещением  ценных  бумаг  и  прочее.  Вспомогательные  услуги  включают  контроль  за  деятельностью  финансовых  рынков  и  его  регулирование,  обеспечение  безопасного  хранения  ценностей,  проведение  доверительных  операций  и  т.д.

     Компьютерные  и  информационные  услуги  охватывают  операции,  связанные с обработкой  данных  и информационных  сообщений.  Это:  базы  данных  -  создание,  хранение,  обработка данных,    консалтинг  в области вычислительной  техники и оборудования,  разработка  и внедрение  программного  обеспечения,  эксплуатация  и  ремонт  вычислительной  техники,  услуги  информационных  агентств,  прямая  (индивидуальная)  подписка  на  газеты  и  периодические  издания. 

Информация о работе Туризм - приоритетное направление развития сферы услуг