Туристический аспект развития муниципальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление мероприятий по повышению уровня развития экономики г.Екатеринбурга, путем развития туристической деятельности.

Содержание

Введение..……………………………………………………….. …………….….3
1 Влияние развития туризма на экономику города…………………….……....5
1.1 Понятие и сущность туризма как вида экономической деятельности…..…5
1.2 Значение туристической деятельности для экономики города……………11
1.3 Факторы развития туризма………………………….………………………16
2 Современное состояние туристической сферы в Екатеринбурге..………….22
2.1 Состояние туристического рынка в г. Екатеринбурге…..………………....22
2.2 Действия органов муниципальной власти по стимулированию развития туристической деятельности…………………………………………………….32
3 Проблемы и перспективы развития в г. Екатеринбурге…………………….35
Заключение…………………………..……………………………………………44
Список используемых источников………………..…………………..…………46

Работа содержит 1 файл

курс сбродова.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

     Современное состояние сферы туризма характеризуется  несколькими тенденциями:

     высокий спрос на краткосрочные туры по городам;

     снижение  спроса на групповые поездки и  активизация индивидуального туризма;

     развитие  событийного туризма для участия  в определенных мероприятиях (спортивных, культурных);

     рост  предложения специализированных туров (инсентив-туры);

     быстрый рост такой перспективной отрасли, как  деловой туризм;

     вытеснение  пассивных видов отдыха активными, и как следствие, популярность приключенческих и спортивных поездок, экологического туризма.

     Как свидетельствует опыт крупных зарубежных городов, развитие туризма является эффективным инструментом расширения базы городской экономики в долгосрочной перспективе и стимулирует рост доходов в смежных отраслях, а также развитие территории в целом. Это связано, в первую очередь, с тем, что сфера услуг, как одна из активно развивающихся сфер предпринимательской деятельности, предоставляет занятым в ней лицам широкие возможности для увеличения своих доходов.

     Согласно  рейтинговому опросу Госкомстата РФ (2002 год) Урал входит в десятку наиболее привлекательных регионов России, как  для российских, так и для иностранных  туристов. По итогам экспертного опроса российских туроператоров, проведенного журналом «Русский предприниматель» в апреле 2003 года, Екатеринбург относится к территориям перспективным с точки зрения туризма.

     По  всем показателям и оценкам экспертов  к наиболее развитым в туристическом  плане городам России в настоящее  время можно отнести исторически  сложившиеся туристические центры – Москву и Санкт-Петербург.

     Таблица 2: Сравнительный анализ показателей развития туризма в Екатеринбурге и ведущих туристических центрах России (Москва, Санкт-Петербург) за 2005 год

     Показатели Россия Москва Санкт-Петербург Екатеринбург
     Количество  лицензированных туристских компаний, ед. Более 12 тыс. 4,5 тыс. Более 700 473
     Количество  прибытий иностранных граждан, тыс. чел. 17500 3487 Более 3000 70,8
     Доля  посещений иностранных граждан  с туристскими целями, % (тыс. чел.) 14,3 (2500) 32,5 (1300) 26,6 (800) 3,5 (2,52)
     Количество  гостиничных номеров на 1000 жителей, ед. 1,5 8,1 6 2,9
     Количество  средств размещения, ед. Около 4300 179 137 47
 

     Характерно, что сравнение  Екатеринбурга  с сопоставимыми по населению  городами-миллионниками – Самарой и Челябинском – свидетельствует о большей активности туристического бизнеса в столице Урала. В приведенной выше таблице отмечено, что в Екатеринбурге действует 473 туристских компаний. В Самаре же насчитывается около 114 зарегистрированных компаний.

     Современное экономическое развитие Екатеринбурга  определяется уже не только уровнем  промышленного производства крупных  предприятий, но и состоянием торговли, сферы услуг, финансового рынка. В Екатеринбурге сосредоточены  органы областного управления деятельностью учреждений рекреационно-туристского комплекса, образовательные учреждения по подготовке кадров для туристской отрасли. Географическое расположение города на границе Европы – Азии и пересечении транспортных путей способствует усилению этой тенденции. Кроме того, широкий спектр туристских ресурсов Екатеринбурга и, как следствие, возможности его позиционирования как города, интересного для различных групп туристов, создают предпосылки для значительного роста количества гостей города (как российских, так и иностранных), приезжающих в Екатеринбург с разнообразными целями.

     На  сегодняшний день имеется достаточное  количество положительных факторов макроэкономического характера, которые  позитивно влияют на развитие в городе въездного и внутреннего туризма, и микроэкономического характера, которые выделяют Екатеринбург из числа других российских городов.

     К макроэкономическим факторам можно  отнести:

     большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, к ее разнообразной природе, национальным особенностям, что является основным мотивом для развития туризма в любой стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма), растущий интерес к таким международным туристическим маршрутам как «Путешествие по Транссибирской магистрали»;

     наличие в регионе естественных природных  условий для развития спортивного, охотничьего и экстремального  туризма;

     богатый спектр памятников архитектуры, инженерного  искусства, истории, археологии и культуры, находящихся как в Екатеринбурге, так и близлежащих городах.

     Перечисленные особенности характерны не только для  Екатеринбурга, но и для других уральских  городов. Однако специфика Екатеринбурга  заключается в комплексности  набора привлекательных факторов и  достопримечательностей. В дополнение к общим для ряда городов обширного Уральского региона чертам, Екатеринбург располагает следующими неоспоримыми преимуществами микроэкономического характера:

     статус  административного центра Уральского Федерального округа, центра развития академической и отраслевой науки, позволяющий городу принимать большинство выставок, конгрессов, спортивных соревнований, культурных мероприятий, рассчитанных на привлечение участников из всех областей, входящих в округ1;

     преимущества  географического положения на границе  частей света;

     возможности развития такого подвида познавательного  туризма, как исторический туризм;

     экономическая заинтересованность жителей других регионов и стран в установлении деловых контактов с предприятиями  и организациями города (деловой  и научный туризм) – Таблица 6;

     тот факт, что транспортная инфраструктура города делает его начальным и  конечным пунктом туристских и экскурсионных  маршрутов по Уралу;

     увеличение  в городе числа гостиниц со средним  и высоким уровнем обслуживания (58 гостиницы, пригодных для размещения туристов, имеют 4906 мест) - Таблица 2, Таблица 3 и Таблица 4;

     прямое  воздушное и железнодорожное  сообщение со многими городами СНГ  и через связывающие рейсы (Lufthansa, British Airlines, Czech Airlines, Austrian Airlines) с городами всех континентов;

     широкая сеть ресторанов, торговых и развлекательных  центров, соответствующих мировым  стандартам;

     наличие в городе Уральской Ассоциации туризма  и крупных, обладающих хорошей деловой  репутацией и опытом туристских фирм, способных не только организовывать качественные туристские и экскурсионные маршруты, но предоставить комплексный туристический продукт;

     рост  количества организаций и предприятий, заинтересованных в продвижении  Екатеринбурга в других городах  России и за рубежом;

     туристические выставки, организуемые ежегодно в апреле и октябре компанией в Екатеринбурге, позиционируются как самые крупные региональные выставки туристического бизнеса.

     Таблица 2 – Перечень гостиниц, имеющих категорию на 2009 год (г. Екатеринбург)

     "Атриум Палас  Отель"      ***** (5 звезд)
     "HAYTT"      ***** (5 звезд)
     "УралОтель"      **** (4 звезды)
     "Транс-Отель"      **** (4 звезды)
     "Анжелло"      **** (4 звезды)
     "Октябрьская"      *** (3 звезды)
     "Московская горка"      *** (3 звезды)
     "Домашний отель"      *** (3 звезды)
     "Визави"      *** (3 звезды)
     "Парк Отель"      *** (3 звезды)
     "Лайнер"      *** (3 звезды)
     "Свердловск"      ** (2 звезды)
     "Таганский ряд"      ** (2 звезды)

      
Таблица 3 - Гостиничная сеть и ее классность (2009 год)

            Всего организаций гостиничного типа
     Екатеринбург      58
     Каменск-Уральский       8
     Нижний Тагил      8
     Первоуральск      5
     Ивдель      3
 

     Таблица 4 – Номерной фонд организаций гостиничного типа (единиц) 2009 год       

            Число номеров (комнат) - всего      в том числе      Число мест (коек) - всего      Число в расчете на 1000 жителей
            высшей  категории      первой  категории      второй  категории      прочие
Екатеринбург 3330 774 1216 560 780 4906 3,6
Каменск-Уральский       124      12      44      6 62 230 1,1
Нижний  Тагил      535      72 194 116 153 835 2,2
Первоуральск      52      7      23      4 18 111 0,7
Ивдель      192      2      14      - 176 356 12
 

     Таблица 5 – Распределение численности размещенных лиц по целям поездок   

            в % к общему числу размещенных лиц
            досуг, рекреация, отдых      деловые и профессиональные      прочие
     Екатеринбург 11,9      87,5 0,6
     Каменск-Уральский  3,8      90,3 5,9
     Нижний Тагил 0      94,3 5,7
     Первоуральск 68,8      30,3 0,9
     Ивдель 0      100 0
 

     Вместе  с тем, в настоящее время на развитие въездного туризма в  Екатеринбурге влияет и ряд негативных факторов. Можно перечислить следующие  макроэкономические факторы такого рода:

     образ России в целом как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый большинством зарубежных средств массовой информации;

     действующий порядок выдачи российских виз гражданам  иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, который  не способствует росту въездного  туризма.

     К микроэкономическим факторам можно  отнести:

     исторически сложившееся отношение к  Екатеринбургу  как городу, неинтересному для  туризма, вследствие чего необходима масштабная и системная работа по созданию и  продвижению нового имиджа города;

     недостаточное развитие инфраструктуры гостинично-туристского комплекса города, состояние которого еще не соответствует мировым стандартам в туризме, в том числе нехватка гостиничных номеров среднего класса, категории 2-3 звезды, ценового диапазона до 100 долларов США и дешевых гостиниц для молодежного туризма;

     отсутствие  комплексного видения  туристических  фирм характера и специфики Екатеринбурга  как места для туризма и, как  следствие, отсутствие возможностей использования  всех видов туризма для увеличения количества посещений города;

Информация о работе Туристический аспект развития муниципальной экономики