Туристический аспект развития муниципальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление мероприятий по повышению уровня развития экономики г.Екатеринбурга, путем развития туристической деятельности.

Содержание

Введение..……………………………………………………….. …………….….3
1 Влияние развития туризма на экономику города…………………….……....5
1.1 Понятие и сущность туризма как вида экономической деятельности…..…5
1.2 Значение туристической деятельности для экономики города……………11
1.3 Факторы развития туризма………………………….………………………16
2 Современное состояние туристической сферы в Екатеринбурге..………….22
2.1 Состояние туристического рынка в г. Екатеринбурге…..………………....22
2.2 Действия органов муниципальной власти по стимулированию развития туристической деятельности…………………………………………………….32
3 Проблемы и перспективы развития в г. Екатеринбурге…………………….35
Заключение…………………………..……………………………………………44
Список используемых источников………………..…………………..…………46

Работа содержит 1 файл

курс сбродова.doc

— 465.50 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки РФ

Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 

«ТУРИСТИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»  
 
 
 

Факультет: Мировой  экономики и                   Исполнитель:     Ю. В. Махнёва

финансов 

Специальность: Национальная экономика               Группа:               РиМЭ- 07 

Кафедра региональной                                         Руководитель: Н. В. Сбродова

и муниципальной  экономики                                                                      

                                                                                                

      

Дата защиты __________________                     Нормоконтролер: к.э.н, доцент

Предварительная оценка__________                                               Р. К. Сабитов

Екатеринбург

2011

 

     

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..……………………………………………………….. …………….….3

1 Влияние развития туризма на экономику города…………………….……....5

1.1 Понятие и сущность туризма как вида экономической деятельности…..…5

1.2 Значение туристической деятельности для экономики города……………11

1.3 Факторы развития туризма………………………….………………………16

2 Современное состояние туристической сферы в Екатеринбурге..………….22

2.1 Состояние  туристического рынка в г. Екатеринбурге…..………………....22

2.2 Действия органов муниципальной власти по стимулированию развития туристической деятельности…………………………………………………….32

3 Проблемы и перспективы развития в г. Екатеринбурге…………………….35

Заключение…………………………..……………………………………………44

Список  используемых источников………………..…………………..…………46 
 
 
 
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

     С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.

     Особенность туризма заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения. 

     Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы. 

     Целью курсовой работы является выявление мероприятий по повышению уровня развития экономики г.Екатеринбурга, путем развития туристической деятельности.

     Достижение  этой цели потребовало решения следующих  основных задач:

  1. изучить аппарат понятий и категорий туризма;
  2. рассмотреть экономические функции туризма, выявить роль и место туризма в системе развития муниципальной экономики;
  3. выделить виды туризма;
  4. исследовать нормативно-правую базу государственного регулирования туризма в Российской Федерации;
  5. проанализировать потенциал развития отрасли туризма г. Екатеринбурга;
  6. дать анализ инфраструктуры туристской деятельности в г. Екатеринбурге;

     Предметом исследования являются факторы, закономерности и тенденции развития туризма в г. Екатеринбурге.

     Объектом исследования выступает  туризм г. Екатеринбурга.

     Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.  

 

     

     1 ВЛИЯНИЕ РАЗВИТЯИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ ГОРОДА 

     1.1 Понятие и сущность туризма как вида деятельности 

     В последние десятилетия развитию  туристической  сферы уделяется первостепенное внимание как на мировом, так и на национальном и местном уровнях. Развивающиеся страны видят в стимулировании туристического бизнеса решение многих насущных проблем, таких как создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, рост доходов и жизненного уровня населения, увеличение поступлений в местный и государственный бюджеты и т.д.

     В настоящем Областном законе № 51 - ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области» от 31 декабря 1999 года используются следующие основные понятия:

     туризм - временные выезды (путешествия) граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного  места жительства в целях удовлетворения их потребностей в отдыхе и (или) оздоровлении, а также в познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных (далее - туристских) целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

     турист (путешественник) - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в туристских целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

     экскурсант - гражданин, посещающий страну (место, объект туристского показа) в туристских целях в период до 24 часов или не осуществляющий ночевки в стране (месте) временного пребывания;

     туристские  ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского  показа, а также иные объекты, используемые в туристских целях и способствующие удовлетворению потребностей туристов;

     объект  туризма - это территория (участок, объект) рекреационно-туристского назначения, являющаяся частью земной или водной поверхности с собственным правовым режимом, имеющая замкнутые границы, фиксированное местоположение и площадь, природные, культурно-исторические, культурные и религиозные объекты, предназначенные для туристского показа;

     туристская  деятельность - туроператорская и  турагентская деятельность, а также иная деятельность юридических лиц и граждан, связанная с организацией и проведением путешествий и экскурсий, оказанием туристских услуг;

     туристская  индустрия - совокупность гостиниц и  иных средств размещения, средств  транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;

     тур - комплекс туристских услуг, включающий размещение, перевозку, питание туристов, услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые  туристу в зависимости от целей  путешествия;

     туристский  продукт - право на тур, предназначенный для реализации туристу;

     экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное физическое лицо, допущенное в установленном  порядке к проведению экскурсий;

     гид-переводчик - экскурсовод, дополнительно обладающий профессиональными знаниями одного или нескольких иностранных языков.

     Настоящий Областной закон в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области  устанавливает принципы политики Свердловской области в сфере туризма и  туристской деятельности, полномочия органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в сфере туризма и туристской деятельности, регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности туристских объединений, образуемых или действующих на территории Свердловской области.

     Признавая туристическую деятельность одной  из приоритетных отраслей экономики  РФ, государство содействует туристической  деятельности и создает благоприятные  условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности; формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

     С.И. Байлик дает определение туристской индустрии как  совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма, которая включает в себя следующие компоненты:

     Организаторы туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты).

     Туроператоры  выполняют функции организаторов и создателей комплексного продукта для группового туризма, а турагент – это физическое или юридическое лицо, выступающее  посредником по продаже сформированных туроператором туров.

     Когда человек путешествует, ему нужен  отдых и соответственно место, где  можно переночевать – для этого и нужен следующий сегмент индустрии туризма, которым являются предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.).

     Размещение  занимает центральное место в  комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия, и является неотъемлемой частью каждого тура. Средства размещения, под которыми понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющей места для ночевки, составляют основу туристской индустрии. Именно этой компоненте посвящены наши исследования.

     Так уж сложилось исторически, что первые потребности человека – это ночлег и питание, поэтому индустрия  туризма включает в себя и предприятия, предоставляющие услуги по удовлетворению потребностей туристов в пище.

     Важнейшим элементом туристкой инфраструктуры, который входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского  продукта, является транспортное обеспечение.

     Транспортные  предприятия включают: авто- и авиационные  предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др. Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется на три вида: сухопутный, водный, воздушный.

     Экскурсионная деятельность организует и оказывает  услуги, удовлетворяющие потребности  человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания .

     Немаловажным  является и то, что кроме всего  выше перечисленного человек хочет  удовлетворить свои духовные потребности, развлечься, и поэтому туризм не представляет себя без индустрии развлечений.

     Предприятия сферы досуга и развлечений  включают тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.

Информация о работе Туристический аспект развития муниципальной экономики