Туристический аспект развития муниципальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление мероприятий по повышению уровня развития экономики г.Екатеринбурга, путем развития туристической деятельности.

Содержание

Введение..……………………………………………………….. …………….….3
1 Влияние развития туризма на экономику города…………………….……....5
1.1 Понятие и сущность туризма как вида экономической деятельности…..…5
1.2 Значение туристической деятельности для экономики города……………11
1.3 Факторы развития туризма………………………….………………………16
2 Современное состояние туристической сферы в Екатеринбурге..………….22
2.1 Состояние туристического рынка в г. Екатеринбурге…..………………....22
2.2 Действия органов муниципальной власти по стимулированию развития туристической деятельности…………………………………………………….32
3 Проблемы и перспективы развития в г. Екатеринбурге…………………….35
Заключение…………………………..……………………………………………44
Список используемых источников………………..…………………..…………46

Работа содержит 1 файл

курс сбродова.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

     Рассматривая  форму как внешнее выражение  содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти, представлена в таблице 1.

     Таблица 1 - Основные формы государственного регулирования туризма и их сущность

       

     В качестве комментария к приведенной  таблице необходимо отметить следующее. 
Правотворчество следует рассматривать как более широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из «Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации».

     Поддержка субъектов сферы туризма со стороны  органов государственной власти (государства) может носить прямой и  косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.

     Методы  государственного регулирования туризма  достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме. Поэтому в рамках данной статьи останавливаться на них целесообразно только при необходимости раскрытия подробнее какого-либо из рассматриваемых ниже положений.

     Поскольку, как отмечалось выше, регулирование  является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном  уровне таким органом является Федеральное  агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру. 

     1.3 Факторы развития туризма 

     Прежде  чем проводить анализ развития туризма  в какой-либо стране необходимо выделить определенные позиции, которые влияют на туризм в целом и тормозят его развитие во всех странах.

     Все эксперты в области туризма следующие  факторы, влияющие на рост туристического потока:

     - политические;

     - экономические;

     - социально-демографические;

     - культурные;

     - научно-технический прогресс.

     Далее обо всех подробнее.

     Политические  факторы. Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в  стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма  в той или иной стране важны  сложившиеся международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе.

     Экономические факторы. Рост доходов населения  в экономически развитых странах  позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.

     На  развитие туризма значительное влияние  оказывают внешнеэкономическая  деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма.

     Однако  такие явления в экономике, как  ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические  забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.

     Социально-демографические  факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

     Для многих стран мира характерна тенденция  изменения соотношения рабочего и свободного времени. С увеличением свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми.

     Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины позднее стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материальную независимость количество женщин, путешествующих с деловыми целями, возрастает большими темпами.

     Культурные  факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам.

     Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; усовершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.

     Развитие  туризма существенно зависит  от информированности туристов о  местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств  массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.

     Подводя небольшой итог можно выделить что  все факторы, влияющие на развитие туристской отрасли, можно разделить на две  группы:

     1) внешние факторы, которые действуют  вне зависимости от функционирования  организаций индустрии туризма  (политические, экономические, социально-демографические  и культурные);

     2) внутренние факторы, способствующие  развитию туризма, активно используемые  туристскими организациями в своем функционировании.

     При обслуживании туристов используются современные  компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов.

     Дальнейшее  развитие туризма невозможно без  строительства новых и реконструкции  существующих объектов туризма с  учетом последних достижений науки  и техники; повышения культуры и  качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных технологий обслуживания туристов.

     Туристский  рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

     Емкость туристского рынка - это его способность  «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т.е. возможный  объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

     На  туристском рынке сталкиваются спрос  на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

     Механизм  функционирования туристского рынка - это система действий экономических  рычагов для сбалансирования  спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.

     Функционирование  туристского рынка можно представить схемой, приведенной на рис. 1., которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот. 

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     Рис. 1. Схема функционирования туристского рынка 

     Туристский  кругооборот - это система экономических  и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков  туристского продукта, инвестиций в  развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

     Туристский  кругооборот осуществляется по следующей схеме (рис. 2.):

     1 - турист платит турфирме деньги  за турпутевку;

     2 - турфирма выдает туристу турпутевку;

     3 - турист обменивает турпутевку на турпродукт, т.е. на конкретные услуги туризма;

     4 - в процессе реализации турпродукта  турист получает туристские впечатления,  т. е. происходит процесс косвенного  возврата туристу его денег;

     5 - турфирма производит инвестиции  в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов тур-продукта;

     6 - турфирма получает новые виды  турпродукта;

     7 - турфирма платит налоги и  различные сборы в бюджет. 

                                                                        1

                                         1 2               2                           1    2

                                                                                                  7

                           3  4                                                       7                 5      6

                                                  5      6 

       

     Рис. 2. Схема туристского кругооборота

                          потоки туристского продукта;

                    денежные потоки 
 
 

 

     

     2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ  СФЕРЫ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ 

     2.1 Состояние туристического рынка в г. Екатеринбурге 

     Туризм  сегодня рассматривается как  одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На долю международного туризма приходится 8% всего объема мирового экспорта и 30-35%  торговли услугами в мире.

     Туристская  индустрия располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей  и взаимодействует со всеми отраслями  экономического комплекса, в силу чего выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития территории.

Информация о работе Туристический аспект развития муниципальной экономики