Техника СОТ

Автор: Инна Мишина, 10 Октября 2010 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца
80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА
1.1 Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей ………………………………………………….……6
1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям ………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах ………………………………………………………………....21
2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям …………………………………...….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….……41

Работа содержит 1 файл

ТЕХНИКА СОТ 6 КУРС.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

   Далее двигаемся вдоль берега Волги. На протяжении всего участка над  головами нависают утесы до 40 м. Доходим до последнего оврага. В описаниях фигурирует название оврага - Тюрьма, по легенде, разбойники держали своих узников в темницах, высеченных в его склонах и никто не мог из него выбраться. Овраг действительно крутой, но по правому склону проходит хорошо утоптанная тропа, по ней можно выбраться из оврага-темницы. Сверху открывается вид на утес, отличающийся от других это и есть "утес Степана Разина". С другой стороны оврага возвышается Дурман гора (186,2м). Здесь можно устроить перекус. На юго-запад ведет хорошая грунтовая дорога. Через километр она упирается еще в одну грунтовку, направо - с. Белогорское, а нам налево. Грунтовка поросшая травой, с двумя колеями, ей давно не пользуются. Дорога весьма крутая, поэтому возможно придется идти пешком. Через 2 км еще одна развилка, здесь налево. В месте, где один из крайних отрогов оврага Тюрьма подходит к дороге, сворачиваем направо, на юг, и, пройдя еще порядка нескольких километров, оврагами спускаемся на дно балки Даниловский овраг. Упираемся в ручей и заросшие сады. Попродиравшись через заросли кустов и деревьев, попадаем на заросшую колею, по которой двигаемся параллельно ручью и еще через метров 500 в него упирается. Здесь была кабанья ферма. Есть дрова, вода, ровное место для палаток и костровище.

   День  пятый

   Продолжаем  наш путь по дороге вверх, на юг, сначала  пешком. Наверху развилка, нам нужна  дорога прямо (на юго-запад), двигаемся  вдоль посадок и выезжаем на накатанную сельскохозяйственной техникой грунтовку. Через несколько километров уже  видно село Воднобуерачное, поворачиваем с дороги налево. Въезжаем в село и через некоторое время поворачиваем на центральную улицу (на юг), которая приводит нас к магазину, где можно совершить необходимые покупки.

   От  магазина по той же улице движемся прямо, никуда не сворачивая и, когда заканчиваются жилые дома, выезжаем на ровную асфальтовую дорогу, по которой движемся в сторону с. Щербатовка. Местность очень живописная - сосны, ели, поля изумрудно-зеленого цвета, небольшие села - и все время - спуск-подъем, ровных отрезков почти нет. Между Щербатовкой и Верхн.Куланинкой, на вершине очередного подъема, устраиваем перекус.

   Проехав с. Верхн. Добринка останавливаемся на обед.

   Далее движемся, опять на юг. Едем до Камышина, опять подъемы и скоростные спуски. От Камышина едем до Речного вокзала., на последнем ОМе отправляемся в г. Николаевск. От пристани едем на юг, вдоль Волги и упираемся в нефтехранилище "Лукойл", объехав его, встаем в овраге, недалеко от берега, между заброшенным заводиком и с.Очкуровка. Волга неглубокая, берег глинистый.

   День  шестой

   Выезжаем  в восточном направлении обратно  к Николаевску, через 500м асфальтовая  дорога. Далее идет ровная грунтовка. Проехав 2 км, на повороте к с. Солодушино поворачиваем на восток. Через километр выезжаем на федеральную трассу Самара - Энгельс - Волгоград и движемся по ней на юг. Дорога ровная и почти без поворотов, перепады высот не более 25м. Через 20 км заезжаем в пос. Быково и пополняем запасы продовольствия. Двигаемся дальше по трассе. Останавливаемся на обед, проехав село Молодежное, в посадках за ним и набрав предварительно в селе воды, поскольку речек здесь нет.

   Продолжаем  движение по трассе на юго-запад. Останавливаемся  на повороте к с. Новоникольское. Проехав 150м от трассы на запад, останавливаемся в посадках. Воду можно набрать в канале.

   День  седьмой

   Выезжаем, и, возвратившись на трассу, опять  двигаемся в южном направлении, сегодня нам нужно попасть  в Волжский. Проехав порядка 50 км въезжаем в г. Волжский. Проехав поворот на ст. Паромная, едем в юго-западном направлении, пока не упремся в Т-образный перекресток и на нем поворачиваем направо, к Волге. Доехав до ж/д переезда, поворачиваем налево, а проехав под эстакадным мостом, на следующем перекрестке поворачиваем направо и едем все время по этой дороге, через Волжскую ГЭС. Переехав через р. Волгу, на въезде в Волгоград, у памятника, переезжаем на другую сторону дороги и по грунтовке спускаемся в парковую зону перед заливом. Здесь можно встать на обед.

   После обеда, вернувшись на асфальтовую дорогу, проезжаем по городу. Все время двигаемся по центральной улице - Ленина и через 10-15км, подъезжаем к мемориальному комплексу "Мамаев курган". Здесь можно устроить экскурсию по кургану.

   Далее продолжаем движение в том же направлении  в сторону ж/д вокзала. По пути также можно посетить "дом Павлова" и музей "Панорама". Ночевать можно на Мамаевом кургане, позади центрального входа. Костер желательно не разжигать, поужинать можно сухим пайком.

   День  восьмой

   Выезжаем  с места ночевки и отправляемся на вокзал. Проезжаем 5,5 км до вокзала. И ждем посадки на наш поезд. 

   Оценка  категории сложности маршрута. 

   Всего за поход должно быть пройдено 471,3 км за 8 дней. Местность, по которой будет  проходить маршрут, является слабопересеченной. По минимальной протяжённости и  по продолжительности поход удовлетворяет 2 категории сложности.

   Категория сложности велосипедного маршрута является комплексным показателем, учитывающим все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохождения, в том числе интенсивность  прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма. Которая заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий (ЛП), которые можно было бы отнести исключительно к этому виду туризма. Поэтому включение таких участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, и для таких участков характерна малая протяженность. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит при этом косвенным фактором 5, с.104 . В связи с этим наличие ЛП в данном маршруте сведено к минимуму и равно 1 (преодоление заболотившегося ручья вброд). Наличие данного препятствия влияет лишь на увеличение интенсивности прохождения маршрута.

   Основным  видом препятствий велосипедного  маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности, являются протяженные препятствия (ПП). В данной местности это участки маршрута, имеющие неизменный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. (5, с.106).

   Необходимым условием соответствия маршрута второй категории сложности является наличие  следующего количества определяющих препятствий: одно препятствие 1 к.т. и два препятствия 2 к.т. (5, с.111).

   Общее количество определяющих ПП на маршруте = 3 (104 км по асфальту, 5 км по используемой тракторной дороге и 14 км по крупнощебеночной дороге). Для оценки набора препятствий необходимо определить категорию трудности данных препятствий:

   1. КТ=0,7 2,04 1 1=1,4, следовательно, данное  препятствие соответствует 1 категории трудности (5, с.107);

   2. КТ=1,8 1,05 1 1=1,9, следовательно, данное  препятствие соответствует 2 категории  трудности (5, с.107);

   3. КТ=1,4 1,14 1 1=1,6, следовательно, данное  препятствие соответствует 2 категории  трудности (5, с.107).

   Далее необходимо определить интенсивность (I) прохождения маршрута. Интенсивность  прохождения данного маршрута равна 1,4154 (5, с.104).

   Общее количество баллов за ПП составляет 4,9.

   Показатель  автономности данного маршрута = 0,5 (5,с.109).

   Сезонно-географический показатель данной местности в межсезонье равен 6 (5,с.110).

   Учитывая  цель похода, интенсивность прохождения  маршрута, а так же наличие определяющих препятствий, соответствующих категорий  трудности, можно рассчитать категорию  сложности данного похода 5,с.111: КС = 4,9 1,4154 0,5+6=9,5, следовательно, данный велопоход соответствует второй категории сложности. 

   И в завершении данного параграфа  можно отметить следующее: сравнительно недорогие подъезды, разнообразие в  дорожном покрытии и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов второй категории сложности;

   каждый  участник данного похода в процессе движения имеет возможность повысить свой индивидуальный уровень общетуристской подготовки и научиться способствовать организации работы группы, как единого целого. 

     

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Подводя итоги, следует сказать, что для  велосипедного туризма характерны динамичные походы с разнообразными препятствиями, частая смена впечатлений и большие покрываемые расстояния. Велосипедные походы могут проходить практически в любом районе и в любое время года. Велосипедный поход позволяет достичь тех мест, которые недостижимы иным образом в силу своей удаленности.

   У велосипедного туризма в Саратовской и Волгоградской областях большое будущее, в связи с тем, что в последнее время в немалой степени велосипед пользуется популярностью из-за возможности его практически повсеместного использования и как экономичное, довольно быстрое средство передвижения, а также в виду своей универсальности. Универсальность же его в том, что проехать на велосипеде можно практически по любой дороге, с ним можно форсировать овраги, преодолевать пески, каменистые и горные тропы, переходить вброд реки. Это существенно расширяет географию путешествий.

   Также следует отметить то, что велосипедный туризм пригоден в качестве оздоровления населения разного возраста в  силу его общедоступности, так как  походы первой-второй категорий сложности  доступны практически любому человеку, не имеющему серьезных заболеваний, с нормальным физическим развитием, поскольку не представляют каких-либо предельных требований к функциональным возможностям организма. Поэтому возраст не имеет особого значения, так как определенной физической подготовки требуют лишь сложные велопоходы.

   По  результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

   Территория  Саратовской и Волгоградской  областей хорошо освоена в хозяйственном  и туристском отношениях, имеет разветвленную  сеть автодорог с твердым покрытием, равнинный рельеф местности, благоприятные климатические условия, а также высокую плотность населенных пунктов с интересными памятниками природы и истории. Вместе с тем в данных областях достаточно богатый выбор мест для отдыха и ночных стоянок с палатками. Все это способствует проведению велосипедных походов начальных категорий сложности (1-2).

   Одним из критериев успешного прохождения  велопохода любой категории сложности  является выбор оптимального материально-технического обеспечения. Общие требования к материально-техническому обеспечению велопоходов: соответствие функциональному назначению, прочность, легкость, износоустойчивость. Учитывая данные требования, представляется возможным подобрать необходимое групповое и личное снаряжение в оптимальных соотношениях по качеству и количеству этого снаряжения.

   Основными естественными препятствиями на веломаршрутах, проводимых в данной местности являются понижения и  возвышенности в сочетании с  грунтовыми и проселочными дорогами. И хотя технически сложные участки отсутствуют, велосипедные маршруты по данному региону дают возможность освоить технику и тактику велотуризма, проводить здесь полноценные учебно-тренировочные походы по программам начальной и базовой туристской подготовки.

   Актуальность  разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям в том, что в настоящее время не представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе.

   Цель  курсовой работы достигнута, а именно на основании исследования физико-географических и климатических характеристик данных областей, анализа материально - технического обеспечения спортивно-оздоровительных велосипедных туров второй категории сложности, проведенном исходя из специфики Саратовской и Волгоградской областей, а также на основании сравнительного анализа велосипедных туров, проведенных на территории Саратовской и Волгоградской областей в 2000-2008 годах, были разработаны технические аспекты проведения спортивно-оздоровительного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

Информация о работе Техника СОТ