Автор: Инна Мишина, 10 Октября 2010 в 12:36, курсовая работа
Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца
80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА
1.1 Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей ………………………………………………….……6
1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям ………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах ………………………………………………………………....21
2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям …………………………………...….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….……41
Далее двигаемся вдоль берега Волги. На протяжении всего участка над головами нависают утесы до 40 м. Доходим до последнего оврага. В описаниях фигурирует название оврага - Тюрьма, по легенде, разбойники держали своих узников в темницах, высеченных в его склонах и никто не мог из него выбраться. Овраг действительно крутой, но по правому склону проходит хорошо утоптанная тропа, по ней можно выбраться из оврага-темницы. Сверху открывается вид на утес, отличающийся от других это и есть "утес Степана Разина". С другой стороны оврага возвышается Дурман гора (186,2м). Здесь можно устроить перекус. На юго-запад ведет хорошая грунтовая дорога. Через километр она упирается еще в одну грунтовку, направо - с. Белогорское, а нам налево. Грунтовка поросшая травой, с двумя колеями, ей давно не пользуются. Дорога весьма крутая, поэтому возможно придется идти пешком. Через 2 км еще одна развилка, здесь налево. В месте, где один из крайних отрогов оврага Тюрьма подходит к дороге, сворачиваем направо, на юг, и, пройдя еще порядка нескольких километров, оврагами спускаемся на дно балки Даниловский овраг. Упираемся в ручей и заросшие сады. Попродиравшись через заросли кустов и деревьев, попадаем на заросшую колею, по которой двигаемся параллельно ручью и еще через метров 500 в него упирается. Здесь была кабанья ферма. Есть дрова, вода, ровное место для палаток и костровище.
День пятый
Продолжаем наш путь по дороге вверх, на юг, сначала пешком. Наверху развилка, нам нужна дорога прямо (на юго-запад), двигаемся вдоль посадок и выезжаем на накатанную сельскохозяйственной техникой грунтовку. Через несколько километров уже видно село Воднобуерачное, поворачиваем с дороги налево. Въезжаем в село и через некоторое время поворачиваем на центральную улицу (на юг), которая приводит нас к магазину, где можно совершить необходимые покупки.
От магазина по той же улице движемся прямо, никуда не сворачивая и, когда заканчиваются жилые дома, выезжаем на ровную асфальтовую дорогу, по которой движемся в сторону с. Щербатовка. Местность очень живописная - сосны, ели, поля изумрудно-зеленого цвета, небольшие села - и все время - спуск-подъем, ровных отрезков почти нет. Между Щербатовкой и Верхн.Куланинкой, на вершине очередного подъема, устраиваем перекус.
Проехав с. Верхн. Добринка останавливаемся на обед.
Далее движемся, опять на юг. Едем до Камышина, опять подъемы и скоростные спуски. От Камышина едем до Речного вокзала., на последнем ОМе отправляемся в г. Николаевск. От пристани едем на юг, вдоль Волги и упираемся в нефтехранилище "Лукойл", объехав его, встаем в овраге, недалеко от берега, между заброшенным заводиком и с.Очкуровка. Волга неглубокая, берег глинистый.
День шестой
Выезжаем
в восточном направлении
Продолжаем движение по трассе на юго-запад. Останавливаемся на повороте к с. Новоникольское. Проехав 150м от трассы на запад, останавливаемся в посадках. Воду можно набрать в канале.
День седьмой
Выезжаем, и, возвратившись на трассу, опять двигаемся в южном направлении, сегодня нам нужно попасть в Волжский. Проехав порядка 50 км въезжаем в г. Волжский. Проехав поворот на ст. Паромная, едем в юго-западном направлении, пока не упремся в Т-образный перекресток и на нем поворачиваем направо, к Волге. Доехав до ж/д переезда, поворачиваем налево, а проехав под эстакадным мостом, на следующем перекрестке поворачиваем направо и едем все время по этой дороге, через Волжскую ГЭС. Переехав через р. Волгу, на въезде в Волгоград, у памятника, переезжаем на другую сторону дороги и по грунтовке спускаемся в парковую зону перед заливом. Здесь можно встать на обед.
После обеда, вернувшись на асфальтовую дорогу, проезжаем по городу. Все время двигаемся по центральной улице - Ленина и через 10-15км, подъезжаем к мемориальному комплексу "Мамаев курган". Здесь можно устроить экскурсию по кургану.
Далее продолжаем движение в том же направлении в сторону ж/д вокзала. По пути также можно посетить "дом Павлова" и музей "Панорама". Ночевать можно на Мамаевом кургане, позади центрального входа. Костер желательно не разжигать, поужинать можно сухим пайком.
День восьмой
Выезжаем
с места ночевки и отправляемся
на вокзал. Проезжаем 5,5 км до вокзала.
И ждем посадки на наш поезд.
Оценка
категории сложности маршрута.
Всего за поход должно быть пройдено 471,3 км за 8 дней. Местность, по которой будет проходить маршрут, является слабопересеченной. По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 2 категории сложности.
Категория
сложности велосипедного
Основным
видом препятствий
Необходимым условием соответствия маршрута второй категории сложности является наличие следующего количества определяющих препятствий: одно препятствие 1 к.т. и два препятствия 2 к.т. (5, с.111).
Общее количество определяющих ПП на маршруте = 3 (104 км по асфальту, 5 км по используемой тракторной дороге и 14 км по крупнощебеночной дороге). Для оценки набора препятствий необходимо определить категорию трудности данных препятствий:
1. КТ=0,7 2,04 1 1=1,4, следовательно, данное препятствие соответствует 1 категории трудности (5, с.107);
2. КТ=1,8 1,05 1 1=1,9, следовательно, данное препятствие соответствует 2 категории трудности (5, с.107);
3. КТ=1,4 1,14 1 1=1,6, следовательно, данное препятствие соответствует 2 категории трудности (5, с.107).
Далее необходимо определить интенсивность (I) прохождения маршрута. Интенсивность прохождения данного маршрута равна 1,4154 (5, с.104).
Общее количество баллов за ПП составляет 4,9.
Показатель автономности данного маршрута = 0,5 (5,с.109).
Сезонно-географический показатель данной местности в межсезонье равен 6 (5,с.110).
Учитывая
цель похода, интенсивность прохождения
маршрута, а так же наличие определяющих
препятствий, соответствующих категорий
трудности, можно рассчитать категорию
сложности данного похода 5,с.111: КС =
4,9 1,4154 0,5+6=9,5, следовательно, данный велопоход
соответствует второй категории сложности.
И в завершении данного параграфа можно отметить следующее: сравнительно недорогие подъезды, разнообразие в дорожном покрытии и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов второй категории сложности;
каждый
участник данного похода в процессе
движения имеет возможность повысить
свой индивидуальный уровень общетуристской
подготовки и научиться способствовать
организации работы группы, как единого
целого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итоги, следует сказать, что для
велосипедного туризма
У
велосипедного туризма в
Также следует отметить то, что велосипедный туризм пригоден в качестве оздоровления населения разного возраста в силу его общедоступности, так как походы первой-второй категорий сложности доступны практически любому человеку, не имеющему серьезных заболеваний, с нормальным физическим развитием, поскольку не представляют каких-либо предельных требований к функциональным возможностям организма. Поэтому возраст не имеет особого значения, так как определенной физической подготовки требуют лишь сложные велопоходы.
По
результатам проведенной работы
можно сделать следующие
Территория Саратовской и Волгоградской областей хорошо освоена в хозяйственном и туристском отношениях, имеет разветвленную сеть автодорог с твердым покрытием, равнинный рельеф местности, благоприятные климатические условия, а также высокую плотность населенных пунктов с интересными памятниками природы и истории. Вместе с тем в данных областях достаточно богатый выбор мест для отдыха и ночных стоянок с палатками. Все это способствует проведению велосипедных походов начальных категорий сложности (1-2).
Одним
из критериев успешного
Основными естественными препятствиями на веломаршрутах, проводимых в данной местности являются понижения и возвышенности в сочетании с грунтовыми и проселочными дорогами. И хотя технически сложные участки отсутствуют, велосипедные маршруты по данному региону дают возможность освоить технику и тактику велотуризма, проводить здесь полноценные учебно-тренировочные походы по программам начальной и базовой туристской подготовки.
Актуальность разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям в том, что в настоящее время не представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе.
Цель курсовой работы достигнута, а именно на основании исследования физико-географических и климатических характеристик данных областей, анализа материально - технического обеспечения спортивно-оздоровительных велосипедных туров второй категории сложности, проведенном исходя из специфики Саратовской и Волгоградской областей, а также на основании сравнительного анализа велосипедных туров, проведенных на территории Саратовской и Волгоградской областей в 2000-2008 годах, были разработаны технические аспекты проведения спортивно-оздоровительного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.