Техника СОТ

Автор: Инна Мишина, 10 Октября 2010 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца
80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА
1.1 Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей ………………………………………………….……6
1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям ………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах ………………………………………………………………....21
2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям …………………………………...….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….……41

Работа содержит 1 файл

ТЕХНИКА СОТ 6 КУРС.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

   Зима  в Волгоградской области, как  правило, начинается в ноябре и длится 130 - 150 дней. Весна обычно короткая, наступает в марте - апреле. В мае часто бывают заморозки, нанося большой ущерб сельскохозяйственным культурам и плодоносящим садам. Лето устанавливается в мае, иногда в июне и продолжается около 3-х месяцев. Осень длится с середины сентября до середины ноября. В сентябре часто бывают заморозки.

   Рельеф  разнообразен, от бессточной низменной  равнины в Заволжье до возвышенной  расчлененной территории на севере и  западе области.

   Расположенная в зоне сухих степей и полупустынь, Волгоградская область относится к малолесным регионам. При общей площади 113 тыс.кв. км, леса в области занимают лишь 4,3%. Общая площадь лесов Волгоградской области.

   По  территории области протекает около 200 рек различной величины. Они  относятся к бассейнам Азовского  и Каспийского морей, Прикаспийскому и Сарпинскому бессточным бассейнам.

   Через территорию области проходят важные железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные трассы. Общая протяженность  железнодорожных путей составляет 1,6 тыс. км, внутренних судоходных путей - 1,5 тыс. км, автомобильных дорог - более 14 тыс. км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие.). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из стран Центральной Азии, Китая и Сибири в Иран в страны Среднего Востока и Средиземноморья.

   На  основании приведенных характеристик  местности данных областей можно  сделать следующие выводы:

   На  всем протяжении южной части Саратовской  области и северной части Волгоградской области природные и климатические условия весьма разнообразны, а данную местность можно охарактеризовать как слабопересеченную с перепадами высот до 50 метров. В связи с этим максимальной категорией сложности велотуров для данных областей является вторая. Проведение велотуров максимальной категории сложности, то есть второй, возможно лишь в межсезонье из-за особенностей рельефа данной местности. В полупустынях Заволжья в условиях бездорожья (песчаные дороги) проведение походов 2 к.с. возможно в любой сезон.

   Особой  привлекательностью у велотуристов пользуется местность по берегам  реки Волги и районы побережья  Волгоградского и Саратовского водохранилищ.

   Благоприятным факторам для проведения велопоходов  в данной местности является наличие  грунтовых проселочных дорог, достаточно спокойных автодорог с асфальтовым покрытием и просто хорошо наезженных дорог без покрытия. А вот отрицательным фактором можно считать то, что после весенней распутицы грунтовые дороги на севере Волгоградской области становятся малопригодными для велосипеда, и по ним может проехать лишь крупная колесная техника. 

   1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно

   оздоровительного  велосипедного тура второй категории сложности по

   Саратовской и Волгоградской  областям 

   В данном параграфе будет проанализировано материально-техническое обеспечение велопоходов исходя из специфики Саратовской и Волгоградской областей. Все снаряжение велотуристов можно разделить на три большие части: групповое (или общественное) общетуристское; личное (или индивидуальное) общетуристское; специальное, относящееся только к велотуризму (групповое и личное).

   Групповое общетуристское снаряжение состоит  из палаток, тентов, вещей для приготовления  пищи, медицинской аптечки. В личное общетуристское снаряжение входят спальные принадлежности, одежда, обувь, посуда, предметы личного туалета и др. Групповое специальное - ремонтный набор и инструменты, - некоторые запасные части к велосипедам, чехол для перевозки велосипеда в транспорте. Личное специальное - велосипед с принадлежностями и оборудованием, велорюкзак, шлем и т.д.

   Снаряжение  велотуриста должно точно соответствовать  району и времени года, в котором  путешествие проводится. Туристы  всегда стремятся к тому, чтобы  снаряжение было как можно легче, компактнее и в то же время прочнее и надежнее по своей конструкции, удобным, приятных расцветок. Поэтому велотуристы предъявляют высокие требования к материалам, из которого оно изготовлено, добиваясь уменьшения веса.

   Главное при подборе снаряжения к походу - в поход берется то, без чего нельзя обойтись, и чтобы не было лишних вещей. Предлагаем описание некоторого группового общетуристского снаряжения (см. прил. В):

   Палатка должна отвечать следующим требованиям: прочность, ветроустойчивость, легкость, комфортность, водонепроницаемость, простота и надежность установки. В велосипедных походах в основном применяются палатки типа "домиком" и каркасные. Все палатки обрабатываются специальными гидрофобными пропитками.

   Костровое оборудование. Велотуристы пищу готовят  в основном на костре. Из кострового оборудования наиболее распространены трос и таганки. Использование тросов вынуждает искать для костра два дерева, отстоящие друг от друга на расстоянии 3-10 м. Поэтому все больше туристов предпочитают применять таганки. Также используют примусы и другие нагревательные приборы. Из примусов наиболее употребляемы "Шмель", "Турист" и "Огонек". "Шмель" и "Огонек" имеют вертикальную, а "Турист" горизонтальную компоновку. Примусы "Турист" и "Огонек" не пользуются у велотуристов популярностью из-за их малой мощности. В последние годы велотуристы оценили портативные газовые горелки типа Camping Gaz. На них можно не только готовить, но и использовать их для освещения, если взять газовые лампы.

   Емкости для воды. В данной местности, где  ручьи, родники и каналы встречаются часто, берут пластиковые бутылки, так как они вместительны (до 2 л) и их удобно размещать в велорюкзаках. Ведра применяют овального сечения. Комплект состоит из трех ведер с проволочными ручками, входящих одно в другое. На каждого человека должно приходиться не меньше 1,5 л емкости.

   4. Прочее групповое снаряжение. Можно  взять маленькую ножовку в  кожаном чехле. Хорошо зарекомендовало  себя полотно Sandvik (Швеция). Разделочную  доску можно использовать для  раздувания костра. Для карты нужно иметь файл, который предохранит ее от дождя. Если нет газовой лампы, в мае-июле достаточно иметь на палатку по одному фонарю и по одному комплекту запасных батареек.

   Компас  нужен всегда, но если предполагается движение по лесным дорогам и тропам, а также по местности, бедной ориентирами, нужно взять не менее двух компасов.

   Медицинская аптечка.

   Продукты  питания. В ненапряженных велопоходах 1 и 2 категорий сложности суточный расход энергии составляет обычно 3200-4000 ккал. Походное меню (см. прил. Г) должно быть составлено так, чтобы восполнять затрачиваемую энергию. В походах обычно практикуют цикличное меню, то есть повторяющееся через 3-4 дня. В велопоходах 1-2 к.с. обычно можно пополнить запас продуктов в населённых пунктах. 

   В велопоходе обязательным является наличие хозяйственного и общетуристского ремонтного набора (см. прил. Д).

   По  принципу "усреднения" был составлен  список личного снаряжения (см. прил.6), который может быть уменьшен или  дополнен другими вещами в зависимости  от географической широты, времени года путешествия, закаленности участников и т. д.

   Самое главное в велопоходе любой категории  сложности это защита. Каждый турист, отправляющийся в поход должен быть обязательно снабжен специальным  шлемом и защитой (колено-локтевая, полная, защита голеня).

   Одно  из главных составляющих личного  снаряжения это спальный мешок. Основные требования к спальному мешку - он должен дать максимум комфорта и защитить человека от холода.

   Наилучшим наполнителем для спальных мешков является натуральный пух, но он дорог и более гигроскопичен. Поэтому для наполнителя спальных мешков чаще используют не пух, а синтепон, тинсулейт, холофайбер.

   Для велотуризма можно порекомендовать  спальные мешки с наполнителями  известной американской фирмы Du Pont: Hollofill-ll, Quallofill, Hollofill-808. Помимо отличных теплоизоляционных свойств "дюпоновские" наполнители обладают способностью сжиматься и восстанавливать первоначальный объем. А материалы, из которых шьются спальные мешки, не пропускают влагу внутрь мешка и в то же время "дышат".

   Часто в велотуризме используются облегченные  спальные мешки с хлопчатобумажными  вкладышами.

   Следующая составляющая - это коврик. Самый  простой коврик можно сделать  из двух кусков болоньи или капрона  и пенопластовых плиток толщиной 5-8 мм. Такой коврик легок, занимает мало места, но он имеет два недостатка: из-за своей жесткости не обеспечивает достаточного комфорта, а в случае проникновения в палатку воды пропускает ее к спальному мешку через швы. Коврики из пенополиэтилена в виде рулона тоже прекрасны во время сна (хорошая теплоизоляция, смягчают неровности почвы), но неудобны при транспортировке. Хорошо зарекомендовали себя теплоизоляционные коврики с лавсановым металлизированным покрытием: сворачиваются в компактный рулон длиной 15-18 см и диаметром 10-12 см, весят около 200 г. Но тоже есть недостаток: при их толщине 5-7 мм, лежа на них, хорошо чувствуешь неровности почвы.

   Из  личного специального (велотуристского) снаряжения также следует назвать  велорюкзак. Используют специальные  велорюкзаки с пониженным центром тяжести либо переметные или вьючные сумки, в качестве которых можно применить маленькие детские рюкзаки.

   Прежде  всего, важно узнать, из какого материала  сшит велорюкзак. Использование материалов типа Cordura 1000; Oxford Nylon 210, 330 WP, 420; Hipora уменьшает не только вес рюкзака, но решает проблему герметичной упаковки одежды. Cordura 1000 - особо прочный материал, изготавливаемый из нитей, производимых фирмой Du Pont.

   Для усиления водоотталкивающих свойств  материалов рекомендуется использовать пропитки фирмы Nik-wax Waterproofing (13).

   Можно сформулировать общие свойства и  требования к велорюкзаку:

   Велорюкзак  должен иметь П-образную или Л-образную форму. Выбор формы рюкзака зависит  от того, какой конструкции багажник у велосипеда. Багажники велосипедов, как и велорюкзаки бывают П-образные или Л-образные. П-образный багажник является традиционным, в отличие от него Л-образный имеет большую поперечную грузоподъемность, меньший вес. Значительно меньше при таком багажнике и напряжения, возникающие на краях платформы с размещенным на нем тяжелым велорюкзаком.

   Вес велорюкзака, как правило, не превышает 1,5 кг.

   Велорюкзак  шьется из яркой ткани (красной, оранжевой, в крайнем случае, желтой), либо имеет  вшитые светоотражающие полосы на задней стенке.

   Он  выполняется из плотной ткани.

   Велорюкзак  имеет жесткие стенки, то есть хорошо держит свою форму, дно его не опускается ниже оси заднего колеса велосипеда.

   Имеет скосы с передней стороны его "ног" (пятки велотуриста не должны задевать за передние стенки велорюкзака).

   Внутренняя  стенка велорюкзака, обнимающая багажник и его стойки, как правило, имеет  защитную П-образную прокладку из толстого полиэтилена, кожзаменителя, дермантина или другого водоотталкивающего материала.

   Велорюкзак  имеет тубус в верхней его части с застежками или боковой шнуровкой.

   Он  имеет большой непромокаемый  клапан (например, из ткани типа "серебрянка"), полностью укрывающий его от дождя.

   Для переноски велорюкзака на сложных  участках, преодолеваемых пешком, он должен иметь ремни (лучше съемные).

   Велорюкзак  должен иметь снаружи от трех до семи накладных влагонепроницаемых карманов на задней и боковых его  стенках для размещения в них  предметов первой необходимости. Все  карманы должны иметь практичную застежку (типа "молния", "репейник"). 

   Целесообразно также изготовить чехол для седла, который будет предохранять его  от влаги, механических повреждений  и т.д. Кроме того, чехол поможет  велосипедисту уберечься от потертостей, но для этого он не должен иметь  складок и грубых швов. Изготовить его можно из тонкого брезента, капрона или другого синтетического материала (13).

Информация о работе Техника СОТ