Техника СОТ

Автор: Инна Мишина, 10 Октября 2010 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца
80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА
1.1 Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей ………………………………………………….……6
1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям ………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах ………………………………………………………………....21
2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям …………………………………...….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….……41

Работа содержит 1 файл

ТЕХНИКА СОТ 6 КУРС.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

   Ну  и, конечно же, велосипед (см. прил. Ж). Для многодневных велопоходов могут подойти велосипеды типа touring. Внешне они похожи на обычные шоссейные велосипеды, но имеют ряд отличий от них. Во-первых, рамы, разрабатываемые для touring'ов, имеют некоторые отличия в геометрии от стандартных рам шоссейников, например, имеют большую базу, это делает такие велосипеды более устойчивыми и позволяет комфортно передвигаться на них с грузом. Также, рамы имеют большую прочность и жесткость, обычно за счет более широких труб, это особенно важно при движении с грузом. Рамы изготавливаются из алюминия или хромомолибдена. Фирма Cannondale выпускает велосипед этого класса с амортизационной вилкой (HeadShok Silk Tour D). Предусмотрена возможность установки багажников (переднего и заднего). Во вторых, туринги позволяют устанавливать колеса с широкой резиной, до 700x38 (шоссейники обычно - до 700x28). Возможность варьировать ширину (и соответственно профиль) резины позволяет настроить ваш велосипед под предполагаемый маршрут. Для более сильного и резкого торможения, особенно актуального при езде с грузом, используются тормоза из горных групп (иногда даже гидравлические). Некоторые фирмы (например Trek и Klein) для комплектации своих турингов используют передние шоссейныe звезды, а задние - горные, фирма Cannondale в некоторых моделях использует только шоссейные звезды, а в некоторых - только горные. У каждой из концепций есть свои плюсы и минусы, так комбинированная навеска позволяет иметь максимальный диапазон передаточных чисел, от 52/11 до 30/30. Велосипеды этого класса выпускают разные фирмы: Cannondale T900/Silk Tour 2000, Bianchi Volpe, Trek 520, Klein Navigator.

   В верхней одежде велотуриста трудно провести грань между вещами общетуристского характера и специальными, предназначенными только для велосипедистов. Поэтому всю одежду мы будем рассматривать вместе.

   Одежда  велотуриста должна быть легкой, не стеснять движений, не иметь грубых швов, которые могут привести к потертостям, а также быть эластичной. Облегчение одежды не должно достигаться за счет снижения ее теплозащитных свойств. Кроме того, одежда должна иметь хорошую водонепроницаемость, должна позволять испарять потовыделения с поверхности кожи, сохраняя теплозащитные свойства (13).

   В комплект одежды для езды на велосипеде, прежде всего, входит ветрозащитная  куртка. Одежда велотуриста, особенно направляющего и замыкающего, должна быть яркой. В велотуризме используются куртки из легких прочных материалов, например, Gore-Tex, Super Bretex, Polartec, Cyclone, Sympatex. Gore-Tex - это мембранная ткань, то есть между несколькими слоями размещается тефлоновая мембрана. Она не пропускает воду и ветер, а водяной пар, наоборот, свободно проходит изнутри наружу. Таким образом, разновидности ткани Gore-Tex сочетают в себе три важнейших качества: непромокаемость, непродуваемость и способность "дышать". Для спортивной одежды чаще используются материалы Gore-Tex Z-liner и Gore-Tex Z light (в них мембрана свободно подвешена между внешней тканью и подкладкой, либо накатана на подкладку). Для серьезных внешних нагрузок больше подходит Gore-Tex 2 layer и Gore-Tex 3 layer (мембрана накатана на внутреннюю поверхность внешней ткани или прокатана между внешней тканью и прокладкой).

   В настоящее время существует немало аналогов Gore-Tex, прежде всего назовем Sympatex, Triple Point Ceramic-1600, 1200, Cyclone, Super Bretex. На российском рынке начинают появляться изделия из признанных лучшими тканей Polartec Aleutian Cord, Polartec Aleutian-275-375, Polartec Polyskin, Polartec Recycled.

   Сейчас  накидки от дождя в основном делаются из различных синтетических материалов (Nylon Taffeta 190-T с металлизированным  покрытием, Silver), реже из прорезиненных  тканей (13).

   Прочая  одежда. В летние месяцы в походы берут хлопчатобумажные костюмы, в  прохладное время года - шерстяные, лучше полартекс, флис. Некоторые  в велопоходах применяют свитера  с ветрозащитной нашивкой.

   Велорубашки изготавливаются из различных материалов: хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, из различных синтетических тканей. Бывают велорубашки с короткими, длинными (пристегивающимися) рукавами. В продаже также имеются велошорты или велотрусы (не имеют грубых швов, в паховой области имеют замшу, которая простегивается) и велофутболки, специально предназначенные для езды на велосипеде. В велотуризме, особенно в жаркую погоду, часто вместо велорубашек используют простые футболки.

   Велотуризму в отличие от велоспорта более  соответствует свободный покрой одежды. Тесно прилегающая ткань вызывает раздражение кожи, застой крови, препятствует нормальной деятельности кишечника. Плохо вентилируемое пододежное пространство затрудняет испарение пота с поверхности кожи.

   Сейчас  имеются в продаже носки, которые  по своим теплоизоляционным качествам превосходят шерстяные, например, из ткани Polartec-100, 200, 300. Также имеются непромокаемые носки Seal Skinz Guaranteed Waterproof, изготовленные по бесшовной технологии и состоящие из трех слоев: внешний слой - нейлоновая ткань, очень прочная, эластичная, устойчивая к воздействию абразивных веществ; второй - тефлоновая мембрана Du Pont MVT обеспечивает носкам гидрофобность (не пропускает влагу снаружи и не является преградой для испарений с поверхности тела); третий слой - ткань Du Pont CoolMax (в утепленных носках - Du Pont ThermaStat), активно поглощающая влагу с поверхности тела и выводящая ее наружу. Носки желательно иметь яркой расцветки (13) .

   Обувь велотуриста должна быть прочной, эластичной, не скользить, в холодную погоду обеспечивать теплозащиту, в дождь не должна пропускать влагу, после многочасовой езды под дождем и высушивания не должна изменять форму и размер. Перед походом обувь полезно смазать специальной мазью или кремом, предохраняющим от промокания. Как и спортсмены, велотуристы используют велотуфли, а при их отсутствии - кроссовки и другую обувь с твердой подошвой. С приходом на наш рынок нового снаряжения появились велокроссовки, предназначенные для длительной езды, таких фирм как Nike, Answer, Merrell, Specialized, Performance (если конструкция педали не предусматривает использования специальных велотуфель). Не рекомендуются трековые туфли.

   Велотуфли или кроссовки рекомендуется  надевать на один носок, причем обувь  должна плотно сидеть на ноге. При холодной погоде обувь может быть на один размер больше, чтобы можно было вкладывать стельки. В последнее время появился достаточный выбор стелек компании Kaufman Footwear Corporation, известных у нас под названием Sorel-Kaufman (13).

   Велосипедные  перчатки предохраняют кожу кистей рук от потертостей и ссадин при падениях. Специальные мягкие накладки смягчают при длительной езде вибрацию и удары, передаваемые от руля на руки. Перчатки должны быть прочными, мягкими, эластичными, не должны стеснять движений кистями рук и пальцами, впитывать влагу, плотно облегать руку. В последнее время получило широкое распространение использование велошлемов для защиты головы велотуриста от ударов при падении. На российском рынке сейчас присутствует множество разных моделей защитных шлемов, например Bell, Cateye, Specialized, Performance и Giro. Шлем прежде всего должен прочно сидеть на голове, что достигается поролоновыми прокладками внутри шлема.

   В велопоходах в солнечные дни  рекомендуется пользоваться защитными  очками, так как многочасовое пребывание на ярком солнце ослабляет внимание, что особенно опасно на дорогах с интенсивным движением. Лучше всего приобрести специальные велосипедные очки, конструкция которых учитывает специфику движения на велосипеде. Велосипедные очки изготовляются из специальных небьющихся пластмасс, которые не пропускают ультрафиолетовое излучения. В продаже имеются очки таких известных фирм, как Cateye, Model SA-CS, Briko, Uvex-400, Performance (13).

   В связи с тем, что велопоходы 2 категории  сложности в данной местности являются ненапряженными, особых требований к снаряжению нет. Но, все же проводя анализ материально-технического обеспечения велотура, можно сделать вывод о том, какое снаряжения и инвентарь является более подходящим для велопоходов 2 категории сложности в данной местности.

   Групповое снаряжение: наиболее подходящими являются каркасные палатки, так как палатки  такого типа отлично подходят для  малолесных районов (каковыми являются юг Саратовской и север Волгоградской  областей) и быстро устанавливаются, не требуют каких-либо навыков; из кострового оборудования отлично подойдет таганок, так как он дает возможность расположиться вдали от больших деревьев.

   Личное  снаряжение: из всех новых спальных мешков, пожалуй, наиболее подходит для  велопохода 2 к.с. спальный мешок фирмы Colde Pask IT, так как весит всего 1 кг, длина мешка 225 см, а ширина в плечевой части 80 см, упаковочный размер 18x33 см; коврик лучше взять теплоизоляционный с лавсановым металлизированным покрытием, так как он достаточно компактен; можно взять импортную велосумку либо велорюкзак лучше всего из материала типа Hipora, в связи с тем, что материал данного типа уменьшает не только вес рюкзака, но и решает проблему герметичной упаковки одежды; одна из наиболее подходящих для велопоходов ткань Polartec, так как является достаточно легкой, с хорошей ветро и влагонепроницаемостью, из которых очень практичны анараки, куртки, шапочки и другая одежда; для велопохода данной категории сложности вполне подойдут велокроссовки.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ 

   2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах 

   В данном параграфе сравниваются велосипедные туры, проведенные в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах, для выявления положительных моментов и недостатков, с тем, чтобы учесть их в дальнейшей разработке велотура второй категории сложности по данным областям. Велосипедный туризм на территории Саратовской и Волгоградской областей развит достаточно хорошо. Это в первую очередь связано с наличием хороших асфальтовых и песчано-гравийных дорог.

   Велопоходы  в данной местности проходят по различным  маршрутам, но преимущественно вдоль  берегов р. Волги.

   Проведем  анализ некоторых из них.

   Велосипедный  поход 2 категории сложности по северным районам Волгоградской области. Был совершен в мае 2000 года (11) . Проходил по маршруту: Матышево - Краишево - Бол.Морец. - Елань - Мачеха - ст. Преображенская (Киквидзе) - Филоновская - Новоаннинский - Алексеевская - Суляевский - Кумылженская - Ключи - Чиганаки - Козлов - Чиганаки 2 - Глазуновская - Арчединская - Безымянная - Михайловка.

   Протяженность активной части маршрута - 460 км, общая  продолжительность - 8 дней. Чистое ходовое время в среднем составило 4,5 часа /день. Основными препятствиями на маршруте были луговые, полевые, лесные, крупнощебеночные, грунтовые и песчаные дороги, а также броды в поймах рек.

   Оценка  категории сложности маршрута.

   Всего за поход пройдено 460 км за 8 дней. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (12 км по крупнощебеночной дороге, 45 км по грунтовке и 20 км по песку). Общее количество баллов за ПП составляет 4,5. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 1 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,3845) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111: КС=4,5 1,3845 0,5+6=9,1, следовательно, поход можно отнести к первой категории сложности.

   Основной  проблемой прохождения данного  маршрута стали погодные условия. Апрель-начало мая является периодом наибольшего разлива рек в данной местности. Леса затапливает и приходится двигаться в основном по песку. В мае в данной местности температура воздуха очень неустойчива, а ночью еще совсем холодно. А на севере Волгоградской области возможны достаточно резкие ветра.

   Также не большой, но все таки помехой для  совершения, данного велопохода, так  как он был пройден в мае, явилось  большое количество клещей прямо  в траве.

   К преимуществам данного маршрута можно отнести то, что его прохождение  не требует специального снаряжения и потенциально опасных участков и явлений на данном маршруте в это время года нет. А также то, что данный маршрут является интересным для прохождения в любое время велосипедного сезона.

   Велосипедный  поход 2 категории сложности по югу  Саратовской области с прохождением участка Волгоградской области. Был пройден в мае 2006 года (9) .

   Проходил  по маршруту: Саратов (ул.Новоузенская) - Кумысная поляна - Алтынная гора - Волгоградская  трасса - село Рыбушка - хутор Малая Рыбка - село Некрасово - пос.Пограничное - дер.Новинка - лагерь отряда "Космопоиск" - пос.Алешники - пос.Подчинный - пос.Вишневое - дер.Тетеревятка - хутор Веревкин - село Серпокрылово - село Перещепное - пос.Семеновка - дер.Усть-Грязнуха - дер.Верх.Грязнуха - пос.Воднобуерачное - Даниловский овраг - траверс Утеса Степана Разина - село Белогорское - дер.Нижняя Банновка - село Меловое - село Суворово - село Гусево - село Рогаткино - село Ваулино - село Ревино - ур.Студенка (лагерь "Дубрава") - село Садовое - село Мордово - дер.Сосновка - село Синенькие - дер.Пудовкино - дер.Шир.Буерак - пос.Красный Текстильщик - пос.Багаевка - пос.Александровка - Саратов.

   Протяженность активной части маршрута - 450 км, общая  продолжительность - 8 дней.

   Ключевыми точками данного маршрута являются:

   Медведицкая гряда на севере Волгоградской области  близ деревни Новинка,

   Утес  Степана Разина на берегу Волги на границе Саратовской и Волгоградской  областей.

   Маршрут проходит в степной и лесостепной  зонах по слабопересеченной местности с локальными сильно - и резкопересеченными участками. Преобладающий тип дорог - грунтовые различного качества.

   Основные  препятствия на маршруте: преодоление  ручьев, песчаные и используемые тракторные дороги.

   Оценка  категории сложности маршрута.

   Всего за поход пройдено 450 км за 8 дней. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (74 км по асфальту, 5 км по используемой тракторной дороге и 11 км по песку). Общее количество баллов за ПП составляет 4,7. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 2 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,3515) 5, с.104, а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111: КС=4,7 1,3515 0,5+6=9,1, следовательно, поход можно отнести ко 2 категории сложности.

Информация о работе Техника СОТ