Автор: Инна Мишина, 10 Октября 2010 в 12:36, курсовая работа
Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца
80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА
1.1 Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей ………………………………………………….……6
1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям ………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах ………………………………………………………………....21
2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям …………………………………...….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….……41
Основной проблемой прохождения данного маршрута явилось отсутствие хороших описаний, карт, схем этого района. Самым подробным источником оказался двухкилометровый атлас Волгоградской области и кадры аэрофотосъемки данной местности, которые являются далеко не самыми точными. В результате вместо 6-7 км по карте получается 11 км на велокомпьютере.
Также отметить как недочет можно выбранный участниками похода путь от села Синенькие до Саратова. В связи с тем, что он не представляет ни спортивного, ни познавательного интереса. И тем самым портит впечатления от пройденного похода. Целесообразно данную часть пути увести в лесную зону между Волгоградской трассой и дачными поселками вдоль Волги.
Так как эта местность обладает дорогами лучшего качества и является более интересной с познавательной точки зрения.
К преимуществам данного маршрута можно отнести то, что маршрут является очень интересным для прохождения, так как наполнен различными природными достопримечательностями.
Такими как, например, Утес Степана Разина. С вершины Утеса открывается обширный и очень живописный цирк-амфитеатр внутреннего оврага (название его нам неизвестно), выходящего к Волге сверху от Утеса по ее течению. Овраг глубокий, до 15-18 метров, с крутыми (35-45%) склонами, густо поросший лесом и кустарником. По дну оврага бежит чистый ручей. Северные и западные склоны Утеса иссечены канавами-овражками глубиной до 3-5 метров.
Велосипедный поход 1 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям. Был пройден в период с 27.04.08 по 02.05.08 (12).
Проходил по маршруту: ст.Россоша - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград.
Протяженность активной части маршрута - 308,3 км, общая продолжительность - 6 дней.
Основные препятствия на маршруте: каменистый берег р. Волги, полевая заросшая тропа.
Оценка категории сложности маршрута.
Всего за поход пройдено 308,3 км за 6 дней. Прохождение локальных препятствий не предусматривалось. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (асфальт 250-260км, грунтовки - 40, берег - 15-20км). Общее количество баллов за ПП составляет 4,7. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 1 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,2332) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111: КС=4,7 1,2332 0,5+6=8,9, следовательно, поход можно отнести к первой категории сложности.
Особых
проблем при прохождении
Преимущества данного маршрута: дешевые подъезды, разнообразие в дорожном покрытие и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов 1-2 категории сложности.
На основании анализа велопоходов проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в период 2000-2008 гг. были сделаны следующие выводы.
Большинство
велосипедных походов проходят через
Утес Степана Разина. Утес пользуется
большой популярностью у
Также
было выявлено, что маршрут, по которому
проходил поход 1 категории сложности
не был ранее использован для
разработки маршрута 2 категории сложности.
Поэтому нитку данного маршрута было решено
принять за основу при разработке технических
аспектов проведения спортивно-оздоровительного
велосипедного тура 2 категории сложности
по Саратовской и Волгоградской областям.
2.2
Разработка технических
аспектов проведения
спортивно- оздоровительного
велосипедного тура 2
категории сложности
по Саратовской и Волгоградской
областям
Необходимость разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям заключается в том, что ранее не было представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе. Но имеются описание посещения этих мест спортивными группами пешком и на лыжах.
Общая протяженность маршрута составляет 471,3 км.
Продолжительность похода - 8 дней.
Данный маршрут предлагается пройти в конце апреля - начале мая, так как в летний сезон его категория сложности может быть понижена. Это связано со спецификой данной местности, которая заключается в том, что препятствия, встречающиеся на маршруте, соответствуют указанным категориям трудности только в межсезонье.
Цели похода: физическое оздоровление (тренировка мышц, закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, укрепление иммунитета к простуде), эмоционально-психологическое оздоровление (снятие напряжения городской жизни, отвлечение от каждодневных забот и проблем, от гнетущих мыслей, переключение с одного круга общения на другой и т.д.), а также знакомство с данной местностью и ее достопримечательностями (познавательная).
Общая идея похода заключается в посещении памятника природы - утеса Степана Разина. Существует много исторических описаний утеса, которые можно найти как в краеведческой, так и спортивной литературе.
Динамика маршрута заключается в разнообразии рельефа и способах прохождения некоторых его участков. Часть маршрута планируется преодолеть пешком и в завершении похода посетить мемориальный комплекс "Мамаев курган" в г. Волгограде.
Категория сложности маршрута определяется километражём и пересечённостью местности, а также наличием протяженных препятствий.
Данный маршрут рассчитан на группу из 6-7 человек.
Походные правила допускают участие в походах 2 категории сложности подростков с 14 лет. Но в таком возрасте лучше отправляться в поход в том случае, если маршрут проложен по местным дорогам и тропам.
Все
члены группы должны обладать необходимым
для планируемой категории
Основные требования к руководителю данного велопохода: он должен иметь опыт участия в велопоходе 2 категории сложности и опыт руководства в велопоходе 1 категории сложности. Минимальный возраст для руководителя данного похода - 18 лет.
В
период подготовки к велопоходам 2 категории
сложности участники будущего похода
должны пройти медицинский осмотр,
который подтвердил бы, что им не
противопоказано участие в
Подробная нитка маршрута:
Саратов
(ул.Новоузенская) - Кумысная поляна - Алтынная
гора - Волгоградская трасса - с. Рыбушка
- х. Малая Рыбка - с. Некрасово - пос.
Пограничное - дер. Новинка - лагерь отряда
"Космопоиск" - пос.Алешники - пос.Подчинный
- п. Вишневое - с.Первомайское - с.Белогорское
- ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка
- с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка
- с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск
- с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный
- с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград
(см.прил. З).
Весь маршрут проходит невдалеке от федеральных трасс и не представляет собой зону ограниченного доступа.
В крупных населённых пунктах имеются медучреждения. Почти на всех участках пути доступна мобильная связь. С любой точки маршрута возможен выход в ближайший населённый пункт или на федеральную трассу.
Потенциально опасных участков на маршруте не значится. Следует соблюдать ППД при движении по трассе и городам.
Проезд из Уфы до Саратова можно осуществить на проходящих поездах "Нижневартовск - Астрахань", "Свердловск - Симферополь", "Тюмень - Баку", "Томск - Анапа", "Красноярск - Адлер", "Иркутск - Волгоград" и "Кемерово - Кисловодск". Время в пути - 19-20 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 680 рублей. Стоит сразу оговориться о том, что при проезде в поездах велосипеды должны быть упакованы в соответствии с правилами провоза багажа (т.е. в чехлах).
Во время прохождения маршрута, для переправы с правого берега р. Волга на левый можно воспользоваться речным транспортом. В г. Камышине с интервалом в полтора часа ходит теплоход ОМ, на нем можно перевозить велосипеды. Цена билета - 42 руб. + 10 руб. за багаж и велосипед. Время в пути - около часа.
Из
Волгограда до Уфы можно добраться
на проходящих поездах "Кисловодск
- Новокузнецк", "Адлер - Красноярск"
и "Симферополь - Свердловск". Время
в пути - 27 часов. Стоимость билета в плацкартный
вагон составляет 892 рубля.
Техническое
описание прохождения маршрута.
День первый.
Предлагаемый маршрут удобно начинать в черте города Саратова, на перекрестке улицы Новоузенской и 2-го Детского проезда. Это позволяет выехать за город по дачной дороге, минуя загруженные городские улицы.
Участок до Рыбушки проходит по трассе Саратов-Волгоград, затем по асфальтированной дороге местного значения. В Рыбушке асфальт заканчивается, и мы продолжаем движение в прежнем направлении вдоль ручья Рыбка. Никуда не сворачивая, доезжаем до хутора Малая Рыбка и продолжаем движение по грунтовой дороге, плавно поднимающейся по склону холма и слегка забирающей влево.
Примерно через 8 км становится видно село Некрасово, расположившееся в широкой долине ручья Норка. Пересекая долину по правой по ходу окраине села поперек течения ручья, выезжаем за село. За фермами поворачиваем налево и попадаем во фруктовый сад на берегу живописного пруда. Хорошее место для ночевки - вода, изобилие дров для костра.
День второй.
Выехав за село, нетрудно ориентироваться по лесопосадкам и линиям электропередач. Грунтовая дорога выводит к большому оврагу перед селом Пограничное, делая характерный изгиб вправо-влево в обход оврага по его верховьям. Здесь необходимо совершить переправу вброд ручья, разлившегося и заболотившего обширное пространство. Поднявшись по дороге от ручья на борт его долины, мы видим Пограничное, а проехав его - и поселок Новинка.
В Новинке каждый прохожий расскажет, как проехать до лагеря отряда "Космопоиск". Однако навыки ориентирования позволят сделать это и самостоятельно. Проблема заключается лишь в том, что крупномасштабные карты на эту местность являются большой редкостью. Лагерь обозначен бревном с надписью "Космопоиск", прибитым к двум березам на опушке леса. И еще множеством разукрашенных пеньков в виде рожиц. Дрова здесь водятся в изобилии, а на склоне долины в ста метрах от опушки имеется родник.
День третий.
От Новинки до Алешников ведет хорошая, не загруженная транспортом, асфальтовая дорога. На участке Алешники - Подчинный она становится очень разбитой.
При ориентировании от Подчинного до Вишневого следует внимательно искать правильный путь. На карте он показан вдоль линии электропередач, однако она уже разобрана, и вместо столбов с проводами остались только бетонные направляющие, которые издалека трудно заметить. Дорога до Вишневого ведет вдоль разобранной ЛЭП и очень сильно разбита. Поэтому любой путь от Подчинного до Вишневого отнимает много сил. Участок маршрута от Вишневого до Первомайского является еще более трудным из-за непрерывного чередования подъемов и спусков, подтопленных большим количеством стекающих с окружающих склонов ручьев, а также грунтовых дорог. Продвигаемся через с. Первомайское на восток. Примерно в километре от села находится озеро и ручей. Не доезжая до озера, ищем удобное место для ночёвки и встаем. В овраге можно организовать костер, рядом ручей с проточной водой, много дров. Место также плохо просматривается из населенного пункта. У озера есть места для стоянки, но они часто посещаются местными жителями.
День четвертый
От
с. Первомайское двигаемся на юго-восток
по хорошей асфальтовой дороге. До
пересечения с федеральной