Техника СОТ

Автор: Инна Мишина, 10 Октября 2010 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Велосипедный туризм является одним из самых увлекательных видов спортивно-оздоровительного туризма. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, и в связи с этим является очень экологичным, высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если выбран длинный маршрут, то в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами.
Велосипедный туризм в Саратовской и Волгоградской областях вначале 80-х годов был на подъеме, были здесь и свои чемпионы. Однако, с конца
80-х, как и во всей стране, спортивно-оздоровительный туризм начал быстро сдавать свои позиции. В большей степени в данном регионе это коснулось именно велотуризма.
В конце 90-х годов в данном регионе походы стали проходить по одному в год, да и то начальных категорий сложности.
В 2005 году сформировалось модное увлечение горным велосипедом, которое легло на старые полузабытые спортивно-оздоровительные походы, и в результате, начала формироваться новая генерация саратовских и волгоградских велотуристов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА
1.1 Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей ………………………………………………….……6
1.2 Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям ………………………………………………………..10
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
2.1 Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах ………………………………………………………………....21
2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям …………………………………...….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….…....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….……41

Работа содержит 1 файл

ТЕХНИКА СОТ 6 КУРС.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

   Основной  проблемой прохождения данного  маршрута явилось отсутствие хороших  описаний, карт, схем этого района. Самым подробным источником оказался двухкилометровый атлас Волгоградской области и кадры аэрофотосъемки данной местности, которые являются далеко не самыми точными. В результате вместо 6-7 км по карте получается 11 км на велокомпьютере.

   Также отметить как недочет можно выбранный  участниками похода путь от села Синенькие  до Саратова. В связи с тем, что  он не представляет ни спортивного, ни познавательного интереса. И тем  самым портит впечатления от пройденного  похода. Целесообразно данную часть пути увести в лесную зону между Волгоградской трассой и дачными поселками вдоль Волги.

   Так как эта местность обладает дорогами лучшего качества и является более  интересной с познавательной точки  зрения.

   К преимуществам данного маршрута можно отнести то, что маршрут является очень интересным для прохождения, так как наполнен различными природными достопримечательностями.

   Такими  как, например, Утес Степана Разина. С вершины Утеса открывается  обширный и очень живописный цирк-амфитеатр  внутреннего оврага (название его нам неизвестно), выходящего к Волге сверху от Утеса по ее течению. Овраг глубокий, до 15-18 метров, с крутыми (35-45%) склонами, густо поросший лесом и кустарником. По дну оврага бежит чистый ручей. Северные и западные склоны Утеса иссечены канавами-овражками глубиной до 3-5 метров.

   Велосипедный  поход 1 категории сложности по Саратовской  и Волгоградской областям. Был  пройден в период с 27.04.08 по 02.05.08 (12).

   Проходил  по маршруту: ст.Россоша - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград.

   Протяженность активной части маршрута - 308,3 км, общая продолжительность - 6 дней.

   Основные  препятствия на маршруте: каменистый берег р. Волги, полевая заросшая тропа.

   Оценка  категории сложности маршрута.

   Всего за поход пройдено 308,3 км за 6 дней. Прохождение  локальных препятствий не предусматривалось. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (асфальт 250-260км, грунтовки - 40, берег - 15-20км). Общее количество баллов за ПП составляет 4,7. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 1 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,2332) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111: КС=4,7 1,2332 0,5+6=8,9, следовательно, поход можно отнести к первой категории сложности.

   Особых  проблем при прохождении данного  маршрута не выявлено. Небольшим затруднением явилось лишь то, что группа до прохождения  этого маршрута не имела никакого опыта в велопоходах. Но даже не смотра на это, маршрут был пройден полностью без каких либо изменений. А группа познакомилась с велосипедным туризмом, и теперь имеет необходимый опыт для участия в более сложных походах.

   Преимущества  данного маршрута: дешевые подъезды, разнообразие в дорожном покрытие и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов 1-2 категории сложности.

   На  основании анализа велопоходов  проведенных в Саратовской и  Волгоградской областях в период 2000-2008 гг. были сделаны следующие выводы.

   Большинство велосипедных походов проходят через  Утес Степана Разина. Утес пользуется большой популярностью у туристов, так как интересен как с  познавательной, так и со спортивной точки зрения. В связи с этим данный природный объект будет включен в нитку разрабатываемого маршрута.

   Также было выявлено, что маршрут, по которому проходил поход 1 категории сложности  не был ранее использован для  разработки маршрута 2 категории сложности. Поэтому нитку данного маршрута было решено принять за основу при разработке технических аспектов проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям. 

   2.2 Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям 

   Необходимость разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории  сложности по Саратовской и Волгоградской областям заключается в том, что ранее не было представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе. Но имеются описание посещения этих мест спортивными группами пешком и на лыжах.

   Общая протяженность маршрута составляет 471,3 км.

   Продолжительность похода - 8 дней.

   Данный  маршрут предлагается пройти в конце  апреля - начале мая, так как в  летний сезон его категория сложности  может быть понижена. Это связано  со спецификой данной местности, которая  заключается в том, что препятствия, встречающиеся на маршруте, соответствуют указанным категориям трудности только в межсезонье.

   Цели  похода: физическое оздоровление (тренировка мышц, закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, укрепление иммунитета к простуде), эмоционально-психологическое оздоровление (снятие напряжения городской жизни, отвлечение от каждодневных забот и проблем, от гнетущих мыслей, переключение с одного круга общения на другой и т.д.), а также знакомство с данной местностью и ее достопримечательностями (познавательная).

   Общая идея похода заключается в посещении  памятника природы - утеса Степана  Разина. Существует много исторических описаний утеса, которые можно найти  как в краеведческой, так и  спортивной литературе.

   Динамика  маршрута заключается в разнообразии рельефа и способах прохождения некоторых его участков. Часть маршрута планируется преодолеть пешком и в завершении похода посетить мемориальный комплекс "Мамаев курган" в г. Волгограде.

   Категория сложности маршрута определяется километражём и пересечённостью местности, а также наличием протяженных препятствий.

   Данный  маршрут рассчитан на группу из 6-7 человек.

   Походные  правила допускают участие в  походах 2 категории сложности подростков с 14 лет. Но в таком возрасте лучше  отправляться в поход в том  случае, если маршрут проложен по местным дорогам и тропам.

   Все члены группы должны обладать необходимым  для планируемой категории сложности  туристским опытом и подготовкой. В  велопоходах 2 категории сложности  одна треть состава группы может  иметь опыт участия в походах выходного дня и некатегорийных многодневных походах.

   Основные  требования к руководителю данного  велопохода: он должен иметь опыт участия  в велопоходе 2 категории сложности  и опыт руководства в велопоходе 1 категории сложности. Минимальный  возраст для руководителя данного похода - 18 лет.

   В период подготовки к велопоходам 2 категории  сложности участники будущего похода должны пройти медицинский осмотр, который подтвердил бы, что им не противопоказано участие в велопоходе (6).

   Подробная нитка маршрута:

   Саратов (ул.Новоузенская) - Кумысная поляна - Алтынная гора - Волгоградская трасса - с. Рыбушка - х. Малая Рыбка - с. Некрасово - пос. Пограничное - дер. Новинка - лагерь отряда "Космопоиск" - пос.Алешники - пос.Подчинный - п. Вишневое - с.Первомайское - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград (см.прил. З). 

   Весь  маршрут проходит невдалеке от федеральных  трасс и не представляет собой  зону ограниченного доступа.

   В крупных населённых пунктах имеются  медучреждения. Почти на всех участках пути доступна мобильная связь. С  любой точки маршрута возможен выход  в ближайший населённый пункт или на федеральную трассу.

   Потенциально  опасных участков на маршруте не значится. Следует соблюдать ППД при  движении по трассе и городам.

   Проезд  из Уфы до Саратова можно осуществить  на проходящих поездах "Нижневартовск - Астрахань", "Свердловск - Симферополь", "Тюмень - Баку", "Томск - Анапа", "Красноярск - Адлер", "Иркутск - Волгоград" и "Кемерово - Кисловодск". Время в пути - 19-20 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 680 рублей. Стоит сразу оговориться о том, что при проезде в поездах велосипеды должны быть упакованы в соответствии с правилами провоза багажа (т.е. в чехлах).

   Во  время прохождения маршрута, для  переправы с правого берега р. Волга на левый можно воспользоваться речным транспортом. В г. Камышине с интервалом в полтора часа ходит теплоход ОМ, на нем можно перевозить велосипеды. Цена билета - 42 руб. + 10 руб. за багаж и велосипед. Время в пути - около часа.

   Из  Волгограда до Уфы можно добраться  на проходящих поездах "Кисловодск - Новокузнецк", "Адлер - Красноярск" и "Симферополь - Свердловск". Время в пути - 27 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 892 рубля. 

   Техническое описание прохождения маршрута. 

   День  первый.

   Предлагаемый  маршрут удобно начинать в черте  города Саратова, на перекрестке улицы Новоузенской и 2-го Детского проезда. Это позволяет выехать за город по дачной дороге, минуя загруженные городские улицы.

   Участок до Рыбушки проходит по трассе Саратов-Волгоград, затем по асфальтированной дороге местного значения. В Рыбушке асфальт заканчивается, и мы продолжаем движение в прежнем направлении вдоль ручья Рыбка. Никуда не сворачивая, доезжаем до хутора Малая Рыбка и продолжаем движение по грунтовой дороге, плавно поднимающейся по склону холма и слегка забирающей влево.

   Примерно через 8 км становится видно село Некрасово, расположившееся в широкой долине ручья Норка. Пересекая долину по правой по ходу окраине села поперек течения ручья, выезжаем за село. За фермами поворачиваем налево и попадаем во фруктовый сад на берегу живописного пруда. Хорошее место для ночевки - вода, изобилие дров для костра.

   День  второй.

   Выехав  за село, нетрудно ориентироваться  по лесопосадкам и линиям электропередач. Грунтовая дорога выводит к большому оврагу перед селом Пограничное, делая характерный изгиб вправо-влево в обход оврага по его верховьям. Здесь необходимо совершить переправу вброд ручья, разлившегося и заболотившего обширное пространство. Поднявшись по дороге от ручья на борт его долины, мы видим Пограничное, а проехав его - и поселок Новинка.

   В Новинке каждый прохожий расскажет, как проехать до лагеря отряда "Космопоиск". Однако навыки ориентирования позволят сделать это и самостоятельно. Проблема заключается лишь в том, что крупномасштабные карты на эту  местность являются большой редкостью. Лагерь обозначен бревном с надписью "Космопоиск", прибитым к двум березам на опушке леса. И еще множеством разукрашенных пеньков в виде рожиц. Дрова здесь водятся в изобилии, а на склоне долины в ста метрах от опушки имеется родник.

   День  третий.

   От  Новинки до Алешников ведет хорошая, не загруженная транспортом, асфальтовая дорога. На участке Алешники - Подчинный она становится очень разбитой.

   При ориентировании от Подчинного до Вишневого  следует внимательно искать правильный путь. На карте он показан вдоль линии электропередач, однако она уже разобрана, и вместо столбов с проводами остались только бетонные направляющие, которые издалека трудно заметить. Дорога до Вишневого ведет вдоль разобранной ЛЭП и очень сильно разбита. Поэтому любой путь от Подчинного до Вишневого отнимает много сил. Участок маршрута от Вишневого до Первомайского является еще более трудным из-за непрерывного чередования подъемов и спусков, подтопленных большим количеством стекающих с окружающих склонов ручьев, а также грунтовых дорог. Продвигаемся через с. Первомайское на восток. Примерно в километре от села находится озеро и ручей. Не доезжая до озера, ищем удобное место для ночёвки и встаем. В овраге можно организовать костер, рядом ручей с проточной водой, много дров. Место также плохо просматривается из населенного пункта. У озера есть места для стоянки, но они часто посещаются местными жителями.

   День  четвертый

   От  с. Первомайское двигаемся на юго-восток по хорошей асфальтовой дороге. До пересечения с федеральной трассой  Р228 примерно 8км. Пересекаем ее и продолжаем движение по полевой грунтовой дороге, которая идет параллельно трассе на юг. Через 9-10км на пересечении с дорогой, с твердым покрытием из щебня, поворачиваем налево, эта дорога, через 3км, заканчиваясь захватывающим спуском, приводит к с. Белогорское, которое расположено у р. Волга. Дорога с достаточно сложным рельефом - затяжные подъемы и скоростные спуски встречались несколько раз.

Информация о работе Техника СОТ