Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:32, реферат
Официальным началом развития туризма считается 1857 г., когда впервые любители горных путешествий Лондона объединились в альпийский клуб. Затем аналогичные клубы появились во Франции, Швейцарии, Италии, Норвегии, в странах Америки и в России.
«Спутник» имел договорные и корреспондентские связи с более чем 500 организациями в 80 странах, являлся участником многих международных и региональных организаций, создавал молодежные центры, лагеря и гостиницы, в 500 городах многих стран мира для туристов были открыты около 2,5 тыс. маршрутов.
Туристско-экскурсионная отрасль в тот период добилась значительных успехов. С целью модернизации туристического сервиса и повышения качества предоставляемых услуг строились новые туристские гостиницы, базы, кемпинги, автотранспортные предприятия, канатные пассажирские дороги, рестораны, кафе, столовые, магазины и другие предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания. Осуществлялся прокат туристского и спортивного инвентаря, совершенствовались физкультурно-спортивные услуги, в частности, туристов обучали верховой езде, катанию на горных и равнинных лыжах, коньках и санях, игре в теннис, стрельбе излука, плаванию и другим видам двигательной активности.
Туризм и экскурсии использовались в учебно-воспитательном процессе при изучении истории, природы и культуры родного края, при профессиональной ориентации учащихся, а также для проведения турист- ско-экскурсионной работы в группах и школах продленного дня, общежитиях, пионерских и оздоровительных лагерях различного типа, трудовых объединениях учащихся.
Особое внимание уделялось эксплуатации объектов туризма с высоким уровнем обустройства на морских побережьях, по берегам озер и рек, в лесных и горных районах, пригородных зонах крупных городов, развитию горнолыжного туризма в разных регионах страны, туристско- экскурсионных поездов.8
Расширялось число музеев, картинных галерей и выставок, включаемых в маршруты для туристов и экскурсантов, устанавливался режим в интересах туристов, а также совершенствовалась работа по восстановлению памятников истории и культуры. Использовались услуги театрально-зрелищных предприятий в туристско-экскурсионном обслуживании. В эту работу вовлекались культработники, библиотекари, артисты и музыканты эстрадных оркестров.
Туризм в 1960 г. стал настолько популярен, что почти во всех вузах СССР создаются туристские секции, а в некоторых из них были организованы Клубы туристов.
До Великой Отечественной войны в вузах не готовили специалистов по туризму. С середины 1950-х гг. преподавание туризма вводится как обязательная дисциплина для всех студентов педвузов, которые обучались по специальностям «Физическая культура». В институтах физкультуры также стала вводиться дисциплина «Туризм».
Первый выпуск специалистов с высшим туристским образованием состоялся в 1978 г.. С этого времени во многих физкультурных вузах вводится специальность «Массовая физкультурно-оздоровительная работа и туризм».
Высшая школа
С 1995 г. в Москве успешно
ведет учебную и научно-
В 1970-1980-е гг. в СССР наблюдается расширение географии туризма за счет развития социального и самодеятельного туризма. Рабочие покупали путевки через свои профсоюзы всего за 30% их стоимости. Иногда скидки достигали 90-95%. Остальную сумму доплачивали профсоюзы и государство.9
В 1980-е гг. получают развитие маршруты для родителей с детьми. Существовал «Закарпатский» маршрут, куда могли приехать семьи с детьми до 5 лет. Более 20 маршрутов принимали детей от 7 до 12 лет. Более 30 маршрутов существовало для родителей с подростками.
Изучение генезиса туризма помогает лучшему усвоению тех или иных основополагающих исторических вех. Туризм играет исключительно прогрессивную роль в развитии человеческого социума в целом, стимулируя развитие средств транспорта, связи, науки, торговли, искусства, оказывая позитивное влияние на ментальность людей.
Основу теории физкультурно-оздоровительного туризма составляет непротиворечивая система знаний, раскрывающая его феномен в качестве социально-экономического явления современного мира и его развития.
Теория туризма 10имеет объект изучения — индустрию туризма (туристические центры и районы, комплекс природных и культурно-исторических ценностей, туристские организации и предприятия сферы услуг), предмет изучения — туристский продукт (социальная программа рекреационной деятельности и туристского обслуживания, реализуемая натуристском рынке как самостоятельный продукт) и субъект изучения — турист (человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний: физиологических, психологических, экономических, социальных).
Многофакторность деятельности туристов определяет и разнообразие целей и задач туристских фирм. Естественно, что обслуживание туристов, путешествующих с различными целями, отличается по технологии и своему содержанию. Исходя из этого строится все многообразие программ обслуживания туристов через систему деятельности туристических центров, в число которых входят: культурно-исторические, ку- рортно-климатические, приморские, альпийские, активно-оздоровительные, коммерческо-деловые, фестивально-конгрессные, религиозные, спортивные, альпинистские, охотничье-рыболовные, приключенческие, экзотические, этнографические, развлекательные, комбинированные центры туризма.
Известные в стране и за рубежом ученые по проблемам туризма академики И. В. Зорин и В. А. Квартальное, характеризуя сущность туризма, отмечают его «оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные...» цели, выделяя «активный отдых», «спорт», «умственное и физическое воспитание», «оздоровительное воздействие», «адаптационные возможности», «поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности». Практика туризма особую значимость отдает спортивной функции его развития - создание базы общей физической подготовки, специальной подготовки по туристской технике, достижению максимальных результатов в отдельных видах туризма, требующих огромных эмоционально-психологических и физических нагрузок, а также слаженных коллективных действий в экстремальных условиях.11
Современные цели развития туризма в России, по мнению И. В. Зорина и В. А. Квартального (2003), требуют модернизации согласованного управления по следующим направлениям:
Генеральная ассамблея ООН включила туризм в «международную стратегию развития». Возникают вопросы: Соответствуют ли зоны туризма, места отдыха россиян, центры релаксационного туризма в стране, национальные парки, заповедники, их состояние и социально-экономическая структура, деятельность администрации в сфере туризма национальным потребностям, потребностям человека России и гражданина-туриста другой страны? Какое направление развития сферы досуга следует избрать приоритетным? Какие закономерности и особенности развития международного и внутреннего туризма различных стран нужно использовать в социальной политике развития государства?
Современная модель развития туризма в сфере досуга различных социальных групп населения России основана на факторе потребности, роли человека и его мотивации к активной познавательной и двигательной деятельности.
К современным физически активным видам туризма можно отнести следующие виды организованной физкультурно-оздоровительной и спортивной двигательной деятельности:
Для регионов России актуальным является развитие туризма для лиц с ограниченными возможностями . Его состояние во многом определяет не только уровень туристско-спортивного движения, но и состояние работы по патриотическому воспитанию граждан, приобщение их на протяжении всей жизни к здоровому образу жизни.
Туризм должен стать активным эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления лиц с ограниченными возможностями.
Подавляющее большинство санаториев, курортов, здравниц, домов отдыха, гостиничных комплексов, других предприятий гостеприимства
Для прохождения курса лечебно-оздоровительной программы требуется в среднем 24 дня. Такие услуги для инвалидов предоставляет государство. Каждый инвалид раз в два года может получить от государства путевку в зону отдыха. Для отдыхающих в течение дня предлагаются: пантолечение, аэробная гимнастика, аэромассаж, дыхательная гимнастика, фитотерапия, психоматическая разгрузка, радиальные экскурсии.
Эти лечебно-оздоровительные процедуры предлагаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, артритах, физическом переутомлении, хронической усталости, гипертонии и др.
Санаторий «Лена» в поселке Лосево предлагает отдыхающим аэротерапию, водолечение, эхокардиографию, гальваногрязелечение, лазеротерапию, массаж, сухие углекислые ванны, подводный душ-массаж, скипидарные ванны, занятия в тренажерном зале, гигиеническую зарядку, лечебную ходьбу (терренкур), ходьбу на лыжах, лечебную гимнастику, подвижные и спортивные игры, плавание и аквааэробику.
Так же санаторий предоставляет отдыхающим прогулки по реке на лодках, настольный теннис, тренажерный зал, плавательный бассейн с минеральной водой и каскадными установками, теннисный корте искусственным покрытием, площадки для игры в волейбол, баскетбол, бадминтон. В санатории имеются детская игровая площадка, бильярд, места для игры в шахматы и шашки.14
Санаторий «Лена» располагает большим количеством и разнообразием лечебных кабинетов, в которых трудятся, как правило, врачи-специалисты по 25 направлениям оздоровительных процедур.
РАО «ЕЭС России» владеет
детским оздоровительным
Информация о работе Спортивно оздоровительный туризм как вид адаптивного спорта