Спортивно оздоровительный туризм как вид адаптивного спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:32, реферат

Описание работы

Официальным началом развития туризма считается 1857 г., когда впервые любители горных путешествий Лондона объединились в альпийский клуб. Затем аналогичные клубы появились во Франции, Швейцарии, Италии, Норвегии, в странах Америки и в России.

Работа содержит 1 файл

75Организация физкультурно-оздоровительных услуг для лиц с ограниченными возможностями.docx

— 79.35 Кб (Скачать)

«Спутник» имел договорные и корреспондентские связи с  более чем 500 организациями в 80 странах, являлся участником многих международных и региональных организаций, создавал молодежные центры, лагеря и гостиницы, в 500 городах многих стран мира для туристов были открыты около 2,5 тыс. маршрутов.

Туристско-экскурсионная  отрасль в тот период добилась значительных успехов. С целью модернизации туристического сервиса и повышения качества предоставляемых услуг строились новые туристские гостиницы, базы, кемпинги, автотранспортные предприятия, канатные пассажирские дороги, рестораны, кафе, столовые, магазины и другие предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального обслуживания. Осуществлялся прокат туристского и спортивного инвентаря, совершенствовались физкультурно-спортивные услуги, в частности, туристов обучали верховой езде, катанию на горных и равнинных лыжах, коньках и санях, игре в теннис, стрельбе излука, плаванию и другим видам двигательной активности.

Туризм и экскурсии  использовались в учебно-воспитательном процессе при изучении истории, природы и культуры родного края, при профессиональной ориентации учащихся, а также для проведения турист- ско-экскурсионной работы в группах и школах продленного дня, общежитиях, пионерских и оздоровительных лагерях различного типа, трудовых объединениях учащихся.

Особое внимание уделялось  эксплуатации объектов туризма с  высоким уровнем обустройства на морских побережьях, по берегам озер и рек, в лесных и горных районах, пригородных зонах крупных городов, развитию горнолыжного туризма в разных регионах страны, туристско- экскурсионных поездов.8

Расширялось число музеев, картинных галерей и выставок, включаемых в маршруты для туристов и экскурсантов, устанавливался режим в интересах туристов, а также совершенствовалась работа по восстановлению памятников истории и культуры. Использовались услуги театрально-зрелищных предприятий в туристско-экскурсионном обслуживании. В эту работу вовлекались культработники, библиотекари, артисты и музыканты эстрадных оркестров.

Туризм в 1960 г. стал настолько  популярен, что почти во всех вузах  СССР создаются туристские секции, а в некоторых из них были организованы Клубы туристов.

До Великой Отечественной  войны в вузах не готовили специалистов по туризму. С середины 1950-х гг. преподавание туризма вводится как обязательная дисциплина для всех студентов педвузов, которые обучались по специальностям «Физическая культура». В институтах физкультуры также стала вводиться дисциплина «Туризм».

Первый выпуск специалистов с высшим туристским образованием состоялся в 1978 г.. С этого времени во многих физкультурных вузах вводится специальность «Массовая физкультурно-оздоровительная работа и туризм».

Высшая школа профессионального  движения (ВШПД) при ЦК ВЦСПС начала готовить экономистов для туристско-экскурсионной  работы на факультете санаторно-курортных  и туристско-экскурсионных учреждений. Впоследствии на базе Института повышения  квалификации работников туристско-экскурсионных организаций профсоюзов (создан в 1980 г.) возникнет Российская международная академия туризма (РМАТ).

С 1995 г. в Москве успешно  ведет учебную и научно-исследовательскую работу Институт туризма и гостеприимства МГУ сервиса. Студенты получают дипломы по таким специальностям, как социально-культурный сервис и туризм, гид-переводчик.

В 1970-1980-е гг. в СССР наблюдается  расширение географии туризма за счет развития социального и самодеятельного туризма. Рабочие покупали путевки через свои профсоюзы всего за 30% их стоимости. Иногда скидки достигали 90-95%. Остальную сумму доплачивали профсоюзы и государство.9

В 1980-е гг. получают развитие маршруты для родителей с детьми. Существовал «Закарпатский» маршрут, куда могли приехать семьи с детьми до 5 лет. Более 20 маршрутов принимали детей от 7 до 12 лет. Более 30 маршрутов существовало для родителей с подростками.

Изучение генезиса туризма  помогает лучшему усвоению тех или  иных основополагающих исторических вех. Туризм играет исключительно прогрессивную роль в развитии человеческого социума в целом, стимулируя развитие средств транспорта, связи, науки, торговли, искусства, оказывая позитивное влияние на ментальность людей.

2.2.Цели и виды  физкультурно-оздоровительного туризма

Основу теории физкультурно-оздоровительного туризма составляет непротиворечивая система знаний, раскрывающая его феномен в качестве социально-экономического явления современного мира и его развития.

Теория туризма 10имеет объект изучения — индустрию туризма (туристические центры и районы, комплекс природных и культурно-исторических ценностей, туристские организации и предприятия сферы услуг), предмет изучения — туристский продукт (социальная программа рекреационной деятельности и туристского обслуживания, реализуемая натуристском рынке как самостоятельный продукт) и субъект изучения — турист (человек, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний: физиологических, психологических, экономических, социальных).

Многофакторность деятельности туристов определяет и разнообразие целей и задач туристских фирм. Естественно, что обслуживание туристов, путешествующих с различными целями, отличается по технологии и своему содержанию. Исходя из этого строится все многообразие программ обслуживания туристов через систему деятельности туристических центров, в число которых входят: культурно-исторические, ку- рортно-климатические, приморские, альпийские, активно-оздоровительные, коммерческо-деловые, фестивально-конгрессные, религиозные, спортивные, альпинистские, охотничье-рыболовные, приключенческие, экзотические, этнографические, развлекательные, комбинированные центры туризма.

Известные в стране и  за рубежом ученые по проблемам туризма  академики И. В. Зорин и В. А. Квартальное, характеризуя сущность туризма, отмечают его «оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные...» цели, выделяя «активный отдых», «спорт», «умственное и физическое воспитание», «оздоровительное воздействие», «адаптационные возможности», «поддержание организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности». Практика туризма особую значимость отдает спортивной функции его развития - создание базы общей физической подготовки, специальной подготовки по туристской технике, достижению максимальных результатов в отдельных видах туризма, требующих огромных эмоционально-психологических и физических нагрузок, а также слаженных коллективных действий в экстремальных условиях.11

Современные цели развития туризма в России, по мнению И. В. Зорина и В. А. Квартального (2003), требуют модернизации согласованного управления по следующим направлениям:

    • формирование единого туристского пространства;
    • протекционизм развития внутреннего туризма;
    • социализация туризма (приоритет путешествиям, субсидируемым из средств, выделяемых государством на социальные нужды; общедоступные путешествия, экскурсии и отдых; социальный туристский продукт, удовлетворяющий познавательные интересы, духовные потребности людей, оздоровление, восстановление сил);
    • демократизация форм организации российского туризма как в рамках национальных границ, так и на международной арене;
    • повышение роли общественных объединений как некоммерческих туристских организаций;
    • повышение коммерческой самостоятельности и ответственности туристских предприятий.12

Генеральная ассамблея  ООН включила туризм в «международную стратегию развития». Возникают  вопросы: Соответствуют ли зоны туризма, места отдыха россиян, центры релаксационного туризма в стране, национальные парки, заповедники, их состояние и социально-экономическая структура, деятельность администрации в сфере туризма национальным потребностям, потребностям человека России и гражданина-туриста другой страны? Какое направление развития сферы досуга следует избрать приоритетным? Какие закономерности и особенности развития международного и внутреннего туризма различных стран нужно использовать в социальной политике развития государства?

Современная модель развития туризма в сфере досуга различных  социальных групп населения России основана на факторе потребности, роли человека и его мотивации к  активной познавательной и двигательной деятельности.

К современным физически активным видам туризма можно отнести следующие виды организованной физкультурно-оздоровительной и спортивной двигательной деятельности:

  • спелеотуризм (специальные категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей);
  • автотуризм (специально организованное категорийное путешествие на автомобилях и мотоциклах);
  • активный туризм (совершаемый для развития физических сил, в том числе и в спортивных целях; рекреационные занятия с использованием активных способов передвижения);
  • велосипедный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрутов на велосипеде по равнинам, предгорьям, через горные перевалы, используя шоссейные, проселочные дороги, тропы);
  • водный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие сплав по рекам, прохождение озер или других водоемов с преодолением порогов, крутых сливов, мелей, прижимов, бочек, перекатов);
  • военизированный туризм (специализированный вид туристской деятельности, реализуемый в целях удовлетворения запросов и потребностей личного состава Вооруженных Сил, членов молодежных патриотических клубов, призывников, учащихся военно-учебных заведений);
  • горный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000—3500 м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, горных рек);
  • лыжный туризм (специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и среднегорью);
  • пешеходный туризм (специальные категорийные походы, маршруты которых прокладываются по равнине или в предгорьях, невысоких горах, практически в любых районах, имеющих характерные препятствия - болота, лесные и кустарниковые заросли, ненаселенная местность, переправы через реки);
  • рекреационный туризм (поездки с целью отдыха, оздоровления и лечения, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил);
  • детско-юношеский туризм (входит составной частью в учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях, действующих по основным образовательным программам, в учреждениях дополнительного образования, в том числе во внешкольных профильных туристских центрах и станциях детско-юношеского туризма);
  • самодеятельный (спортивный) туризм (путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно с учетом программ туристско-спортивной классификации);
  • экологический туризм (ориентирован на прямое использование более или менее «дикой» природы как среды обитания туристов и целей путешествия на основе внедрения экологических технологий во все компоненты тура).13

Для регионов России актуальным является развитие туризма для лиц с ограниченными возможностями . Его состояние во многом определяет не только уровень туристско-спортивного движения, но и состояние работы по патриотическому воспитанию граждан, приобщение их на протяжении всей жизни к здоровому образу жизни.

Туризм должен стать  активным эффективным средством  воспитания, обучения и оздоровления лиц с ограниченными возможностями.

2.3. Физкультурно-оздоровительные  программы «Центра социальной реабилитации людей инвалидов»

Подавляющее большинство  санаториев, курортов, здравниц, домов отдыха, гостиничных комплексов, других предприятий гостеприимства

Для прохождения курса лечебно-оздоровительной программы требуется в среднем 24 дня. Такие услуги для инвалидов предоставляет государство. Каждый инвалид раз в два года может получить от государства путевку в зону отдыха. Для отдыхающих в течение дня предлагаются: пантолечение, аэробная гимнастика, аэромассаж, дыхательная гимнастика, фитотерапия, психоматическая разгрузка, радиальные экскурсии.

Эти лечебно-оздоровительные  процедуры предлагаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, артритах, физическом переутомлении, хронической усталости, гипертонии и др.

Санаторий «Лена» в поселке  Лосево предлагает отдыхающим аэротерапию, водолечение, эхокардиографию, гальваногрязелечение, лазеротерапию, массаж, сухие углекислые ванны, подводный душ-массаж, скипидарные ванны, занятия в тренажерном зале, гигиеническую зарядку, лечебную ходьбу (терренкур), ходьбу на лыжах, лечебную гимнастику, подвижные и спортивные игры, плавание и аквааэробику.

Так же санаторий предоставляет  отдыхающим прогулки по реке на лодках, настольный теннис, тренажерный зал, плавательный бассейн с минеральной водой и каскадными установками, теннисный корте искусственным покрытием, площадки для игры в волейбол, баскетбол, бадминтон. В санатории имеются детская игровая площадка, бильярд, места для игры в шахматы и шашки.14

Санаторий «Лена» располагает большим количеством и разнообразием лечебных кабинетов, в которых трудятся, как правило, врачи-специалисты по 25 направлениям оздоровительных процедур.

РАО «ЕЭС России» владеет  детским оздоровительным лагерем  «Энергетик» (Тверская область). Отдыхающим предоставлены бассейны, сауны, спортзал, тренажерный зал, бильярд, настольный теннис. Большинство услуг — платные (аренда лыж, санок, хоккейных клюшек, катамарана, лодок, мячей, ракеток для большого и настольного тенниса, роликовых коньков, самокатов и др.).

Информация о работе Спортивно оздоровительный туризм как вид адаптивного спорта