Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:09, контрольная работа
По данным здравоохранения физическое состояние населения городов за последние 5 лет ухудшилось на 20%. Наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за 2 последних года составил 30%). И эти проблемы увеличиваются пропорционально улучшению качества жизни. Люди ведут все больше и больше малоподвижный образ жизни. Появляются проблемы с лишним весом. А так как происходит постоянный рост уровня благосостояния жителей города, это приводит к тому, что население начинает уделять повышенное внимание к своему здоровью, физическому состоянию и внешности.
Введение………………………………………………..…………………………….3
1. Понятие спортивно-оздоровительного туризма, цели и задачи………..4
2. Понятие менеджмента спортивной организации………………………...5
3. Стратегия фирмы при выходе на рынок спортивно-оздоровительных услуг……………………...……………..………………………………………….....9
4. Система функций менеджмента спортивно-оздоровительных организаций………………...……………………………………………………….16
5. Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему ………………….…………………………………………21
Заключение…………...……………………………………………………………..23
Список использованных источников…………...…………………………………24
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Кафедра гостинично-туристического бизнеса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «Деловое администрирование в туризме»
НА ТЕМУ: «Спортивно-оздоровительный менеджмент»
Студента (тки) 4 курса 581-з группы
______________________________
Руководитель: ст. преп. Артеменко О.Н.
2012
|
Содержание
Введение………………………………………………..……
1. Понятие спортивно-оздоровительного туризма, цели и задачи………..4
2. Понятие менеджмента спортивной организации………………………...5
3. Стратегия фирмы при выходе на рынок спортивно-оздоровительных услуг……………………...……………..…………………
Заключение…………...…………………………………
Список использованных источников…………...…………………………………
Введение
По данным здравоохранения физическое состояние населения городов за последние 5 лет ухудшилось на 20%. Наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за 2 последних года составил 30%). И эти проблемы увеличиваются пропорционально улучшению качества жизни. Люди ведут все больше и больше малоподвижный образ жизни. Появляются проблемы с лишним весом. А так как происходит постоянный рост уровня благосостояния жителей города, это приводит к тому, что население начинает уделять повышенное внимание к своему здоровью, физическому состоянию и внешности.
В настоящее время мода на здоровье дошла и до небольших городов, а это приводит к спросу на фитнес и другие спортивно-оздоровительные услуги. Причем потребность растет именно в качественных услугах, которые могут предоставлять только современные, хорошо оборудованные спортивно-оздоровительные клубы и фитнес-центры. Люди хотят не только заниматься спортом, но и приятно проводить свободное время. Ведь занятия спортом - это одна из составляющих нашего досуга.
В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Руководителям и персоналу этих организации ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразиях вопросов и проблем - от очистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий - таких, например, как чемпионаты мира и Олимпийские игры. Выражаясь профессиональным языком, руководителям и персоналу всех спортивно-оздоровительных организаций приходится заниматься менеджментом.
Спортивно-оздоровительный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.
1. Понятие спортивно-оздоровительного туризма, цели и задачи
Исследователи активного туризма указывают, что самодеятельный спортивно-оздоровительный туризм по своему существу не является сферой услуг, а это достаточно самостоятельная и социально-ориентированная сфера и образ жизни значительной прослойки общества, для которой самодеятельный туризм служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования человека, воспитания бережного отношения к природе и культурному наследию, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями[15].
Спортивно-оздоровительный туризм предусматривает преодоление маршрута активным способом, т.е. без использования транспортных средств, полагаясь только на собственные силы, реализуя умения и навыки передвижения пешком, на лыжах, плавание на плотах и лодках, езды на велосипеде и т.д. [6, с.10].
Цели активного туризма, по мнению Биржакова М.Б. (2009) следующие:
-оздоровление, восстановление сил, улучшение медико-физиологических данных посредством изменения форм деятельности, дозированного движения, рационального питания, нервного разгрузки, повышения адаптации к непривычным условиям;
-совершенствование общей и специальной физической подготовки, выработке выносливости, ловкости, силы, равновесия;
-предоставление практических навыков в преодолении препятствий, овладение техникой передвижения пешком, на лыжах, езды на велосипеде, дамбы;
- психическом совершенствовании и эмоциональном обогащении внутреннего мира человека, воспитании решительности, смелости, уверенности в себе, ответственности;
- расширение краеведческого кругозора, совершенствования учебно-методической подготовки, пополнении знаний по географии, биологии,
истории, этнографии и культуры;
-усвоение теоретических основ организации и проведения походов, разработки маршрутов, планирование работы туристских кружков;
-приобретения спортивного опыта для участия в походах и руководства походами разного уровня сложности, получение спортивных разрядов и знаний, повышения мастерства и инструментальной подготовки [9, с. 12].
Учёные практики выделяют основные задачи спортивно-оздоровительного туризма:
- разработка и осуществление программ развития территориального туризма;
- внедрение в практику самодеятельного туризма туристских программ, ориентированных на гармонизацию духовного и физического начал человека, преемственность исторических, культурных и национальных традиций экологическое воспитание и т. п.;
- создание и развитие клубов туристов предприятий, учреждений и учебных заведений, а также комиссий по видам туризма и направлениям работы;
- проведение и создание оздоровительных лагерей, соревнований и других массовых мероприятий, обеспечивающих совершенствование туристских навыков;
- проведение спортивных походов;
- развитие материальной базы туризма[8, с. 58].
2. Понятие менеджмента спортивной организации
Слово "менеджмент" (management) американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование термина менеджмент:
- административные навыки и умения особого рода;
- власть и искусство управления;
- способ, манера обращения с людьми;
- орган управления и люди, его составляющие.
Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин "менеджмент" как синоним русскою слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл слова "управление" значительно шире, гак как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики[12, с. 201].
В словаре иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется довольно свободно и в различных значениях, по чаше всего применительно к управлению социально-экономическими процессами па уровне фирмы, действующей в рыночных условиях[11, с. 48].
Для обозначения других процессов зарубежные профессионалы используют иные термины. Так, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control", для государственного или общественною управления - термины "government administration" или ''public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"). Это подчеркивает принадлежность термина "менеджмент" к социально-экономической сфере деятельности. Однако в последнее время в зарубежной литературе по управлению наметилась тенденция употреблять термин "менеджмент" в более широкой трактовке - применительно и к непредпринимательским организациям и общественным объединениям.
В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в любой стране, на определенной стадии своего развития институционализируются, т.е. закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций[1]. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отражают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях.
Спортивно-оздоровительный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры[7, с. 226].
Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента[10, с. 329].
Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.
Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги[13, с. 122].
Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.
Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной пауки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.
Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.
Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др.[14, с. 231]
Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России.
Учитывая складывающуюся традицию, в дальнейшем мы будем употреблять термин "спортивно-оздоровительный менеджмент" в том же значении, что и давно известное словосочетание "управление физической культурой и спортом"[16].
3. Стратегия фирмы при выходе на рынок спортивно-оздоровительных услуг
Всего пять лет назад о развитии фитнес-индустрии в российских масштабах не могло быть и речи. Стремительный рост популярности спортивно-оздоровительных услуг повлек за собой увеличение заведений формата фитнес-клуба. После практически полного заполнения столичного рынка фитнес-культура начала проникать в регионы. По мнению экспертов, столь бурная региональная экспансия тесно связана с уровнем доходов населения и с общей экономической ситуацией в каждом городе[3, с. 18].