Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:49, дипломная работа
Работа менеджера в туристской индустрии представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристской фирмой, поскольку туризм от других систем управления отличается вероятностным характером туристских явлений и процессов. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Значение теорий руководства в управлении персоналом организаций социально-культурного сервиса и туризма........................................................8
1.1. Основные теории и основы теории руководства в управлении персоналом социально-культурного сервиса и туризма..............................8
1.2. Анализ стилей управления.....................................................................20
1.3.Стили руководства в менеджменте........................................................27
Глава 2. Анализ системы управления персоналом социально-культурного сервиса и туризма................................................................................................42
2.1. Влияние стиля руководства на поведение работников.......................42
2.2. Процесс осуществления руководства организацией в зависимости от стиля руководителя........................................................................................53
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию стилей руководства на предприятии туризма и социально-культурного сервиса...................................................................63
Заключение..........................................................................................................75
Список использованной литературы.................................................................77
всегда - В
часто - Ч
иногда - И
редко - Р
никогда - Н
Таблица 2.2.1
По управленческой решетке Блейка-Моутона
* Я решаю сам, что и как должно быть сделано (11) |
В Ч И Р Н |
|
Я уделяю внимание производственным показателям (12) |
В Ч И Р Н |
1 |
Я распределяю поручения исходя только из производственной целесообразности (13) |
В Ч И Р Н |
|
Я способствую нововведениям в коллективе (14) |
В Ч И Р Н |
1 |
*Я тщательно планирую работу коллектива (15) |
В Ч И Р Н |
1 |
* Я не объясняю подчинённым свои решения (16) |
В Ч И Р Н |
|
* Я стараюсь убедить подчинённых в полезности моих действий (17) |
В Ч И Р Н |
1 |
Я предоставляю подчинённым возможность устанавливать свой режим работы (18) |
В Ч И Р Н |
2. В графе "Обработка
3. В графе "Обработка
4. Если ситуации 2,4,5,6,8,10,14,16,18 отмечены единицами, эти единицы обведены кружками, просуммированы, сумма проставлена в позицию "Внимание к людям".
5. Просуммированы остальные "
6. Полученную при пересечении точку поставили на графике 2.2.1
7. Сравниваем полученное
График 2.2.1. Обработка результатов
По результатам проведенного теста и построенному графику видно, что стиль руководства в ОАО «ГТК Волга» - направлен на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Консервативный стиль достижения, трудовые результаты средние. Организация во всем старается достичь компромисса, ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает возможность использовать целиком имеющиеся в распоряжении ресурсы. "Решетка менеджмента" позволяет оценить результаты такого управления: половина возможного при половинной же заинтересованности в труде. Руководители, чей стиль управления соответствует координате 5.5. на "решетке менеджмента", характеризуются тем, что стараются занять позицию "золотой середины" между методами управления "жестких" и "мягких" управленцев.
Для того чтобы определить присущий организации стиль руководства, можно воспользоваться предлагаемым тестом, оценив содержащиеся в нем утверждения по пятибалльной шкале. Этот тест был предложен руководителю (Приложение 1).
Также, в рамках исследования, был проведен опрос среди сотрудников ОАО «ГТК Волга». В опросе приняло участие 10 человек, из них:
в возрасте от 20 до 30 лет - 3 человека,
в возрасте от 30 до 40 лет - 3 человека,
в возрасте от 40 до 50 лет - 4 человека.
На обсуждение был вынесен следующий вопрос: «Как Вы относитесь к Вашему начальнику?».
Двое из десяти ответили: «Не очень хорошо, т.к. с высоты его положения не видно насущных проблем рядовых сотрудников ОАО «ГТК Волга». Но пытаемся меньше замечать его недостатки, т.к. он начальник».
Четверо из десяти ответили: «Нас удовлетворяет наш начальник, т.к. начальники все одинаковые, лучшего все равно не будет».
Четверо из десяти ответили: « Очень довольны нашим начальником!».
Второй вопрос, вынесенный на обсуждение: «Удовлетворены ли Вы стилем управления, которому следует Ваш начальник?».
Четверо из десяти ответили: «Нет, т.к. в корне ничего не меняет систему нашего управления, все стоит на месте, несмотря на введенные новшества».
Шестеро из десяти ответили: «Да, т.к. он держит дисциплину в коллективе, умеет руководить людьми, всегда готов помочь, если нужно».
Из результатов опроса видно, что мнения коллектива расходятся.
Итак, выявлено, что стиль управления руководителя ОАО «ГТК Волга» более всего относится к либеральному стилю, на что показывает его не совсем внимательное отношение к проблемам коллектива. Но его поведение можно оправдать тем, что такова специфика работы и масштабность предприятия.
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию стилей руководства на предприятии туризма и социально-культурного сервиса.
Наряду с действующей системой управления на предприятии ОАО «ГТК Волга» целесообразно создать систему анализа управленческой деятельности руководством предприятия. Такая система является эффективным управленческим инструментом на предприятии, которая позволяет ликвидировать несогласованность в действиях отделов, наладить коммуникации, улучшить взаимодействие с внешними организациями. Предлагается более подробнее рассмотреть сущность данного подхода. На ОАО «ГТК Волга» нужно время от времени проводить ряд совещаний, которые бы формировались из высшего руководства предприятием. Основная цель совещаний - это обеспечение постоянной пригодности, адекватности и результативности системы менеджмента компании, принятия своевременных мер, по улучшению ее функционирования, а также решений о необходимости внесения изменений в управленческую деятельность, в том числе политику и цели, в области управления.
Периодичность проведения анализа управленческой деятельности в ОАО «ГТК Волга» - не реже двух раз в год. Подготовка совещания должна начинаться заблаговременно с сбора и обработки информации. Руководители среднего звена вместе с ведущими специалистами подразделений в установленный срок проводят оценку управленческой деятельности, заполняют анкеты и передают их высшему руководству, которое анализирует данную информацию и использует ее для последующего совершенствования управления на предприятии.
Анкета формируется на основании:
- результатов выполнения
- результатов выполнения плана
мероприятий по улучшению
- результатов внутренних и
- анализу отчетов об отклонении;
- обратных связей;
- результатов анализа
- анализу функционирования процессов;
- результатов анализа среднего звена управления.
Целесообразно, также, использовать для подготовки заседаний информацию об ухудшении системы управления по разным критериям.
Внедрение комплексной системы управления ОАО «ГТК Волга» необходимо разделить на этапы.
Этап 1. Подготовка.
Необходимо сформировать руководящий комитет и рабочую группу. В руководящий комитет необходимо включить представителя руководства и высших руководителей организации. В рабочую группу должны входить те сотрудники организации, которые будут заниматься документированием разных процессов и модернизацией разных элементов; это должны быть лица, ответственные за подобные процессы. Улучшить результативность и эффективность системы менеджмента качества можно только сосредоточив внимание на потребностях и ожиданиях каждого сотрудника, стремясь, чтобы индивидуальные цели каждой личности совпадали с целями организации. Условием успешности такой стратегии служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и сотрудниками.
Этап 2. Учеба персонала.
Необходимо организовать учебу для сотрудников. Учеба в организации должна начинаться с высшего руководства, поскольку именно оно принимает стратегические решения о развитии деятельности завода Наибольший эффект достигается, если учеба проходит проверку сверху вниз: руководители предприятия - руководители структурных подразделений - сотрудники. Нужно осознать, что каждый работник несет ответственность за результат своей деятельности.
Этап 3. Определение целей.
На этом этапе определяются стратегия и цели на основе анализа миссии организации (философии ее существования, стратегические цели, принципиальные назначения, в силу которых она отличается от других организаций и в рамках которых определяется характер собственных действий) и виденье (которое можно определить как интегральное представление высшего руководства о состоянии и возможности бизнеса относительно долгосрочной деятельности организации). Определение цели, которую необходимо достичь (высокая эффективность и рентабельность, обеспечение удовлетворения потребителей, увеличение и сохранение доли, на рынке, снижение расходов и повышение производительности труда, совершенствование взаимодействий и деловой атмосферы в организации и так далее). Не обходимо, также, уметь прогнозировать ожидание заинтересованных сторон (потребителей, персонала, поставщиков, общества).
Этап 4. Самооценка в организации.
Следует использовать диагностическую самооценку (критический самоанализ) вместе с бенчмаркетингом (сравнение с другими), как необходимый инструмент управления. При этом основное внимание рекомендуется обращать на поиск причин недостатков и просчетов в работе.
Необходимо критически проанализировать действующие процессы и процедуры независимо от того, документируемые они или нет. Важно оценить процесс улучшения работы, как основную характеристику эффективности управленческой деятельности.
Реализация процессного
Этап 6. Разработка плана устранения несоответствий. Необходимо определить действия и ресурсы, которые нужны для устранения несоответствий, обнаруженных на этапе 4. Установить ответственность и разработать календарный план выполнения необходимых работ. Также необходимо разработать процессы, идентифицированные на этапе 5, пересмотреть существующие процедуры, если это необходимо. При внедрении комплексной системы управления на предприятии не обойтись без ошибок, которые являются полностью естественном явлением.
При управлении ОАО «ГТК Волга» нужно, прежде всего, ориентироваться на результат. Такое влияние на данном предприятии выполняют управленческие кадры. Нужно четко осознать, что управленческий процесс обусловливает результативность всего предприятия. Но процесс управления выполняют люди, а следовательно эффективность процесса управления зависит от эффективности деятельности управленческого персонала предприятия, которая в свою очередь состоит из эффективности деятельности отдельных групп работников и групп
Но, к сожалению, руководство ОАО «ГТК Волга» еще в недостаточном объеме выдвигает необходимые требования к управленческому персоналу. Ведь управленец - это человек, который владеет, как основами науки управления, так и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инноваций, маркетинга, управления персоналом и производством.
Для того, чтобы выполнять свои сложные функции, руководители отделов должны иметь необходимые знания и уметь их применять в повседневной работе по управлению предприятием.
Руководству ОАО «ГТК Волга» нужно обратить больше внимания на применение методов менеджмента на предприятии. Для этого необходимо оценить возможность применения конкретных подходов к эффективному руководству и выбору наиболее результативному. Если руководству предложить такой ситуационный подход, как Путь - цель Митчелла и Хауса. Результаты применения приведены в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1.
Характеристика и обоснование применения подходов к эффективному руководству
Подходы к эффективному руководству |
Общая характеристика |
Преимущества применения в организации |
Недостатки применения в организации |
Обоснование выбора эффективного руководства |
Ситуационный подход путь-цель Митчела и Хауса |
Руководитель направляет подчиненных на достижение в работе через влияние на пути достижения цели |
Возникновение новой ниши в сервисе нуждается в привлечении интеллекта и новых уровней знаний: количество языков, компьютер, то есть авторитет достигает уровня компетентности в конкретных исполнительных функциях и в целом достижения нужно гармонично привлечь, и открыть инициативу и разум подчиненной молодежи. |
Критическая экономическая ситуация
в стране не дает руководителю основного
стимула - материального, а перспективы
роста по службе в МП ограничены.
Есть опасность возникновения |
Этот самый кризис в экономике не дает другие шансы выжить, как верить, что в настоящее время идем по пути к цели жить лучше. |
Требования к их профессиональной
компетенции можно условно
- умения обосновывать и