Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:49, дипломная работа
Работа менеджера в туристской индустрии представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристской фирмой, поскольку туризм от других систем управления отличается вероятностным характером туристских явлений и процессов. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Значение теорий руководства в управлении персоналом организаций социально-культурного сервиса и туризма........................................................8
1.1. Основные теории и основы теории руководства в управлении персоналом социально-культурного сервиса и туризма..............................8
1.2. Анализ стилей управления.....................................................................20
1.3.Стили руководства в менеджменте........................................................27
Глава 2. Анализ системы управления персоналом социально-культурного сервиса и туризма................................................................................................42
2.1. Влияние стиля руководства на поведение работников.......................42
2.2. Процесс осуществления руководства организацией в зависимости от стиля руководителя........................................................................................53
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию стилей руководства на предприятии туризма и социально-культурного сервиса...................................................................63
Заключение..........................................................................................................75
Список использованной литературы.................................................................77
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств
Дипломная работа
на тему:
«Совершенствование стиля
руководства организациями
Выполнила:
Габдулбарова Л.И.
Руководитель: Розанова Л.Н.
Казань-2012
Содержание.
Введение......................
Глава 1. Значение теорий
руководства в управлении персоналом
организаций социально-культурн
1.1. Основные теории и основы теории руководства в управлении
персоналом социально-культурного сервиса
и туризма.......................
1.2. Анализ стилей управления......
1.3.Стили руководства в
Глава 2. Анализ системы
управления персоналом социально-культурного
сервиса и туризма.............
2.1. Влияние стиля руководства
на поведение работников.......
2.2. Процесс осуществления
2.3 Оценка эффективности
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложение
Введение
Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.
Становление рыночных отношений и
нового экономического мышления предполагает
развитие предпринимательской
Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование индустрии гостеприимства хорошо известны. Являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, индустрия гостеприимства представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.
В современных экономических условиях туризм является динамично развивающейся отраслью, характеризуемой высоким качеством привлекаемых трудовых и материальных ресурсов. Многие предприятия занимаются туристической деятельностью как основным или дополнительным направлением бизнеса.
Для эффективного использования рыночных возможностей отрасли туризма и успешной конкуренции необходимо понимать сложность рынка туристических услуг, многоуровневость его организации и специфику функционирования.
Работа менеджера в туристской индустрии представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристской фирмой, поскольку туризм от других систем управления отличается вероятностным характером туристских явлений и процессов. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Слово «стиль» — греческого происхождения. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Более полное определение понятия «стиль руководства»: это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль — это система постоянно применяемых методов руководства.
Как видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ними в противоречие, т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.
Единство методов и стиля
руководства состоит в том, что
стиль служит формой реализации метода.
Менеджер с присущим только ему стилем
руководства в своей
Таким образом, стиль руководства — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.
При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). «Правильный» стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.
Таким образом, выбранная тема имеет практическую значимость.
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование стиля руководства организациями социально-культурного сервиса и туризма.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть основы теорий руководства в управлении персоналом,
- проанализировать стили
- охарактеризовать стили
- определить влияние стиля
- охарактеризовать процесс
- предложить мероприятия
При написании дипломной работы использовались научные труды, специальная научная и учебная литература, нормативно-правовые акты, публикации, статьи, Теоретической и методологической базой исследования стали работы таких специалистов как: Биржаков М.Б., Герчикова И.Н., Кабушкин Н.И., Квартальнов В.А., Ильина Е.Н. и др.
Поставленная цель и задачи определили
структуру работы. Она состоит
из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Глава 1. Значение теорий
руководства в управлении персоналом
организаций социально-культурного сервиса
и туризма.
1.1. Основные теории и основы теории руководства в управлении персоналом социально-культурного сервиса и туризма.
Изменения, которые происходят в современном производстве и связаны с резким повышением значимости человеческого фактора, выдвинули управление персоналом на передний план управленческой деятельности, стимулировали бурное развитие научных исследований в этой области. Результатом осложнения и обогащения деятельности по управлению персоналом и ее изучения стало появление разнообразных трактовок управления персоналом в современной литературе. Все определения управления персоналом можно объединить в несколько групп:
1. Мотивационные определения.
Управление персоналом, пишет, например, Н. Маусов, это "непрерывный процесс, направленный на целевую смену мотивации людей, чтобы добиться от них максимальной отдачи, а следовательно, высоких конечных результатов".
В этом и подобных ему определениях выделена важнейшая, стержневая функция управления персоналом. Однако они отображают лишь часть управленческой деятельности, оставляя в тени множественное число других его функций, которые будут рассмотрены дальше.
2. Дескриптивные (описательные) дефиниции. "Управление персоналом, - пишет И.Н. Герчикова, - это самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров, главной целью которых является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение части и численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и освобождения персонала; решение вопросов, связанных с учебой и повышением квалификации персонала"1.
В данном определении раскрываются цель и ряд важнейших функций управления персоналом. Его важным достоинством является конкретность в раскрытии содержания деятельности по управлению кадрами. Однако это определение, как, впрочем, и другие дескриптивные дефиниции, имеет, по меньшей мере, два существенных недостатка:
- во-первых, оно слабо отображает суть и специфику управления персоналом;
- во-вторых, перечисляет далеко не все его важнейшие функции.
3. Телеологические (с точки
Частично телеологический
Телеологические дефиниции, не претендуя на содержательную полноту, вместе с тем отмечают важнейшее качество управления персоналом в системе предприятия - его функциональную направленность.
4. Дескриптивно телеологические дефиниции.
Авторы таких дефиниций, как видно из названия, пытаются совмещать характеристику целей менеджмента персонала с перечислением его важнейших функций. "Экономика персонала (или управление персоналом), - пишут немецкие ученые Р. Марр и В. Вебер, - является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главное задание заключается в обеспечении организации персоналом и целеустремленном использовании персонала".
Учитывая важность целевых определений управления персоналом для выяснения его обобщающих, сущностных характеристик, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной научной литературе, как правило, выделяют две группы целей менеджмента персонала: организационные и личные. "Управление персоналом, - пишут Дж.М. Иванцевич, А.А. Лобанов, - деятельность, которая выполняется на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей".