Совершенствование стиля руководства организациями социально-культурного сервиса и туризма как отражение профессионализма менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Работа менеджера в туристской индустрии представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристской фирмой, поскольку туризм от других систем управления отличается вероятностным характером туристских явлений и процессов. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Значение теорий руководства в управлении персоналом организаций социально-культурного сервиса и туризма........................................................8
1.1. Основные теории и основы теории руководства в управлении персоналом социально-культурного сервиса и туризма..............................8
1.2. Анализ стилей управления.....................................................................20
1.3.Стили руководства в менеджменте........................................................27
Глава 2. Анализ системы управления персоналом социально-культурного сервиса и туризма................................................................................................42
2.1. Влияние стиля руководства на поведение работников.......................42
2.2. Процесс осуществления руководства организацией в зависимости от стиля руководителя........................................................................................53
2.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию стилей руководства на предприятии туризма и социально-культурного сервиса...................................................................63
Заключение..........................................................................................................75
Список использованной литературы.................................................................77

Работа содержит 1 файл

Габдулбарова Лилия.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

В наиболее прогрессирующих на сегодняшний  день японских фирмах пользуется успехом новаторско-аналитический стиль руководства13. Наиболее популярен он прежде всего потому, что в условиях жесткой конкуренции, как на внутреннем так и на внешнем рынках, позволяет обеспечить фирмам выживание и эффективное функционирование. Этот стиль характеризуется четкостью в определении целей и установок, способностью прислушиваться к мнению других и проявлять терпение в случае неудачи.

Менеджер, действующий в данном стиле, — это творческая личность, обладающая незаурядными организаторскими способностями. Ему присущи энергичность в делах и помыслах, связанные прежде всего со способностью генерирования большого числа идей и быстрым их внедрением, принятие нестандартных, новаторских решений. Для такого руководителя характерны чуткость к новым идеям и информации, склонность к учету мнения других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи. Его отличают умение видеть ситуацию шире и глубже других, терпимость к возможным неудачам, умение работать с людьми, не задевая их личного достоинства и не затрагивая сугубо личные проблемы. В процессе новаторско-аналитического руководства все решения принимаются на основе взаимодействия различных уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане — это планомерное принятие решений.

Примером эффективности применения новаторско-аналитического стиля управления может служить компания «Хонда», превратившаяся из малоизвестного производителя  скутеров и мотоциклов в предприятие международного масштаба. Традиции лидерства в «Хонда» выдержали испытание временем уникальным образом. В основе руководства компанией лежат 5 правил.

1. Следуй своей мечте и сохраняй  моложавый вид.

2. Цени теорию, новые идеи и время.

3. Люби свою работу и сделай  свое рабочее место наглядным  и привлекательным.

4. Обеспечь бесперебойное течение  работы.

5. Пусть поиск и упорный труд  станут повседневной привычкой14.

Должностные лица компании призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего внимание к другим людям и в то же время смелость и фантазию в действиях. «Хонда» также высоко ценит индивидуализм, компания предоставляет время и ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи.

Новаторско-интуитивный стиль характеризуется эгоистичностью в поведении руководителя, его энергичностью и новаторством при всей немногочисленности имеющихся альтернатив. Руководитель склонен принимать быстрые решения, но без достаточного учета имеющихся ресурсов. Его чуткость к новым возможностям проявляется благодаря интуиции, на ее основе и вырабатываются новые идеи. На основе интуитивно возникшей идеи принимаются управленческие решения, которые спускаются сверху вниз еще до завершения сбора информации и обобщения частных предложений. Менеджер, управляющий в новаторско-интуитивном стиле, — это способный к нововведениям энергичный и авторитарный руководитель.

- Нейтральные и консервативные  стили

Нейтральный, или либерально-анархический, стиль руководства характеризуется, с одной стороны, демократизмом во взаимоотношениях с сотрудниками, которым предоставляется право высказывать свои мнения по служебным вопросам, однако при этом руководитель не стремится обеспечить согласованность во мнениях и позициях сторон15. С другой стороны, контроль за деятельностью работников сведен к минимуму, вследствие чего результаты работы, как правило, низкие.

Для нейтрального (либерального) руководителя характерны уход от принятия стратегически  важных решений; невмешательство в  дела предприятия, предоставление им возможности идти своим чередом; минимизация контроля за подчиненными; использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности. Кроме того, нейтрального руководителя отличают полное равнодушие к критике и безразличие к персоналу. При либеральном руководстве очень сильны позиции неформальных лидеров и групп, воля которых практически ничем не ограничивается. Поэтому коллектив при таком стиле руководства не имеет единства. Атмосфера в нем характеризуется напряженностью во взаимоотношениях между группами и личностями, уровень межличностного и межгруппового доверия невысок, и, как следствие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, нет никакого стимула добросовестно трудиться.

В японском менеджменте  в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности выделяют следующие четыре типа руководителей: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный и новаторско-аналитический16.

Консервативно-аналитический стиль  характерен для руководителя-теоретика, не приемлющего никакого риска, но стремящегося к совершенству в управлении. Такой руководитель теоретически последователен в поведении, идеалистичен и взыскателен, привержен принципу субоптимизации и постепенности. Пока отсутствуют достаточная информация и необходимые ресурсы, он неохотно принимает какое-либо решение. Главной целью в консервативно-аналитическом руководстве является выработка совершенного (можно сказать, идеального) решения, достижение которого связывается с максимальной возможностью исключения риска.

Консервативно-интуитивный стиль  руководства характеризует руководителя, который в своей деятельности опирается на уже устоявшиеся  привычки, традиции. Он в меру энергичен, предпочитает не рисковать, решения  принимает после тщательного обдумывания и взвешивания, однако при этом полагается не только на реальность, но и на собственную интуицию. При консервативно-интуитивном руководстве целью является относительно быстрое решение проблемы, которое принимается на основе наиболее полной информации, исключающей даже минимальный риск для предприятия.

 

 

 

Глава 2. Анализ системы  управления персоналом социально-культурного  сервиса и туризма

 

2.1. Влияние стиля руководства  на поведение работников.

 

Критерием эффективности влияния  стиля деятельности руководителя на коллектив считаются:

- степень авторитета руководителя;

- степень влияния на постоянное  повышение результативности организации; 

- проявление инициативы, развитие  творчества и предприимчивости  персонала;

- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- влияние должно оказываться  таким способом, который не просто  ведет к принятию идеи, а к  действию - фактическому труду, необходимому  для достижения целей организации.

Объект изучения – ОАО «ГТК Волга».

Стиль руководства ОАО «ГТК Волга» ориентирован на отношения между людьми, достижение максимального эффекта деятельности предприятия через построение благоприятного климата в организации, поддержания  доброжелательных отношений в коллективе.

Итак, профиль деятельности предприятия – оказание гостиничных услуг.

Номерной фонд гостиницы состоит из 155 номеров.

Гостиница предлагает услуги ресторана «Волга», парикмахерской, бильярдного зала, парной-сауны и  солярия и тренажёрного зала, насыщенные экскурсионные программы.

К услугам клиентов предлагаются также бизнес-центр, пункт обмена валюты, банкомат, парикмахерская, камера хранения, авиакасса, сувенирный киоск, киоск с промышленными товарами, газетно-журнальный киоск.

Для удобства клиентов введено бронирование номеров в режиме онлайн.

Завтрак с 7:00 до 10:30 по типу «шведский стол» в ресторане  «Волга» входит в стоимость проживания.

Действует тариф "Полупансион" - в стоимость проживания включены завтрак "шведский стол" и комплексный  ужин (с 18:00 до 22:30).

Вся территория гостиницы  является Wi-Fi зоной.

Гостиница осуществляет постановку на учет иностранных граждан  в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. №9 "О порядке осуществления миграционного  учета иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации".

Удобное месторасположение, хороший сервис, оптимальное соотношение  в гостиницах Казани цены и качества - неиспоримые преимущества гостиницы  «Волга».

Учредительными документами  ОАО «ГТК Волга» предусмотрена следующая структура органов управления:

Общее собрание акционеров является  Высшим органом управления Общества.

Совет директоров Общества осуществляет общее руководство  деятельностью Общества, за исключением  решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания.

Руководство текущей  деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом  Генеральным директором»

Коллегиальный исполнительный орган не сформирован, в связи  с отсутствием данного органа в учредительных документах общества.

ОАО «ГТК Волга» имеет сложную организационную структуру управления, характеризуемую распределением целей и задач управления между подразделениями и отдельными работниками. В ОАО «ГТК Волга» присутствует линейно-функциональная структура управления организацией.

Служба приема и размещения занимается решением вопросов, связанных с бронированием  номеров, приемом гостей, прибывающих  в гостиницу, их регистрацией и размещением  по номерам, оказанием различных  услуг, а также выпиской и отправкой.

Состав службы: заведующая службой приема и размещения, менеджеры, портье, швейцар.

Служба обслуживания номерного  фонда обеспечивает обслуживание гостей в номерах, поддерживает необходимое  санитарное состояние номеров и  уровень комфорта, занимается оказанием  бытовых услуг.

Состав службы: дежурные горничные, горничные, заведующая прачечной, прачки, сотрудники прачечной.

Служба питания ОАО «ГТК Волга» обеспечивает обслуживание гостей в ресторане и лобби-баре, решает вопросы по обслуживанию банкетов и др. мероприятий.

Состав службы: директор ресторана, старший администратор, администратор, официанты, повара, бармены, рабочие кухни.

Бухгалтерия ГК анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности, ведет бухгалтерскую отчетность.

Состав службы: финансовый директор, главный бухгалтер, бухгалтера.

Сервисный центр оказывает дополнительные платные услуги.

Состав службы: руководитель, менеджеры.

Техническая служба создает условия  для функционирования санитарно-технического оборудования, электро-технических  устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи, систем кондиционирования и теплоснабжения.

Состав службы: инженер, слесаря, сантехники, электрики.

Хозяйственная служба занимается уборкой  территории ГК.

Состав службы: маляры, дворники, флорист, уборщики.

Отдел кадров занимается приемом и  увольнением сотрудников гостиницы, подбором и отбором персонала, проведением  тренингов, а также работа с документацией.

Состав службы: руководитель отдела, менеджеры.

Служба безопасности гарантирует  в ОАО «ГТК Волга» личную безопасность гостей и сохранность их собственности.

Состав службы: начальник охраны, охрана.

Экономическая служба занимается вопросами  оперативного и тактического планирования, оптимизацией предоставляемых услуг, анализирует состояние гостиничного рынка и изучает потребности клиентов.

Служба маркетинга обеспечивает функционирование маркетингового комплекса, рыночный характер деятельности ГК и максимизацию контактов  с посредниками и потребителями.

Управление структурными подразделениями  осуществляется управленцами среднего звена, которыми являются руководители отделов и служб. Связям между отделами присущ, в основном, горизонтальный характер.

Уровень управления в ОАО «ГТК Волга» представляет собой совокупность звеньев управления, которые занимают определенную ступень в принципах подхода к управлению ОАО «ГТК Волга». Ступени управления строятся в вертикальном соотношении и подчиняются по иерархии друг другу (рис.2.1.1.).

Высший уровень ОАО «ГТК Волга» представлен генеральным директором и директором, которые принимают решения стратегического характера, занимаются постановкой целей и задач ГТК.

Руководители среднего уровня ГТК  обеспечивают реализацию политики гостиницы, разработанную высшим руководством, и несут ответственность за доведение  заданий и инструкций до подразделений, а также за своевременное их выполнение.

Низший уровень управления представлен  менеджерами подразделений.

Рис 2.1.1. Структура управления ОАО «ГТК Волга»

 

Проанализируем обеспеченность ОАО «ГТК Волга» трудовыми ресурсами, для этого составим табл. 2.1.2.

Таблица 2.1.2

Обеспеченность ОАО «ГТК Волга» трудовыми ресурсами в 2008-2010гг.

(чел.)

Категория работников

2008 год

2009 год

Изменение

2010 год

% обеспече

нности

 +/-

%

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Среднесписочная численность персонала, всего

250

260

10,0

104,0

273

280

102,6

В том числе 

служащие

150

180

30,0

120,0

186

184

98,9

вспомогательный персонал

50

40

-10,0

80,0

42

48

114,3

Руководители и специалисты

50

40

-10,0

80,0

45

48

106,7

Информация о работе Совершенствование стиля руководства организациями социально-культурного сервиса и туризма как отражение профессионализма менеджера