Составление контрольного и индивидуального текста экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

      Министерство образования Республики Беларусь

УО  «Витебский государственный университет  имени П. М. Машерова»

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет переподготовки кадров

 

 

рЕФЕРАТ

 

 

По  дисциплине:   экскурсоведение

 

 

На  тему:    составление контрольного и индивидуального текста экскурсии

 

 

 

                                                                                                   Исполнитель:

                                                                          Слушатель группы № М1

                                              Малиновская Юлия Александровна

                                                                                            

Преподаватель:

                                                                                              дединкин а.а.                                                                      доцент, кандидат исторических наук

                                                                             

                                                                                         

 

 

 

Оценка____________

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

 

 

 

 

Ввдение

         Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

         Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

           Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

            Подготовка новой экскурсии поручается  творческой группе. В ее состав  включается от 3 до 7 человек, а  в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности  темы. В большинстве своем это  работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

          Подготовка новой экскурсии проходит  три основных ступени: 

- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.1

 

 

 

 

________________________

    1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт,    2004.

 

 

 

 

Существуют  два вида экскурсионных текстов:

 

- контрольный;

 -индивидуальный.

      Контрольный и индивидуальный текст несколько совпадают по содержанию. Вместе с тем контрольный текст является образцом для подражания.

      Экскурсионная  практика исходит из того, что  основой рассказа экскурсовода  является индивидуальный текст,  который помогает экскурсоводу  логично строить свой рассказ.  Такой текст экскурсовод составляет  самостоятельно. Основой является  контрольный текст, который представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. В контрольном тексте формулируется определенная точка зрения на факты и события.

 Контрольный текст – составляется экскурсоводом при разработке новой темы экскурсии. При составлении контрольного текста автор должен добиться соответствия материала цели и теме экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Контрольный текст — тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопросы, композиционно состоящий из введения, основной части, заключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении методической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структурой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий.2

        Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, не отражая структуры экскурсии, не строясь в маршрутной последовательности. В контрольном тексте содержатся материалы для вступительного слова, заключения и логических переходов между подтемами, содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему.

     

 

__________________________

2. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2004.

 

 

 

Существуют определенные требования к контрольному тексту: научность, логичность, удобство для использования, наличие ссылок на источники.

Контрольный текст является основополагающим документом для экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты.

       Второй вид экскурсионного текста – индивидуальный. Данный текст экскурсовод составляет самостоятельно, готовя экскурсию на определенную тему.

        Индивидуальный текст – отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом, материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, он имеет четкое деление на тематические части. Части текста строятся по определенной схеме: характеристика объекта; материал, посвященный определенному периоду истории; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом и местом; выводы по подтеме, логический переход к следующей подтеме. Индивидуальный текст – готовый для исполнения рассказ, содержащий полное и четкое изложение материала экскурсии, прикрепленное к зрительным объектам. Каждая подтема – отдельный, содержательный рассказ.

       Индивидуальный текст состоит из трех частей: вступления (вводное слово), основной части и заключения. Вступление подразделяется на две части – организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса, с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов. Во второй части вступления излагается содержание предстоящего мероприятия. Во вступлении могут быть названы отдельные подтемы экскурсии. Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к, самой теме. Основные требования к вводному слову – краткость и динамичность. Общее время вступления – 5 – 7 мин.

        Тенденции культурного развития общества требуют особого внимания экскурсоводов к созданию экскурсионных текстов, Последним свойственна актуализация и группирование в определенной связи, объединение в новую информационную совокупность материалов прецедентных текстов: фрагментов различных научных, справочных, художественных, биографических (воспоминания, письма) и других источников. В практике экскурсоводов такая деятельность реализуется, но ее результаты до сих пор  остаются неизученными с точки зрения закономерностей, актуализации языковых средств при создании синтетического типа экскурсионных текстов.3

 

_____________________

3.Дурович А.П. «Организация туризма» 2005г.

 

Список литературы:

 

1.Биржаков М.Б. Введение  в туризм. – СПб., 1999. – 192с.

 

2.Дурович А.П. «Организация  туризма» 2005г.

    

     3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004.

 

4.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М., 2001

 

5.Кайманова Т.А. Экскурсоведение:  учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2004.

 

6.Маслюкова Т.А. Экскурсоведение:  Методика подготовки и проведения  экскурсии: Учеб. пособие. – Шахты, 2003.

 

7.Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. – М.,1997.

 

8.Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. Ю. Юренева. — М.: Академический проект, 2003.

 

 




Информация о работе Составление контрольного и индивидуального текста экскурсии