Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:56, реферат
Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Факультет переподготовки кадров
рЕФЕРАТ
По дисциплине: экскурсоведение
На тему: составление контрольного и индивидуального текста экскурсии
Преподаватель:
Оценка____________
Витебск, 2013
Ввдение
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.
Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
Подготовка новой экскурсии
Подготовка новой экскурсии
- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.1
________________________
1.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004.
Существуют два вида экскурсионных текстов:
- контрольный;
-индивидуальный.
Контрольный и индивидуальный текст несколько совпадают по содержанию. Вместе с тем контрольный текст является образцом для подражания.
Экскурсионная
практика исходит из того, что
основой рассказа экскурсовода
является индивидуальный текст,
Контрольный текст – составляется экскурсоводом при разработке новой темы экскурсии. При составлении контрольного текста автор должен добиться соответствия материала цели и теме экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.
Контрольный текст — тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопросы, композиционно состоящий из введения, основной части, заключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении методической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структурой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий.2
Контрольный текст содержит хронологическое изложение материала, не отражая структуры экскурсии, не строясь в маршрутной последовательности. В контрольном тексте содержатся материалы для вступительного слова, заключения и логических переходов между подтемами, содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему.
__________________________
2. Кайманова Т.А. Экскурсоведение: учеб. пособие. – Пенза: ПГУ, 2004.
Существуют определенные требования к контрольному тексту: научность, логичность, удобство для использования, наличие ссылок на источники.
Контрольный текст является основополагающим документом для экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты.
Второй вид экскурсионного текста – индивидуальный. Данный текст экскурсовод составляет самостоятельно, готовя экскурсию на определенную тему.
Индивидуальный текст – отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом, материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, он имеет четкое деление на тематические части. Части текста строятся по определенной схеме: характеристика объекта; материал, посвященный определенному периоду истории; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом и местом; выводы по подтеме, логический переход к следующей подтеме. Индивидуальный текст – готовый для исполнения рассказ, содержащий полное и четкое изложение материала экскурсии, прикрепленное к зрительным объектам. Каждая подтема – отдельный, содержательный рассказ.
Индивидуальный текст состоит из трех частей: вступления (вводное слово), основной части и заключения. Вступление подразделяется на две части – организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса, с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов. Во второй части вступления излагается содержание предстоящего мероприятия. Во вступлении могут быть названы отдельные подтемы экскурсии. Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к, самой теме. Основные требования к вводному слову – краткость и динамичность. Общее время вступления – 5 – 7 мин.
Тенденции культурного развития общества требуют особого внимания экскурсоводов к созданию экскурсионных текстов, Последним свойственна актуализация и группирование в определенной связи, объединение в новую информационную совокупность материалов прецедентных текстов: фрагментов различных научных, справочных, художественных, биографических (воспоминания, письма) и других источников. В практике экскурсоводов такая деятельность реализуется, но ее результаты до сих пор остаются неизученными с точки зрения закономерностей, актуализации языковых средств при создании синтетического типа экскурсионных текстов.3
_____________________
3.Дурович А.П. «Организация туризма» 2005г.
Список литературы:
1.Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 1999. – 192с.
2.Дурович А.П. «Организация туризма» 2005г.
3.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004.
4.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М., 2001
5.Кайманова Т.А.
6.Маслюкова Т.А.
7.Пузакова Е.П. Чистякова В.А. Международный туристический бизнес. – М.,1997.
8.Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник/Т. Ю. Юренева. — М.: Академический проект, 2003.
Информация о работе Составление контрольного и индивидуального текста экскурсии