Социально- психологические методы в организации туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Любая организация нуждается в совершенствовании системы управления персоналом туристского предприятия. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..…………………………………………….5
1.1. Понятие и классификация социально-психологических методов. Особенности социально-психологических методов……………………………..5
1.2. Социологические методы управления…………………………9
1.3. Психологические методы управления…………………………14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….19
2.1 Характеристика деятельности КУП «Клецкий туристический центр»……………………………………………………………………………….19
2.2Социально-психологические методы управления на примере КУП «Клецкий туристический центр»………………………………………………….25
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КУП «КЛЕЦКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»……………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 71.56 Кб (Скачать)

        Главный бухгалтер выполняет также функции заместителя директора. В его обязанности входят: разработка финансовой стратегии фирмы, составление финансовых планов, обеспечение деятельности фирмы (осуществление денежных переводов, подготовка финансовых отчетов) и своевременное информирование руководства о финансовых результатах деятельности фирмы, проводит экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета, ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, организует учет финансовых, расчетных и кредитных операций, занимается страхованием фирмы и юридическими аспектами, принимает управленческие решения. Подчиняется директору фирмы.

Менеджер по въездному  туризму– работает непосредственно  с клиентами, разрабатывает туры и экскурсии по Иркутскому региону  и озеру Байкал. В его обязанности  входит: анализ туристского рынка, формирование папок с предложениями, заключает  договора с гидами, переводчиками  и автохозяйствами, бронирует места  в гостиницах, а так же билеты авиа и ж/д

билетов авиа и ж/д транспорта, страхование туристов выезжающих за рубеж , визовая поддержка, рекламная  компания.

    Не последнее  место в реализации туристических  услуг занимает имидж фирмы.  Одной из составляющих имиджа  является офис фирмы. От состояния  офиса во многом зависит эффективность  туристской деятельности.

      Помещение  офиса Коммунального унитарного предприятия «Клецкий туристический центр» Находится в центральной части города 222533, Республика Беларусь, Минская область, г. Клецк, ул. Панкратовская, 8, оформлено в деловом стиле и оснащено всем необходимым для слаженной работы – имеется телефон, факс, компьютер, принтер, ксерокс,  электронная почта, услуги Интернет, современная оргтехника, функциональная офисная мебель. В доступном для обозрения месте расположена:

  • копия свидетельства о государственной регистрации («ПРИЛОЖЕНИЕ А»);
  • сертификат соответствия («ПРИЛОЖЕНИЕ Б»);
  • рекламные проспекты, и другие рекламные средства предлагаемых услуг.

      Для повышения  профессионального уровня своих  работников предусмотрено регулярное  обучение персонала по основным  и смежным секторам всей технологической  цепочки трудовой деятельности на предприятии.

      На рынке  туристических услуг КУП «Клецкий туристический центр» находится  10 лет, для дальнейшего успешного функционирования фирмы необходимо провести обширные исследования  для создания новых туристских программ, для стимулирования сбыта уже имеющихся туристских услуг, пересмотреть ценовую стратегию фирмы, использование гибкого ценообразования способствовало бы значительному расширению рынка сбыта.

 

2.2. Социально-психологические методы управления на примере КУП «Клецкий туристический центр»

  При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности можно удовлетворять  вознаграждением, дав человеку то, что  он считает для себя ценным.

«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая  чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения, от дружеских  отношений с коллегами.

За  10 лет на КУП «Клецкий туристический центр» сформировался сплоченный коллектив и благоприятный психологический климат. Одним из мотивирующих факторов персонала турфирмы является оплата труда.

В качестве стимулирования за высокий процент реализации туристских путевок выплачивается единовременное пособие в виде премий. Поэтому также особое внимание уделяется нематериальному стимулированию работников.

  • персоналу фирмы, а также их семьям предоставляется скидки на туристические услуги фирмы ( 15 % );
  • представляется праздничные выходные дни в порядке установленным государством (исключение составляет производственная необходимость-работа в праздничные дни);
  • представляются выходные дни по болезни, которые оплачиваются согласно больничного листа;
  • представляется оплата за курсы повышения квалификации по основным и смежным специальностям (в целях развития и повышения профессиональных способностей персонала).

Материальное и нематериальное стимулирование создает предпосылки  для успешного выполнения своих  обязанностей, которые предполагают не только высокую отдачу своих профессиональных знаний, но и высокую культуру труда. Культура труда заключается в правильной организации своего рабочего места. На предприятии созданы все предпосылки для нормального функционирования деятельности сотрудников: просторный офис, функциональная мебель, средства электронной коммуникации (компьютер, принтер) телефон, факс, нормативное и информационное обеспечение.

  Условия труда, выступая  не только потребностью, но и  мотивом, побуждающим трудиться  с определенно фактором и следствием  определенной производительности  труда и его эффективности.  Культура труда на КУП «Клецкий туристический центр» зависит не только от управляющего фирмы, но и самого персонала.

 Одним из 5-ти негласных принципов работы на предприятии является элементы трудовой морали:

- ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах;

- правильно располагать и хранить нужные предметы;

- постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

- постоянная готовность рабочего места к проведению работы;

- усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.

Трудовая культура непосредственно  влияет на деловую рабочую обстановку и на внешний имидж туристского предприятия, который является одним из составляющих для привлечения клиентов и реализации туристских услуг.

К способам повышения мотивации  труда на  КУП «Клецкий туристический центр» проводимых  директором можно отнести:

  • материальное  стимулирование; 
  • совершенствование организации труда;
  • вовлечение персонала в процесс управления;
  • неденежное стимулирование;
  • беседы по волнующим вопросам.

  Важным принципом  является уважение, доверие, искреннее отношение к ним руководства. Признание со стороны руководства и коллег повышает удовлетворение каждого сотрудника в отдельности от хорошо выполненной работы, от пребывания на предприятии, от контактов с ними  тех, кто их окружает в повседневной деловой обстановке. Признание позволяет сотруднику поверить в надежность и стабильность положения предприятия, получить удовлетворение от своего статуса, от положение в коллективе.. Знание социально-психологических аспектов управления позволяют заинтересовать людей в результатах своего труда, в повышении не только своего личного статуса, но и эффективности всей трудовой деятельности, что позволяет влиять на  положительный имидж предприятия, на повышение его конкурентоспособности на туристском рынке, на привлечении дополнительных клиентов, на достижение целей туристического предприятия, повышение его прибыльности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ  ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ  КУП «КЛЕЦКИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР».

Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических  факторов. Умение учитывать эти факторы  и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников может помочь руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат, поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Это особенно важно для туристского предприятия – ведь в этой сфере как нигде важна вежливость, любезность, а соответственно и доброе расположение духа, хорошие отношения в коллективе. 

Недостаточное внимание к  социальным и психологическим аспектам управления туристским предприятием вызывает нездоровые взаимоотношения, что снижает  производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более  активно идет в коллективах рыночного типа. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей при управлении КУП «Клецкий туристический центр» нужно применить социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они должны быть основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов при управлении рассматриваемым  предприятием - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические  задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут  быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности  и качества работы - человеческого  фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю КУП «Клецкий туристический центр» целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами. 

Основное средство воздействия  на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать  природу человеческого поведения  и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание  руководителем рассматриваемого предприятия  биологической природы и внутреннего мира личности поможет ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе должно являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде. Необходимость использования в практике управления туристской организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволит своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его  компетентностью, организаторскими способностями  и знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно  применяет он различные формы  социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия  в туристском предприятии можно использовать:

  • планирование социального развития трудовых коллективов;
  • убеждение как метод воспитания и формирования личности;
  • экономическое соревнование;
  • критику и самокритику;
  • постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении;
  • различного рода ритуалы и обряды.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Под социально-психологическими методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

Все методы менеджмента можно  разбить на 3 группы:

  • организационно-административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а  производительность их труда резко  повысится, если создан производственный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический  климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне  зависимости от их должности и  прочих заслуг) при получении различных  социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий  труда и отдыха членов трудового  коллектива, повышение их производственной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, распространение  починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных  вечеров, конкурсов и т.д.

Информация о работе Социально- психологические методы в организации туристской деятельности