Россия- новая страна международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является - проследить тенденции развития туристического бизнеса России, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем, а так же проследить место России на арене международного туризма.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……....3-4
Глава 1.Развитие и современное состояние иностранного туризма в России.4
1.1 Развитие туризма в России………………………………………….…….4-8
1.2 Современное состояние туризма в России………………….………..…8-11
Глава 2. Особенности и проблемы туристического рынка в России…….….12
2.1 Особенности туристического рынка в России………………..………..12-15
2.2 Проблемы туристического рынка России………………………………15-29
Глава 3. Тенденции и практические рекомендации развития российского туристического бизнеса…………………………………………………….…...30
3.1 Тенденции развития российского туристического бизнеса…...………30-32
3.2 Практические решения сложившихся проблем в туристическом бизнесе России…………………………………………………………...…………….32-41
Заключение……………………………………………………………….......42-44
Библиографический список………………...……………...................................45

Работа содержит 1 файл

Россия- новая страна международного туризма.docx

— 90.32 Кб (Скачать)

     В) Ценовая политика

     Немаловажным  фактором, тормозящим развитие туристического бизнеса в России, являются неадекватные цены гостиничного сектора. В первую очередь это связано с дефицитом  и вытекающим из него монополизмом по отношению к потребителям, когда  гостиницы из-за повышенного спроса диктуют свои условия. По мнению туроператоров  въездного тузима, средняя цена качественного  отеля туристического класса не должна превышать 30-40 долл. За место. Тогда можно будет привлечь туда туристов. В реальности опубликованные тарифы гостиниц 3-4 звезды («Измайлово», «Космос», «Украина») почти в два раза выше.

     Особенно  заметен рост цен на гостиницы  в последние годы, который не сопровождался  ростом качества обслуживания. Например, в 1999 г. Проживание в отеле «Прибалтийская» (Санкт-Петребург) стоило 25-35 долл. Для туристов, прибывающих в составе групп. В 2003 г. цена поднялась до 70 долл., а в 2007г. уже более 100 долл. И этот показатель отнюдь не имеет тенденции к снижению. С учетом подорожания билетов в музеи и транспортных услуг цена тура, например, «Москва- Санкт-Петербург»  выросла в среднем на 40%, снизилась и норма прибыли у туроператоров. Такая ценовая политика снижает конкурентоспособность российского турпродукта. Например, в Гонконге цена группового тура одинаковой продолжительности в Париж стоит 1000 долл., а в Москву- 1500 долл.

     Еще одной проблемой гостиничного сектора, связанной с ценообразованием, является ценовая «дискриминация» иностранных  туристов. Тарифы на проживание в московских гостиницах «Измайлово», «Космос», «Украина»  для иностранцев в 2-3 раза выше, чем  для соотечественников, а проживание в гостиницах городов «Золотого  кольца» для граждан России в  среднем стоит 30 долл., для иностранных  туристов – 100 долл.

     Как пишет эксперт Жак Рагон в своем докладе для представительства Программы развития ООН в России « цены сразу сбивают с толку иностранного туриста. Во-первых, система завышенных тарифов противоречит Уставу Совета Европы. Во-вторых, подобное положение вещей заставляет иностранных туристов как искушенных потребителей очень требовательно относятся к качеству. Это приводит к очень противоречивым последствиям. Если на Кубе тарифы для туристов особенно завышены по отношению к местным ценам для кубинских граждан, то услуги, предоставляемые иностранным туристам, соответствуют международным стандартам качества, и клиенты знают об этом еще до начала путешествия. Это закон рыночной экономики.

     Здесь можно ездить из города в город  и видеть вопиющие различия, весьма негативно сказывающиеся на репутации  России».

     При этом ценовая дискриминация иностранных  туристов касается не только стоимости  гостиничных услуг, но и экскурсионного обслуживания. Например, входной билет  в ГМИИ им.Пушкина , Оружейную палату, Эрмитаж и другие музеи для россиянина составляет от 15-30% стоимости билета по сравнению с иностранцами.

     Главными  препятствиями для привлечения  инвестиций являются отсутствие готовых  инвестиционных площадок, необходимые  бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

     С 2002 г. финансирование развития и в том числе продвижение туризма стало планироваться отдельной строкой в госбюджете и составило в 2003 г. около 1 млн долл. (хотя фактически несколько меньше). В 2004  г. рекламный бюджет России составил около3 млн. евро и в последние годы примерно столько же. Конечно, эта сумма несовместима со средствами, выделяемыми на эти цели в других странах, но тем не менее и столь небольшими по международным меркам, средствами можно было бы распорядиться более эффективно. К примеру, непонятно какие маркетинговые цели ставились при принятии решения об участии России в 19-й Международной туристской выставке «Philoxenia» в Греции. Выставка относилась к разряду не самых крупных, Греция не является страной – крупным поставщиком туристов на международный туррынок, не входит она и в двадцатку стран – поставщиков туристов в Россию. В год в Россию из Греции приезжает порядка 50 тыс. человек, из них с туристскими целями всего 5 тымс. Это означает, что туристский рыно Греции не является целевым для России ни в плане емкости, ни в плане платежеспособности. Таким образом, даже наличие финансирования в настоящее время не всегда способствует эффективному решению задачи продвижения России.

     В связи с этим одна крупная турфирма выработала следующий план действий в отношении цен на турпакеты: во-первых, пытаться убедить гостиницы  если не снижать цены, поскольку  сразу к этому психологически трудно привыкнуть, то заключать договоры на менее жёстких условиях. Это  касается аннуляции, штрафных санкций  и.т.д. Во-вторых, структурно перестраивать  работу собственного офиса. В-третьих, совершенно бесполезно участвовать  в рекламных мероприятиях за рубежом, преждн всего в выставках. При графике, который идёт вниз, особенно первые два-три года, странно выбрасывать огромные деньги на рекламу.

     Г) Создания имиджа России

     Отсутствие  политики по созданию такого имиджа тоже является современной проблемой  сферы туризма нашей страны. Если мы хотим, чтобы к нам тянулись туристы, мы должны их чем-то заинтересовать. Если обратиться к нашим европейским  коллегам, мы увидим, что в Европе, помимо экскурсионного, широко развит событийный туризм. Так, авиашоу в Ле Бурже собирает 8 миллионов туристов со всего мира. К сожалению, нашим авиашоу до таких масштабов ещё далеко. И, конечно же, в Москве катастрофически не хватает отелей, их всего 150 на 65 тыс. мест, тогда как, например, в Мадриде их 1059. Но многие эксперты в правительственных кругах считают, что в Москве есть уникальная возможность сочетать различные виды туризма, начиная с делового и заканчивая событийным.

     Конечно, это вопрос времени и денег. Но постепенно нашим тураператорам стоит включать в турпрограммы такие мероприятия, как празднование Дня города, инициировать различные выставки и ярмарки.

     Многие  могут возразить, что такие программы  не работают, а вернее не быстро окупаются. Да, этот так, но последствия могут  оказаться ещё плачевнее, если этим вопросом не заниматься вообще. Взять, например, программу «Белые ночи»  в Петербурге. Если последние 70 лет  силами огромного государства, его  аппарата и многомиллионными вложениями рекламировались белые ночи, то трудно ожидать, что за несколько месяцев  силами нескольких человек и гостиниц, почти без денег ситуация измениться. Чтобы, воплотить эту хорошую  идею, нужны средства, силы и время. На протяжении десятилетий складывался  образ России - водка, икра, Большой  театр .Чтобы поставить в этот ряд что-нибудь ещё нужны усилия. Для этого должны привлекаться известные журналисты, к мнению которых прислушиваются на западе, чьи статьи широко публикуются и доходят до адреса. Так же всегда должна быть обратная связь. Очень важно обратить внимание на те страны, которые максимально быстро и просто можно привлечь в Россию. И это не только, кстати, европейские страны, но и туристы из Азии (Китая, Японии, Кореи). Они способны принести первые оборотные средства для развития инфраструктуры города.

     Гендиректор компании PAG GROUP, заметил, что, несмотря на большие позитивные изменения, произошедшие в Москве, сегодня по-прежнему существует проблема недостаточной информированности  потенциальных клиентов. Работая  как на приём, так и на отправку, сотрудники PAG GROUP хорошо знакомы с  деятельностью зарубежных офисов по туризму, которые круглый год  рекламируют свои страны. Если Россия хочет быть узнаваемой и привлекательной, то информацию о достопримечательностях страны должна быть постоянно доступной  в течение всего года, хотя бы в тех странах, откуда к нам  чаще всего приезжают туристы. Страны, заинтересованные в российских туристах, давно открыли у нас свои офисы  по туризму, работают, тратят на рекламу  значительные суммы и успешно  продают свой продукт. Совершенно понятно, что ни одна коммерческая структура  не может заменить государство с  точки зрения имиджевой рекламы или создания инфраструктуры. Как можно всерьёз говорить о развитии Сочи без инфраструктуры - аэропортов, вокзалов, дорог, переездов, мостов? То же касается Москвы и Петербурга.

     При этом не стоит забывать, что в  мире достаточно много интересного, помимо нашей страны. Если мы говорим  о памятниках культуры, то Россия занимает далеко не первое место не только в  Европе, но и в Азии. Если говорить о географической удалённости, то - это долгий и дорогой полёт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА 

     3.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

     Существенное  значение для развития национального  туристического комплекса представляет осознание того факта, что современной  реалией развития туризма является диспропорциональное развитие мотивационных  интенций подавляющего большинства  клиентов в сторону физической мотивации  и мотивации межличностного общения (именуемое третьей туристической  революцией). При этом, одной из доминант адекватного развития туристических национальных комплексов является соответствующее развитие туристической инфраструктуры, формируемое на международном, национальном и региональном уровнях14.

     Основным  направлением развития туристической  отрасли в настоящее время  является стандартизация туристических  услуг во всех вовлекаемых в оборот туристического бизнеса регионах, опосредуемое эффектом экономической глобализации и культурной экспансии.

     Важной  характерной чертой развития национального  туризма является диспропорциональное и фрагментарное развитие его выездной части по сравнению с въездным и внутренним туризмом, что, в свою очередь, обусловливает наличие негативных тенденций в развитии экономики (бегство капиталов за рубеж, недостаточное развитие рынка труда в национальном туристическом секторе, отсутствие профессиональных кадров)15.

     Обобщая реалии туристического бизнеса сделаны следующие выводы: ему не присуща высокая степень монополизации; нет застойных явлений в отрасли; отрасли свойственна высокая прибыльность. Все это обусловливает развитие и активизацию значимой конкуренции на межнациональном, национальном и региональном уровнях.

     В туристической отрасли все более  значимой тенденцией современного развития конкуренции является перевес в  сторону ее коммуникационной составляющей, как наиболее эффективной и наименее затратной формы конкурентной борьбы на основе использования маркетингового инструментария.

     Несмотря  на наличие множества отрицательных  факторов в туристической индустрии  современной России, можно сделать  вывод, что туризм в стране становится достаточно обычным делом для  населения, на данном рынке усиливается  конкуренция туристских фирм, а государство  уделяет большое внимание обеспечению  качества и разнообразия предоставляемых  услуг.

     Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы  «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае - Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе - Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки - Республика Адыгея.

     Пуск  в 2007 году в эксплуатацию перечисленных  объектов позволил увеличить поток  туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек  и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и города Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

     На  территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.

     Стимулом  для развития въездного и внутреннего  туризма в Российской Федерации  могут стать принятые в 2006 году изменения  в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение  особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

     В настоящее время деловое сообщество в сфере туристического бизнеса  находимся в том положении, когда  никто ещё ясно не понимает тех  глубинных процессов в сфере  туристического бизнеса, которые несут  в себе необходимость ломки и  трансформации сложившихся условий  на мировом рынке туристических  услуг. Никто, пока ещё, не имеет возможности  определённо сказать, какие направления  в развитии туристического бизнеса  будут наиболее перспективны ближайшее  время и потому их следует развивать  и в них следует инвестировать  соответствующие ресурсы сегодня. 

Информация о работе Россия- новая страна международного туризма