Россия- новая страна международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является - проследить тенденции развития туристического бизнеса России, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем, а так же проследить место России на арене международного туризма.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……....3-4
Глава 1.Развитие и современное состояние иностранного туризма в России.4
1.1 Развитие туризма в России………………………………………….…….4-8
1.2 Современное состояние туризма в России………………….………..…8-11
Глава 2. Особенности и проблемы туристического рынка в России…….….12
2.1 Особенности туристического рынка в России………………..………..12-15
2.2 Проблемы туристического рынка России………………………………15-29
Глава 3. Тенденции и практические рекомендации развития российского туристического бизнеса…………………………………………………….…...30
3.1 Тенденции развития российского туристического бизнеса…...………30-32
3.2 Практические решения сложившихся проблем в туристическом бизнесе России…………………………………………………………...…………….32-41
Заключение……………………………………………………………….......42-44
Библиографический список………………...……………...................................45

Работа содержит 1 файл

Россия- новая страна международного туризма.docx

— 90.32 Кб (Скачать)

     - регионы со средним уровнем  развития туристского продукта  – Северо-Западный регион, Тверская  область, Центральная Россия, Татарстан,  Поволжье,  такие  республики  Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия  и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

     - регионы с недостаточным уровнем   развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом   для перспективного развития: прибрежные  территории Каспийского и Азовского  морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный  регион (Курилы, Командорские острова,  Якутия, Хабаровский  край, Чукотка,  Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и  др.),  Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал.  В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

     Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

     Недостаточно  высокий уровень организации  воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками  является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных  судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию  на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками  будет способствовать снижению цен  и соответствующему увеличению туристского  потока. В отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют  низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако  состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

     Несмотря  на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных  поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в  целом), остаются нерешенными такие  проблемы, как  дефицит железнодорожных  перевозок в высокий сезон, сложность  покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению с авиационными  и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным  решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

     На  протяжении многих лет большой популярностью  у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются  круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний  день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов.  В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура. 

     Россия  в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и  в то же время не закупает круизные суда за рубежом.  В связи с  этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается   пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях,  тормозится развитие речных круизов в Центральной  России,  в Сибири  и на Дальнем Востоке. Изношена  инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

     Туристские  автобусы с современным уровнем  комфорта также не производятся отечественной  промышленностью, несмотря на то, что  около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

       В последние годы начал   активно развиваться горнолыжный  туризм, однако для современного  оснащения горнолыжных комплексов  необходимы не только гостиницы,  но и наличие инженерной и  транспортной инфраструктуры –  водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

       В настоящее время на территории  Российской Федерации функционируют  около 150 горнолыжных комплексов (Приложение 1). Самыми популярными  горнолыжными комплексами Российской  Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов),  «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек.

     Учитывая  климатические и ландшафтные  особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

     Существенной  проблемой являются  высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

     Таким образом, главная проблема - отставание в уровне развития необходимой инфраструктуры.

     Большое значение для успешной реализации настоящей  стратегической альтернативы имеет  грамотно выбранная администрацией области инвестиционная политика. Задача последней заключается в создании благоприятного финансовою климата с целью увеличения туристского и в целом социально-экономического потенциала региона. Выбор приоритетов в инвестиционной политике целесообразно ориентировать на следующие предпосылки:

     -- полное использование местных  природных туристских ресурсов  без ущерба для их естественного  восстановления и экологической  обстановки; 

     -- обеспечение полной занятости  населения региона, создание условий  для его квалификационного и  творческого развития, увязывая  их с перспективой формирования  туристской сферы, полное восстановление, сохранение и использование историко-культурного  потенциала территории.

     Б) Уровень сервиса

     Если  взять Москву, то её потенциал огромный, число иностранных туристов неуклонно  растёт. Вместе с тем в Москве существует ряд проблем, не позволяющих  турфирмам, работающим по приёму иностранных  и российских туристов, делать это  максимально эффективно. Причиной тому является дефицит номерного фонда. Как мы можем говорить о сервисе, если наши потенциальные туристы  не имеют возможности к нам спокойно приехать, а тем более выбрать приемлемые для них гостиничные услуги.

     Строятся  новые отели и реконструируются старые. Ситуация меняется и в регионах, где вводиться достаточно много  хороших отелей, в том числе 4-5 звёзд. Удивляет другое: в Москве, где  развитие туризма позиционируется  как одна из основных задач, всё делается для того, чтобы не стало гостиничных  мест. За последние 2 года снесли «Интурист», «Москву», «Россию». Эти шаги могут оказаться катастрофическими для столицы, поскольку нет никакой альтернативы (т. к. на месте этих гостиниц планируется возвести отели с меньшим количеством мест высочайшего класса, с соответствующим уровнем цен). Есть конечно крупные гостиничные комплексы как «Измайлово», «Украина» для более имение массового туриста, но это капля в море. На месте «России» вряд ли появиться гостиница туристического класса. Но для туроператора при формировании пакета - так устроен бизнес во всем мире - стоимость номера должна быть $ 80-90. Вряд ли можно ожидать, что через 5 лет на месте «России» появится подобный комплекс с подобными ценами.

     Эта ситуация связанна с тем, что из тех  площадок, которые выделяются под  строительство гостиниц, реально  идёт строительство только на 50%. За последние 2 года от силы открылось 20 гостиниц, но при этом трудно сосчитать, сколько  появилось жилых домов, торговых комплексов в городе и возле кольцевой  дороги. Если хотя бы десятая часть  от торговых площадей стала гостиничной, всё было бы в порядке. Но её нет. Причиной этому является экономика  вопроса: тяжело конкурировать с  инвесторами, которые на данном месте  собираются строить торговые площади  и жильё. Для этого должна быть муниципальная программа: школы  строить тоже нерентабельно, но их же строят. То же - с гостиницами.

     Особенно  заметна нехватка гостиниц туристического класса, недорогих мотелей и студенческих кемпингов как во всей Европе. Отсюда данные одной проверки, которая показала, что в основном к нам приезжают  люди по бизнесу, которые ни в коей мере не будут оставлять больших  денег, им не нужны наши сувениры. Они  прилетели, обсудили свои вопросы и  уехали.

     Ещё одной проблемой сервиса является информационное обеспечение. Сегодня  выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего  в Россию приезжает граждан Китая , а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и достопримечательностям. А европейцы любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт - однодневных, трёхдневных, в мире они продаются во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы не имеют возможности хорошо ориентироваться по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже в аэропортах, можно было бы бесплатно получить, а вернее просто взять такую карту. И это не из области фантастики: сколько мы видим красочных рекламных листовок на глянцнвой бумаге, разбросанных по всему городу- они бесплатны потому что выгодны рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут в руки туристов - потенциальных покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить деньги, то ему бы не стоило и труда заключить контракты на печатанье на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама окупила бы расходы, и эти карты были бы доступны всем туристам и лежали бы они повсюду, как и простые рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр - прекрасная задумка.

     Проблемой сервиса является и проблема работы музеев. Сегодня в Москве функционируют  более ста музеев, и в большинстве  из них выходные дни приходятся на понедельник и вторник, но туристы  приезжают и в эти дни. Есть интересные маленькие музеи, как, например, Музей предпринимательства и  меценатства, который находиться в  запущенном состоянии, требует ремонта. Необходимо, чтобы правительство уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем- недостаточное количество экскурсоводов. Сегодня работают экскурсоводы, средний возраст которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?

     Кроме нехватки номерного фонда, причины  кризиса отрасли эксперты видят, в частности, в сложностях с получением въездных виз для иностранцев  и острой нехватке доступных, но благоустроенных  гостиниц. С визами вопрос постепенно решается, скажем, есть договоренность между РФ и Евросоюзом об упрощении  въезда европейцев из стран "золотого миллиарда" в Россию. Но сейчас уже  решается вопрос о либерализации  визового обмена с Японией и т.д.

     Одной из главных проблем является отсутствие профессионально подготовленного  персонала для сферы услуг. Отрасль  динамично развивается, число отелей и, особенно, ресторанов растёт на глазах, а кадров не хватает. Разумеется, каждый владелец отеля или ресторана  хочет иметь грамотный персонал - все хотят получить готовый продукт, но при этом не все готовы к сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями. К примеру, почти никто из работодателей, за исключением Федерации рестораторов и отельеров и некоторых других, не стремиться вкладывать вкладывать средства в образование или идти на иные формы сотрудничества.

     Не  случайно в последнее время власти и туроператоры обратили большое  внимание на развитие въездного туризма  в регионах. Так, Федеральное агентство  по туризму, которое, к слову, работает немногим больше года, активно рекламирует  туры по российским провинциям, естественно  тем, где создана необходимая  инфраструктура, есть гостиницы. Например, на берегах озера Байкал. Эксперты предвидят, что хотя разворот в сторону  регионов правильный, но длительный и  дорогой. Для иностранцев, особенно западноевропейцев и американцев, поездки в Россию - это вообще разновидность экстремального туризма. Надо очень постараться, чтобы заманить их в удаленные от центра уголки страны, - построить там современные туристические комплексы и мощно их прорекламировать. При должном отношении перспективы хорошие. Так, по словам Л.Исаковича, поток инотуристов только на Байкал в течение одного года может составить 150-200 тыс. человек. Но на рекламу туризма в России, по данным аналитиков, необходимо тратить не менее 100 млн долл. в год. Франция, особо не нуждающаяся в рекламе, например, ежегодно тратит на эти цели 60 млн. евро.

Информация о работе Россия- новая страна международного туризма