Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является - проследить тенденции развития туристического бизнеса России, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем, а так же проследить место России на арене международного туризма.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.
Введение………………………………………………………………..……....3-4
Глава 1.Развитие и современное состояние иностранного туризма в России.4
1.1 Развитие туризма в России………………………………………….…….4-8
1.2 Современное состояние туризма в России………………….………..…8-11
Глава 2. Особенности и проблемы туристического рынка в России…….….12
2.1 Особенности туристического рынка в России………………..………..12-15
2.2 Проблемы туристического рынка России………………………………15-29
Глава 3. Тенденции и практические рекомендации развития российского туристического бизнеса…………………………………………………….…...30
3.1 Тенденции развития российского туристического бизнеса…...………30-32
3.2 Практические решения сложившихся проблем в туристическом бизнесе России…………………………………………………………...…………….32-41
Заключение……………………………………………………………….......42-44
Библиографический список………………...……………...................................45
Действующее в России статистическое наблюдение в области туризма не способно охватить весь спектр его воздействия на экономику. В действующей системе статистического учета отражается лишь прямое воздействие туризма на российскую экономику и отдельные ее регионы, а косвенное влияние пока не учитывается, хотя актуальность такого учета несомненна.
Однако в условиях становления рынка в туристической сфере под влиянием тенденций прошлого и других причин сохранились существовавшие в дорыночный период экономические формы. Двумя наиболее крупными собственниками здравниц здесь являются государство и общественные организации в лице профессиональных союзов, хотя в существующей практике выделяются и другие формы. Например, доли групп собственников в регионе КМВ (в % к общему количеству санаториев) дают нам следующую картину.9
· Министерствам и ведомствам принадлежит 46,2 %,
·
Федерации независимых
· Иностранным организациям - 5%
· Другим - 22,7%.
Анализ
изменений отношений
Сложившаяся к настоящему времени система
управления туристским комплексом в России
представляет собой децентрализованную
систему. Вместе с тем государственная
власть ищет пути совершенствования туристической
сферы и превращение ее в конкурентноспособный
сектор экономики. Общее руководство комплексом
осуществляет Правительство Российской
Федерации в ее состав входит Федеральное
агентство по туризму. Данное ведомство
является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по проведению государственной
политики, нормативно-правовому регулированию,
оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в сфере туризма.
Оно же осуществляет продвижение туристического
продукта на внутреннем и мировом туристических
рынках.
Деятельность Агентства финансируется
за счет средств федерального бюджета.
Одной из задач Агентства является координация
деятельности всех заинтересованных субъектов
в развитии индустрии туризма. Важной
составляющей деятельности органов управления
является контроль за соблюдением норм
предоставления туристических услуг.
В настоящее время деятельность туристических
фирм должна получить лицензию на право
ведения такой деятельности. В законодательстве
зарубежных стран существуют и квалификационные
требования к участникам туристского
бизнеса. Так, персонал компании должен
набираться исключительно из окончивших
национальные учебные заведения. В качестве
обязательного требования может выдвигаться
опыт работы в определенной сфере туристского
бизнеса или определенном географическом
регионе, владение государственным языком
данной страны и др. Распространены требования
к резидентству (гражданству) персонала,
а также применяются ограничения в отношении
сроков пребывания в стране. Тем самым
обеспечивается занятость, прежде всего,
национальных поставщиков туруслуг и
национальных кадров.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ
Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода10:
переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
-формирование туристского рынка на основе новых законов;
-использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
-изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
-невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
-возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
-рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
-Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя11.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
упрощение порядка выезда;
расширение внешних деловых контактов;
увеличение числа
предприятий и отдельных
доступность цен на выездные туры;
большая конкурентоспособность
иностранного туристского продукта
(лучшие условия проживания и гостиничный
сервис в целом, комфортабельный
транспорт в турах и
Развитию
туризма был нанесён
Наиболее
приоритетными направлениями
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма12:
нестабильность внутренней политики;
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров13.
2.2 ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ
А) Качество инфраструктуры туризма
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.
В
настоящее время в нашей стране
значительная часть материальной базы
туризма нуждается в
Вместе
с тем предложения по развитию
туристской инфраструктуры не могут
ограничиваться только созданием нового
и реконструкцией существующего
гостиничного фонда. Следует отметить
важность комплексного развития туристской
инфраструктуры, включающей в себя
не только широкомасштабное строительство
новых средств размещения, но и
сопутствующую инфраструктуру (транспорт,
предприятия питания, индустрии
развлечений, объекты туристского
показа и др.). Размещение вновь возводимых
туристских комплексов должно учитывать
как параметры туристского спроса
по видам туризма, так и характер
туристского предложения - наличие
туристских ресурсов, условий для
кадрового обеспечения, в соответствии
с экологическими требованиями и
экономической
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
Для
внутреннего рынка особенно важно
развивать пляжный и
Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.
Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
-
регионы с высоким уровнем
развития туристского продукта
– Москва и Московская область,
Информация о работе Россия- новая страна международного туризма