Россия- новая страна международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является - проследить тенденции развития туристического бизнеса России, выявить основные проблемы и проследить пути решения этих проблем, а так же проследить место России на арене международного туризма.
Задачи данной работы:
- анализ развития туризма, популяризации туристического рынка России;
- выяснение потребностей и спроса клиентов туристических фирм на отечественный туризм;
- выявить основные проблемы развития туризма в России;
- проанализировать проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……....3-4
Глава 1.Развитие и современное состояние иностранного туризма в России.4
1.1 Развитие туризма в России………………………………………….…….4-8
1.2 Современное состояние туризма в России………………….………..…8-11
Глава 2. Особенности и проблемы туристического рынка в России…….….12
2.1 Особенности туристического рынка в России………………..………..12-15
2.2 Проблемы туристического рынка России………………………………15-29
Глава 3. Тенденции и практические рекомендации развития российского туристического бизнеса…………………………………………………….…...30
3.1 Тенденции развития российского туристического бизнеса…...………30-32
3.2 Практические решения сложившихся проблем в туристическом бизнесе России…………………………………………………………...…………….32-41
Заключение……………………………………………………………….......42-44
Библиографический список………………...……………...................................45

Работа содержит 1 файл

Россия- новая страна международного туризма.docx

— 90.32 Кб (Скачать)

        Действующее в России статистическое наблюдение в области туризма не способно охватить весь спектр его воздействия на экономику. В действующей системе статистического учета отражается лишь прямое воздействие туризма на российскую экономику и отдельные ее регионы, а косвенное влияние пока не учитывается, хотя актуальность такого учета несомненна.

        Однако в условиях становления рынка в туристической сфере под влиянием тенденций прошлого и других причин сохранились существовавшие в дорыночный период экономические формы. Двумя наиболее крупными собственниками здравниц здесь являются государство и общественные организации в лице профессиональных союзов, хотя в существующей практике выделяются и другие формы. Например, доли групп собственников в регионе КМВ (в % к общему количеству санаториев) дают нам следующую картину.9

     · Министерствам и ведомствам принадлежит 46,2 %,

     · Федерации независимых профсоюзов России - 25,1%.

     · Иностранным организациям - 5%

     · Другим - 22,7%.

     Анализ  изменений отношений собственности  свидетельствует о том, что в  процессе их рыночной трансформации  приоритет был отдан решению  политических и правовых, но не экономических  проблем. Однако эта задача остается актуальной для современной хозяйственной  практики, поскольку ее нерешенность на региональном уровне препятствует успешному функционированию субъектов  хозяйственной деятельности.

        Сложившаяся к настоящему времени система управления туристским комплексом в России представляет собой децентрализованную систему. Вместе с тем государственная власть ищет пути совершенствования туристической сферы и превращение ее в конкурентноспособный сектор экономики. Общее руководство комплексом осуществляет Правительство Российской Федерации в ее состав входит Федеральное агентство по туризму. Данное ведомство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Оно же осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.  
Деятельность Агентства финансируется за счет средств федерального бюджета. Одной из задач Агентства является координация деятельности всех заинтересованных субъектов в развитии индустрии туризма. Важной составляющей деятельности органов управления является контроль за соблюдением норм предоставления туристических услуг. В настоящее время деятельность туристических фирм должна получить лицензию на право ведения такой деятельности. В законодательстве зарубежных стран существуют и квалификационные требования к участникам туристского бизнеса. Так, персонал компании должен набираться исключительно из окончивших национальные учебные заведения. В качестве обязательного требования может выдвигаться опыт работы в определенной сфере туристского бизнеса или определенном географическом регионе, владение государственным языком данной страны и др. Распространены требования к резидентству (гражданству) персонала, а также применяются ограничения в отношении сроков пребывания в стране. Тем самым обеспечивается занятость, прежде всего, национальных поставщиков туруслуг и национальных кадров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ

     2.1 ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ

     Переходный  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности.

     Особенности переходного периода10:

     переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

     -формирование туристского рынка на основе новых законов;

     -использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

     -изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

     -невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

     -возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

     -рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

     -Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

     1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

     2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;

     3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя11.

     На  первом этапе развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в  СССР сформировал повышенный спрос  на внешний туристский продукт. Некоторые  страны ввели ряд мер по привлечению  российских туристов: безвизовый въезд в  страны  бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

     Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

     Выездной  характер российского туризма был  обусловлен следующими причинами:

           новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в  СССР);

           упрощение порядка  выезда;

           расширение внешних  деловых контактов;

           увеличение числа  предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;

           доступность цен  на выездные туры;

           большая конкурентоспособность  иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный  сервис в целом, комфортабельный  транспорт в турах и транстурах).

     Развитию  туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в  России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились  на разработку продукта для внутреннего  и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс  банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

     Наиболее  приоритетными направлениями внутреннего  туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

     Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

     Недостатки, тормозящие развитие въездного и  внутреннего туризма12:

     нестабильность  внутренней политики;

     несоответствие  дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

     несоответствие  гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и  уровню сервиса в них;

     завышенные  цены на гостиничные и ресторанные  услуги в городах;

     несовершенство  законодательного и экономического стимулирования российского въездного  и внутреннего туризма на государственном  и местном уровне;

     недостаточно  квалифицированная организация  обслуживания туристов, что создаёт  отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

     отсутствие  единой политики государства и местных  властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

     Однако  в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается  тенденция улучшения развития туризма  в России: увеличивается  поток  желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные  отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский  туризм (предлагаются всевозможные детские  поездки на морские курорты, в  различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и  зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров13.

     2.2 ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ

     А) Качество инфраструктуры туризма

     К наиболее значимым проблемам, требующим  пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся  недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве средств размещения  и  иных объектов туристского использования.

     В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к  некатегорийным.

     Вместе  с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут  ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания,  индустрии  развлечений, объекты туристского  показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать  как  параметры туристского спроса  по видам туризма, так и характер туристского предложения -  наличие  туристских ресурсов, условий для  кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и  экономической целесообразностью. 

     Главными  препятствиями для привлечения  инвестиций являются отсутствие готовых  инвестиционных площадок, необходимые  бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются  вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование). 

     Для внутреннего рынка особенно важно  развивать пляжный и оздоровительный  туризм. Пляжный туризм является одним  из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление  активно развивается на Черном и  Балтийском морях.  Большие перспективы  развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского  и Каспийского  морей, однако отсутствие  гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение  в Приморском крае.

     Яхтенный  туризм в России  в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

     Для России с ее недостаточно развитой туристской  инфраструктурой и  огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского  предложения.

     Выявленные  приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.  

     По  уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень  развития туристской инфраструктуры и  кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены  следующим  образом:

     - регионы с высоким уровнем  развития туристского продукта  – Москва и Московская область,  Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных  вод, Краснодарский край, Калининградская  область, регионы Золотого Кольца;

Информация о работе Россия- новая страна международного туризма