Развитие туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:32, реферат

Описание работы

Достаточно широко распространенное в PR-дискурсе понятие «имидж» все чаще употребляется и в регионалистике. В связи с этим мы можем констатировать укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Что это в сущности такое? Энциклопедическое определение понятия «имидж» звучит следующим образом: это целенаправленно формируемый образ (лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации, рекламы и т.п. Поэтому имидж региона - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Понятие имиджа и особенности имиджа туристического региона..........................................5
1.1. Определение имиджа, его признаки..........................................................................................5
1.2. Имидж туристического региона.................................................................................................9
Глава 2. Имидж Ульяновской области: особенности и пути формирования.........................................18
2.1. Характеристика Ульяновской области как туристического региона..............................................18
2.2. Пути формирования имиджа Ульяновского региона...................................................................25
Заключение....................................................................................................................................30
Список используемых источников.....................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 75.69 Кб (Скачать)

Посредством использования  метода герменевтической интерпретации  образа, заимствованного у наук о  средствах массовой коммуникации, в 2002 году на кафедре культуры и географии  математико-географического факультета католического университета Эйхштетта (Бавария) под руководством профессора Ганса Хопфингера было предпринято  исследование с целью сравнения  между собой иллюстрированных брошюр, создающих имидж или устойчивую репутацию туристического региона.[18] Исследованию был подвергнут иллюстративный материал, изданный на протяжении последних ста лет в истории германского туризма. В первую очередь это были титульные (заглавные) страницы рекламных брошюр и проспектов и излюбленные ключевые образы, использовавшиеся в них.

В ходе проведенной работы были декодированы, расшифрованы адресованные потребителю послания ключевых образов  и - как следствие - раскрыты основные стратегические приемы технологии конструирования  объемных пространств.

Что же касается роли иллюстративных посланий (Bildbotschaften) в туристской рекламе, то на сегодняшний день имеется еще  очень мало исследований на эту тему. Проделанное исследование пытается критически осмыслить и изложить закономерности иллюстративного отображения  географических областей и районов  в контексте объемных пространств. Таким образом, его само и полученные в результате его выводы, следует  рассматривать также и как  своего рода вклад в исследование теоретических основ туризма - науки, на данный момент все еще находящихся  на периферии туристики, ориентирующейся  в первую очередь на практические стороны индустрии.

В качестве наглядного примера  в работе сопоставляются два классических места проведения отпусков в Германии - Шварцвальд (буквально «черный  лес») и Тюрингский лес. Оба рассматриваемых  лесных ландшафта находятся между  собой в весьма тесном родстве  и поэтому очень хорошо сопоставимы.

Сходство этих двух туристских регионов наблюдается, прежде всего, как  в схожести процесса развития их туристских инфраструктур, так и в том, что  касается многообразия предлагаемой «пищи  для воображения». (И с тем и  с другим лесом связано много  народных поверий и легенд, многие из которых нашли свое отражение  в произведениях классиков немецкой художественной литературы, поэзии, музыки; здесь сохраняются старинные  традиции и обычаи, национальные костюмы). Кроме того, оба региона обладают огромным туристическим потенциалом (летняя свежесть, наличие лечебных источников и оздоровительных ванн, районы для занятия зимними видами спорта и проведения пеших горных прогулок).

Принципы конструирования  вымышленных объемных изображений (что, по сути, является созданием виртуальных  образов) мест отдыха, и в этом случае также очень схожи с технологиями, применяемыми и в подавляющем  большинстве иных туристских регионов.

Одной из важнейших мотиваций, влияющих на выбор места проведения отпуска, является желание увидеть  что-нибудь иное, нечто «прекрасное», и, соответственно, испытать связанные  с этим переживания. Реклама абсолютно  осознанно эстетизирует, преображает, сортирует, сокращает или стереотипизирует действительность. Вследствие этого, она, наряду с изобразительным искусством, литературой и средствами массовой информации существенно способствует формированию у туриста определенного  понимания объемного пространства. И последний сразу же прибегает  к помощи уже заранее сложившихся (стереотипных) «руководств». Проведенное  исследование сделало также прозрачным и процесс конструирования объемных изображений, предпринимаемого рекламой относительно конкретных туристских регионов, с учетом их особенностей, продемонстрировав  механизмы и обратные стороны  данной «технологии».[19]

Упомянутая работа, кроме  того, оказалось еще очень интересной и в другом плане. В ходе ее удалось  проследить изменения, происходившие  в иллюстративном ряде образных пространств  туристской рекламы в контексте  влияния на него общественной и вышестоящей  политической идеологии. Ретроспективный  взгляд на объемные изображения и (рекламные) имиджи XX-го столетия открывает перед  нами в итоге волнующую «историю в картинках».

Для XX-го столетия вообще, и  для наших дней в особенности, как того и следовало ожидать, характерно как правило то, что  в рекламных материалах, призванных создать туристскому региону  его собственный имидж, используются прежде всего эстетизированные - как наиболее убедительные и выразительные - клише, знаки и символы, помещенные в туристско-исторический контекст региона. При этом они преднамеренно реконструированы - специально «подогнаны» под этот контекст. При создании общего (генерального) имиджа региона особое внимание уделяется актуальным маркетинговых стратегиям и их целевым группам, дополненным качественными опросами и консультациями с экспертами по маркетингу наиболее авторитетных туристских объединений.

Предпринимается «инсценировка» иллюстративно-фантазийного ряда создаваемого имиджа, происходит наполнение его  устойчивыми символами. Это, как  правило, образы природы и родины, элементы истории и современности, расхожие стереотипы и местные народные традиции. Важным критерием является наличие соответствующих уникальных достопримечательностей. Образ туристского  региона превращается в своего рода «икону» - детально стилизированный  символьный комплекс.

Точно таким же образом  как сегодня при реализации товаров  потребления возрастает значение символьной стоимости - стоимости фирменного знака, торговой марки, логотипа, приносящих наибольший доход, возрастает и значение обретения туристским регионом собственного имиджа. Образ туристского региона  конструируется, т. е. осознанно видоизменяется при создании его «неповторимого»  имиджа. При снижении потребительской  ценности продукта, его стоимость  возрастает за счет символьной ценности. Так же как «изделия» становятся в условиях рынка предметом купли-продажи, так и сами объемные пространства конкурируют между собой сегодня, в эпоху постмодернизма, на воображаемом, виртуальном плане.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Глава 2. Имидж  Ульяновской области:

особенности и  пути формирования

2.1. Характеристика  Ульяновской области как туристического  региона 

 

Ульяновская область расположена  в самом центре Среднего Поволжья, по обе стороны Волги, в центральной  части европейской России. Географическое положение делает область привлекательным  центром логистических и транспортных схем федерального и международного уровня. На западе она граничит с  Пензенской областью и Республикой  Мордовия, на севере - с Чувашией и  Татарстаном, на востоке - с Самарской  и на юге - с Саратовской областями. Расстояние от Ульяновска до Москвы – 875 километров. Протяженность Ульяновской  области составляет 250 км с севера на юг и 280 км с запада на восток. Площадь  территории  - 37,2 тыс. км2 (0,22% от площади РФ) - сопоставима с территориями Бельгии, Нидерландов, Албании.[20]

Территория области в  целом характеризуется равнинным  рельефом. Долина Волги разделяет  территорию области на две части: западную - правобережную возвышенную (Предволжье) и восточную – левобережную низменную (Заволжье). Территория Правобережья занята Приволжской возвышенностью, имеющей ступенчатое, ярусное строение рельефа. Низменное Левобережье  – долина р. Волга, на территории которой  располагаются четыре аллювиальные (наносные) террасы.

Главные реки: Волга, Свияга, Сура, Черемшан.  В пределах области Волга превращена в Куйбышевское водохранилище, благодаря строительству плотины Волжской ГЭС. Все реки Ульяновской области принадлежат к замкнутому бассейну Каспийского моря.

Климат области  - умеренно континентальный. Средняя температура января –  -14 -  -12,5. Средняя температура июля -  +18 - +20, среднегодовое количество осадков - 350-450 мм.

Население области составляет около 1, 3 миллиона человек (0,95% от населения  РФ), представляющих свыше 100  национальностей. Плотность населения 38,6 чел./км2. Ульяновская область включает 21 сельский район, 6 городов (из них 3 – областного подчинения), 33 поселка городского типа, 322 сельских и поселковых администрации. Областной центр – Ульяновск (около 700 тыс. человек). Другие крупные города:  Димитровград (около 131 тыс. чел.), Инза (22 тыс. чел.), Барыш (примерно 19 тыс. чел.). Городское население - 73,2%.

Национальный состав Ульяновской  области: русские (72,8%), татары (11,4%), чуваши (8,3%), мордва (4,4%), украинцы (1,3%) и другие народы других национальностей.[21]

Запасы минеральных вод (в первую очередь в с. Ундоры) позволяют производить 12450 куб. м.  в сутки.

Ульяновская область занимает в России первое место по производству гражданских самолетов, пятое место  по производству автомобилей, первое место  по производству ковров и ковровых изделий, пятое место  по производству шерстяных тканей, девятое место по производству цемента.

Протяженность автомобильных  дорог общего пользования 7449 км, железнодорожных  путей – 709 км.  Железнодорожное сообщение с другими регионами России и грузопотоки осуществляются по магистралям: Ульяновск-Инза-Рузаевка-Рязань-Москва и Ульяновск-Димитровград-Новочеремшанск-Уфа-Челябинск-Курган.

Протяженность Волги на территории области составляет более 200 км. Через  систему каналов Ульяновск имеет  выход к пяти морям. Протяженность  судоходных речных путей  - свыше 394 км. Главные речные порты: г. Ульяновск, Новоульяновск, Димитровград, Сенгилей. Ежегодно речным транспортом в области перевозится более 508 тыс. тонн грузов и 17 тыс. пассажиров.

В области есть два аэропорта: «Ульяновск центральный» и «Восточный», имеющий статус международного. Аэропорты  оснащены современным радиоэлектронным и навигационным оборудованием, позволяющим принимать воздушные  суда всех типов без ограничений  по метеоминимуму 1-ой категории ИКАО. Взлетно-посадочная полоса аэропорта  «Ульяновск-Восточный» создана по новейшим технологиям с огромным запасом  прочности – не только под крупнейший в мире грузовой самолет Ан-124 «Руслан», но и как резервный аэродром для  посадки космического корабля «Буран». В Ульяновске находится головной офис лидера мирового рынка авиаперевозок  крупногабаритных и нестандартных  грузов – компании «Волга-Днепр», эксплуатирующей  самолеты Ан-124 «Руслан».

В теоретической части  работы, мы уже выяснили, что имидж  региона - это во многом ответ на вопрос «какими нас видят?»; это  состоящая из набора характерных  символов «картинка» региона, всплывающая  в сознании. Принято считать, что  имиджем можно легко управлять, поворачивая его в нужную сторону  с помощью рекламы в СМИ  и т.д. Однако на самом деле в имидже, помимо изменчивой «оболочки», всегда есть относительно твердое и неизменное «ядро». Если говорить об «условно-статичных» факторах формирования имиджа (по Э. Галумову), то применительно к Ульяновской  области это будут расположенность  «в глубинке», в относительно благоприятных  условиях для развития промышленного  и сельского хозяйства, вблизи великолепной природы, и, несомненно, это Родина В.И. Ленина. Ленинский мемориал - своеобразный памятник ушедшей эпохе.

Маркетинг достопримечательностей, развлечений дополняет маркетинг  имиджа. Территория использует при  этом или естественные достопримечательности (набережные рек, озера, моря, горы), или  историческое наследие (музеи, памятники  архитектуры, храмы), или известные  личности, или объекты культуры и  отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки). Чем более индивидуальны  и известны будут достопримечательности, тем лучше. Стратегии достопримечательностей, далее, различаются в зависимости  от того, много или мало их имеется, сколько дней обычно надо для их осмотра. Но любая достопримечательность  территории не может быть единственным объектом внимания в региональном маркетинге. Комплексное оформление территории как единого целого повышает ее привлекательность и уникальность, эстетические достоинства.[22] Но если у региона нет своих достопримечательностей, их, безусловно, надо создавать.

Рассмотрим привлекательные  стороны Ульяновской области, формирующие  ее положительный образ, подробнее.

(1) Историческое наследие.

Ульяновск (до 1924 года - Симбирск) стоит на Свияге и Волге, текущих  в противоположных направлениях. На горе Венец в 1648 году была срублена крепость для защиты от набегов кочевников. Не раз Симбирск оказывался в круговороте  истории. В XVII веке он осаждался войсками Степана Разина, а столетие спустя здесь находился под следствием мятежный Пугачёв. В память об этом Екатерина II пожаловала городу герб с  изображением белого столба с золотой  короной.

(2) Известные личности.

С городом связано творчество Н. Карамзина, Н. Языкова, Н. Огарева, Л. Минаева. Симбирские впечатления вошли  в «Капитанскую дочку» А. Пушкина, а  в романах И. Гончарова легко  узнаются городские виды. В 1916 году на народные средства был построен Дом-памятник И.А. Гончарова (сейчас здесь  краеведческий и художественный музеи).

(3) Оздоровительные курортыУльяновской  области.

В Ульяновске развит (хоть и  не в полной мере) оздоровительный  туризм. Так, в районе с. Ундоры Ульяновского района расположен крупный санаторно-курортный  комплекс общероссийского значения. Санаторно-курортными зонами  местного значения являются Белое озеро (Николаевский район) и Белый Яр (Чердаклинский район).

Природа щедро наградила  Ундоровский край целебной силой. Вода и воздух, солнце и живописный волжский берег, аромат хвои и полевых цветов – все как-будто создано для  здоровья людей. Гордость курорта –  минеральная вода «Волжанка», богатая  полезными солями и микроэлементами, подобная знаменитой воде «Нафтуся»  украинского курорта Трускавец. Санаторий им. Ленина: в лесопарковом массиве недалеко от села Большие  Ундоры Ульяновской области в 25 км от города Ульяновска, на правом берегу Жигулевского водохранилища, рассчитан на 400 мест. Cанаторий Дубки: расположен в лесопарковом массиве недалеко от села Большие Ундоры Ульяновской области в 25 км от города Ульяновска, на правом берегу Жигулевского водохранилища. Санаторий Прибрежный: расположен в Ульяновской области, Николаевский район п. Белое Озеро, на берегу Белого Озера на высоте 350 метров над уровнем моря, в благоприятных экологических условиях. Наличие хвойного лесного массива, великолепного реликтового самоочищающегося водоема, естественных ионизаторов воздуха в виде песчаных почв - самой природой здесь созданы условия для успешного лечения «болезней века» - аллергозов. Санаторий Белый Яр: на левом берегу реки Волги в сосновом бору, севернее села «Старый Белый Яр» в в Чердаклинском районе Ульяновской области. Санаторий Итиль: расположен в лесопарковой зоне, вблизи Волги. Дорога проходит через полосу леса, где проложены маршруты терренкура, которые в зимний период становятся лыжными трассами.

Информация о работе Развитие туризма