Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа
ктуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что детский туризм занимает наиболее благородный сектор рынка туриндустрии. Программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие молодого поколения - в ближайшем будущем потенциально наиболее активного в российском обществе.
В числе наиболее известных обществ, созданных в этот период и оставивших о себе добрую память, можно назвать Кавказский альпийский клуб в Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного развития учащихся, общество содействия экскурсиям учеников, созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л. А. Римской-Корсаковой, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском училище в Санкт-Петербурге и др. Тематика и направления деятельности этих обществ были весьма разнообразны.
К концу XIX в. было многое
сделано для того, чтобы вовлечь
учительство в туристско-
Подобная активная работа
учителей не осталась незамеченной властями.
Так, Министерство Народного просвещения
в 1910 г. рекомендовало к включению
в учебные программы экскурсии,
как вид оздоровительно-
В начале XX в. издавались специализированные туристско-экскурсионные журналы: "Русский турист" в Санкт-Петербурге, "Экскурсионный вестник" в Москве, "Записки Крымско-Кавказского горного клуба" в Одессе, где каждое общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом. Еще в 1899 г. на страницах журнала "Русский турист" была учреждена специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России.
Одним из первых, кто в начале ХХ в. обосновал значение дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И. М. Гревс. Он писал, что "главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему". Путешествие, считал он, - это один из величайших факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга "Образовательные прогулки по России". В 1910 г. была выпущена книга "Школьные экскурсии, их значение и организация". В 1921 г. по рекомендации Н. К. Крупской эта работа была переиздана вновь4.
Туристско-краеведческая
деятельность за период с 1918 по 1928 годы
была сосредоточена во внешкольных учреждениях
и проводилась в форме многодневных (6-10
дней) экскурсий, путешествий, так называемых
"кочёвок". Главной их тематикой было
изучение естественноисторических дисциплин,
сельскохозяйственного труда и кустарных
промыслов. Примечательно, что уже в 1918
г. в Наркомпросе организуется специальное
бюро школьных
экскурсий. По поручению наркома просвещения
А. А. Луначарского профес-сор И.И. Полянский
организовал к маю 1919 г. шесть экскурсионных
станций для экскурсионно-исследовательской
работы с учащимися и учителями единой
трудовой школы. Организационно-методическая
сторона туризма и краеведения определялась
в то время работами И. М. Гревса, Н. П. Анциферова,
Б. Е Райкова, А. А. Яхонтова, Н. К. Крупской.
В первом номере журнала "Экскурсионный
вестник" И. М. Гревс писал о том, что,
необходимость сделать экскурсию основным
фактором школьного курса является задачей
нового времени. В конце 20-х гг. Обществом
пролетарского туризма и экскурсий был
объявлен Всесоюзный исследовательский
поход "За сырьем для станков пятилетки",
в котором приняли участие большое количество
групп юных туристов. Академик А. Е. Ферсман,
сразу оценивший возможную пользу походов,
писал, что "от туризма мы переходим
к целому ряду этапов нашей работы в области
не только научных открытий, но и завоеваний
большого хозяйственного значения".
В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А. С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания.
Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.
В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление "Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень", в котором поручалось "краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу"5. В 1937 г. был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.
В 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР "О детском туризме". В школах были созданы клубы юных туристов. "Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся". Туризм и экскурсии преследуют, прежде всего, общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 г. были объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.
В годы Великой Отечественной
войны туристско-краеведческая
В послевоенные и 50-е гг. детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: "Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой". Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х - начале 50-х гг. входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные.
24 декабря 1958 г. Верховный
Совет СССР принял закон "Об
укреплении связи школы с
В середине 60-х гг. берёт своё начало Всесоюзный поход "Дорогой славы отцов". Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване; 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.
В 70-е гг. получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция "Моя Родина - СССР".
Экспедиция была посвящена
50-летию образования
С 1992 г. в Российской Федерации
осуществляется программа туристско-
Изучив материалы данного раздела, Вы получили сведения о том, что:
- существуют различные
основания, по которым
- цели и задачи, которые ставят перед собой туристы, значительно отличаются между собой;
- наиболее перспективным в настоящее время является деловой или конгрессный типы туризма;
- перспективным направлением развития туризма выступают детский и экологический туризм6.
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов.
По способу организации туристские путешествия подразделяются на:
плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
самодеятельные.
По продолжительности походов и путешествий различают:
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку.
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек
В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:
1. Внутренний туризм:
экскурсии для школьников
спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
самодеятельные школьные обмены
познавательные и
оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
организация международных безвалютных обменов
образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
познавательные и
выезды в международные детские центры (лагеря)
Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
государственными и муниципальными органами управления,
Информация о работе Развитие детского туризма Томской области