Путешествие на юг Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Содержание

Введение________________________________________________________ 2
Тараз.
Мавзолей Тектурмас____________________________________ 8
Мавзолей Карахана_____________________________________ 9
Мавзолеи Айша Биби и Бабаджи Хатун ___________________11
Древнее городище Акыртас_____________________________ 13
На территории Шымкента.
Древний город Отрар___________________________________ 15
Мавзолей Арыстанбаба_________________________________ 18
Древний Туркестан.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави_________________________ 21
Прохождение практики на базе турфирмы “Мерей-Тур”
Общая характеристика туристического агентства «Мерей тур»_26
Организационно - управленческая структура туристического агентства «Мерей тур»__________________________________ 29
Анализ маркетинговой деятельности туристического агентства «Мерей тур»___________________________________________32
4.4. Анализ туристического рынка Карагандинской области______35
Заключение __________

Работа содержит 1 файл

Отчет о практике.docx

— 1.60 Мб (Скачать)

Первоначально центр города обносили крепостной стеной – цитаделью. И  внутри под защитой стен начиналось бурное градостроительство. Строительным материалом в основном служил сырцовый глинобитный кирпич. Со временем старые постройки разрушались. Их сравнивали с землей и сверху возводили новые.

Так, в течение веков древний  Отрар буквально прорастал вверх  над окружающей степью. Ныне археологам приходится выгребать тонны земли, чтобы докопаться до ранних слоев. И  каждый слой земли представляет собой  неоценимый материал для изучения определенного  периода в истории Отрара.

Но такая “многослойность” во многом и затрудняет работы. Ведь, чтобы  вскрыть более ранние пласты, придется жертвовать верхними. Поэтому разработана  целая программа археологической  комплексной экспедиции, занимающейся раскопками на городище Отрар.

 

 

 

Легендарные имена 

Отрар был богатым городом. И  славился он не только изделиями местных  мастеров и заморскими товарами. Он был богат на ученых, труды которых  до сих пор известны во всем мире.

Одним из таких богатств древнего Отрара был великий мыслитель, философ, поэт и врач древности Абу Насыр  аль-Фараби.

Вообще полное имя средневекового ученого состоит из почти десяти слов. Принято считать, что последнее  слово в его имени – “аль-Фараби”  – означает “родом из города Фараб”. Однако ученые до сих пор не пришли к однозначному мнению, существовал  ли вообще такой город? Многие считают, что Фарабом называлась вообще вся область вокруг древнего Отрара, и в переводе с персидского (“параб”) означало место переправы через реку (в данном случае реку Арысь).

Аль-Фараби родился в семье военачальника. И по династическим традициям  тех времен ему была уготована  исключительно военная карьера. Однако он предпочел мечу книгу, и  вопреки воле отца, занялся совершенно мирными делами – наукой и философией. В чем преуспел настолько, что  уже при жизни был назван одним  из гениев Востока. До нас дошло более 160 его работ и трактатов, посвященных  философии, медицине, музыке, математике… 

 

Какие клады скрывает степь?

Одна из самых популярных легенд о сокровищах Отрара – предание об отрарской библиотеке. Якобы правителями  древнего Отрара была собрана коллекция  книг, не уступавшая по своей значимости знаменитой Александрийской библиотеке в Египте. А во время одной из многочисленных осад библиотеку тайными  ходами вывезли из города и спрятали в тайнике. Следы сокровища затерялись в веках.

Впрочем, на отрарской земле нередко  находили и реальные клады. В 2006 году в окрестностях древнего городища был  найден кувшин с золотыми монетами. Нашел его крестьянин во время  вспашки поля. Клад был передан  государству, а нашедший получил  вознаграждение.

 

Затем мы посетили мавзолей Арытанбаб.  Рядом с мавзолеем находится колодец, лечебные свойства его вод известны по всему Казахстану и мы смогли сами в этом убедится. Немного о мавзолее…

 

2.2.Мавзолей Арыстан-Баба архитектурный памятник XII-ХІV веков, вблизи развалин древнего Отырара Южно-Казахстанской области. Мавзолей был возведен над могилой известного религиозного мистика Арыстан баба, жившего в ХІІ веке.

Святой Арыстан-Баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды  гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка  разводить сады.

Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи  Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся  в косточке хурмы. По легенде, Арыстан  баб был сподвижником пророка  Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и  ели хурму. Один из плодов все время  выпадал из блюда, и пророк услышал  откровение: «Эта хурма предназначена  для мусульманина Ахмеда, который  родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан  баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам  хурму». Согласно народным преданием  и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и действительно передал ему  хурму.

Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи  Ахмеду Ясави считается за большое  благо отдать дань этому очень  почитаемому в народе святому.

Согласно преданиям, Арыстан-Баб  умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором  нет достоверных сведений.

По мнению некоторых исследователей, он прошел эволюцию, аналогичную сайрамским мавзолеям.

В настоящее время над могилой  Арыстан баба стоит мавзолей площадью 35х12 метр, сложен из жженного кирпича. В отделке фасадов применена  фигурная кирпичная кладка

Протяженный главный фасад фланкирован  двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся  здание строилось в первое десятилетие XX века. Оно представляет из себя комплекс, состоящий из двух частей - двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной  мечети, объединенных большим сводчатым  коридором. Гурхана перекрыта двумя  одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом ее помещении  установлено огромное надгробие  Арыстан-Баба, во втором - помещены надгробия  его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба.

Наиболее выразительным элементом  архитектуры мавзолея-мечети Арыстан-Баб  выступает портал. Но это не привычный  среднеазиатский портал-пештак с  арочной нишей в прямоугольном  обрамлении, а новая архитектурная  форма, составленная из декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX в. Очевидно, новые веяния не обошли мавзолей мусульманского святого. Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят  ко второму периоду строительства  этого мавзолея (XIV - XV вв.). По историческим данным, этот мавзолей в XII-XVIII веках  несколько раз был перестроен и отреставрирован.

В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь  Центральной Азии и является местом паломничества.

 

  1. Древний Туркестан

 

Обедать мы поехали  уже в Туркестан, в достаточно солидной гостинице, которая предназначена  также и для иностранных граждан, так как мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (Приложение 7) является наследием ЮНЕСКО и привлекает всеобщее внимание.

 

Город Туркестан – первая столица Казахского ханства.  Древнее название города – Яссы. Яссы стал центром округа, главным торговым пунктом на Великом шелковым пути. Особую известность приобрел в начале ХІІ века, когда поселился Х.А.Яссави. После его смерти над могилой был сооружен мазар, который сразу же приобрел статус “святого места”. В ХІV веке эмир Тимур в честь победы над Золотой Ордой сооружает над могилой поэта грандиозную ханаку, сохранившуюся в первоизданном виде в течение 6 столетий.

3.1.Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV в.) - яркий образец архитектуры тимуридского времени, объединивший в своих стенах различные по функции помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу), большой и малый аксараи, китапхану, асхану, кудукхану и многочисленные худжры. Из-за такого разнообразия функций здания ученые никак не могут прийти к единому мнению по поводу его названия, а потому называют его по-разному: мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс, ханака. Каждое из названий характеризует лишь одну из функций этого грандиозного комплекса и не отражает всех служб и ритуалов, предусмотренных в нем. В последнее время в кругу специалистов его чаще всего называют "ханакой" - термином, которым принято называть странноприимные дома (монастыри) дервишей.

Ханака сооружена по указанию эмира Тимура в 1399 г. на месте захоронения  Ходжи Ахмеда Ясави, умершего в XII в. Официальная история Тимура "Книга  побед" ("Зафар-наме") связывает  повествование о закладке здания с событиями конца 1397 г., когда  Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави. Согласно "Книге побед", именно во время  пребывания в городе Ясы Тимур  дал указание о создании здесь, на окраине его владений, грандиозного сооружения, достойного памяти Ходжи  Ахмеда Ясави. Оно должно было возвеличить  ислам, способствовать его дальнейшему распространению, облегчить правление обширным краем.

Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр  большого купола должен был равняться 30 гязам (гяз - мера длины, равная 60,6 см). В указе Тимура содержались также  рекомендации относительно некоторых  декоративных деталей здания и его  внутреннего убранства. Осуществление  указа о сооружении возлагалось  на Мауляну Убайдуллу Садра, ведавшего  при эмире делами благотворительности. В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования  верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата  служителей. В их число входили  проповедник, два чтеца Корана, управляющий  имуществом, водонос, садовник и уборщик. Хорошо сохранившаяся надпись над  входом в здание гласит: "Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом эмира Тимура Гургана... - да продлит аллах его повеления  на века!".

Указания Тимура о строительстве  исполнялись неукоснительно. По преданию, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося  в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства. В 1405 году Тимур умер, и работы на мавзолее Ахмеда Ясави прекратились. Незаконченными остались портальная часть (пештак) и  отделка интерьеров некоторых помещений  здания.  

  Как было сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави - многофункциональное сооружение, включающее целый ряд помещений: джамаатхану - зал для собраний, усыпальницу - место захоронения Ахмеда Ясави, мечеть, большой и малый аксараи - помещения для совещаний, диспутов; китабхану - комнату для переписи бумаг, хранения книг и документов; асхану - помещение, где приготовлялось ритуальное кушанье; кудукхану - комнату с колодцем; худжры - комнаты для служителей ханаки и паломников. Композиционно все помещения ханаки сгруппированы в прямоугольник размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м. Купола и арки портала возвышаются до 38 м.

Главным помещением в архитектурной  композиции постройки является усыпальница  Ахмеда Ясави, расположенная в глубине  здания. Над входом в усыпальницу  сказано: "Повелел построить эту  священную усыпальницу - "раудат" (дословно - сад шерифов)... амир Тимур  Гурган...". Термин "раудат" принят в переводах как "усыпальница", хотя дословно с арабского языка  он означает "сад", что применительно  к усыпальнице должно означать "райский  сад". Таким образом, усыпальница, предназначавшаяся для обитания духа похороненного здесь Ахмеда Ясави, названа райским садом. Соответственно и убранство этого помещения  решено самым изысканным образом. Посреди  крестообразного в плане зала установлено надгробие шейха, представляющее трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Угловые  гульдасты и карниз надгробия  декорированы резьбой в виде жгутов и сталактитов. Надписей на надгробии  нет. Помещение перекрыто двойным  куполом, внутренним высотой 17 м и  наружным около 28 м. В основании стен на каменный резной цоколь поставлена панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.

В северо-западном углу здания расположена мечеть. Помещение перекрыто  куполом, высоко поставленным на барабан, прорезанный световыми проемами. Мечеть - единственное помещение памятника, где сохранились фрагменты настенных  росписей, выполненных голубыми красками и представляющих собой геометрические и растительные орнаменты, заключенные  в пояски, рамы, картуши. Уникальным памятником мозаичного искусства является михраб мечети, выполненный в технике  наборной глазурованной мозаики.

Связывающее звено всех помещений - джамаатхана - это парадное помещение  комплекса, квадратное в плане со сторонами, равными 18,2 метра, покрыто  самым крупным из сохранившихся  в Средней Азии сфероконическим  куполом с одинарной оболочкой. Здесь проходили собрания и групповые  радения (зикры) дервишей. В центре зала находится ритуальный казан (отсюда другое, более употребляемое название зала - казанлык), отлитый, по преданию, из сплава семи металлов. Казан - символ единения и гостеприимства. Диаметр  его 2.2 метра, вес две тонны. Преувеличенные размеры казана продиктованы древними верованиями тюркских племен: край казана должен находиться на высоте рта  человека, который к нему направляется. Поверхность казана украшена тремя  поясами рельефных надписей на фоне растительного орнамента. Верхняя  гласит, что этот казан для воды - дар Тимура сооружению, воздвигнутому  в память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней слова: "Будь благословен", год изготовления казана - 1399 и имя  мастера - Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза. В нижней сказано: "Царство  аллаху". Ручки котла имеют  вид цветков лотоса и чередуются с круглыми выступами.

Благодаря полихромным глазурованным  облицовкам, бирюзовой гамме, сплошь покрывающим фасады, здание выглядит нарядно. В основе декора лежит преимущественно  эпиграфический орнамент. Все стены  памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпанованными в геометрические сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают места на подкупольных фризах, в обрамлении михраба и  выполнены канонизированным почерком сульс; особо выделены на памятнике  хадисы, использованные в оформлении оконных и дверных проемов. Ковровые заполнения стен со стилизацией букв содержат часто повторяемые богословские сентенции. Единственный фасад ханаки, оставшийся необлицованным, - это южный  или главный фасад здания, решенный в виде гигантского портала.

Туркестанская ханака - сложное  инженерное сооружение. Большой массив здания с двухсветными залами, 2-х  и даже 3-ярусным расположением  помещений предопределили весьма ответственные  конструктивные решения. Основаниями  памятника служат многослойные глиняные заливы глубиной до 1,5 м, одновременно служащие гидроизоляцией стен. Наиболее загруженные части памятника - пилоны портала, устои джамаатханы опираются  на глинобитные фундаменты. Стены  сложены из квадратного обожженного  кирпича на ганчевом растворе (разновидность  гипса).

Информация о работе Путешествие на юг Казахстана